28 Ноя

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В 21 веке образовательный процесс строится в режиме технологического подхода с учетом инновационных аспектов. Направленность современного высшего профессионального образования на субъектно-диалоговую парадигму как методологическую основу технологий образовательного процесса в целом, позволяет считать  формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся одним из приоритетных направлений социально-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Профессиональная деятельность современного специалиста в условиях информационного общества в значительной степени определяется умениями грамотного информационного взаимодействия как при непосредственной коммуникации, так и в процессе опосредованного общения (с печатными и электронными носителями информации). В сложившейся ситуации сформированность умений эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и дальнейшей трансляции информации приобретает особую значимость.

Запросы рынка труда ставят перед современным высшим образованием задачу повышения качества выпускаемого специалиста, способного к работе в условиях новой информационной среды. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения в вузе с позиций компетентностного подхода и формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов как важной составляющей их профессиональной компетентности.

Понятие «информационно-коммуникативная компетенция»  основывается на идее интеграции содержания коммуникативной и информационной компетенций и определяется нами как комплекс знаний основ теории коммуникации, информационных технологий, особенностей профессионального дискурса, умений коммуникативного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает наличие коммуникативной мотивации, рефлексии, способность использовать различные источники информации и информационные технологии, применять технические средства для решения широкого спектра учебных коммуникативных задач.

На данном этапе развития высшего профессионального образования (в рамках компетентностного подхода) необходимо учитывать особый потенциал языковых дисциплин в процессе формирования  информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как важной составляющей профессиональной компетентности специалистов.

Изучение языковых дисциплин максимально способствует:

— развитию коммуникативных качеств речи;

— формированию навыков управления информационно-коммуникативным процессом;

— развитию умений и навыков работы с информацией (нахождение необходимой информации, её структурирование) и т.д.

Ранее процесс формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения языковых дисциплин чаще строился на индуктивной основе путем последовательного вы­полнения ряда частичных функций. При этом каждая из функций изучалась изолированно друг от друга. Поэтому процесс приобретения коммуникативных навыков и навыков работы с информацией, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности придвигался медленно.

Сейчас представляется наиболее целесооб­разным строить процесс обучения на дедуктивной основе, чтобы информационно-коммуникативные навыки работы с информацией и умения обучающихся формировались на базе общих знаний. Новое содержание обучения с использованием информационных технологий должно, в конечном счете, при­вести к изменению содержания учебных материалов и программ.

В связи с этим необходимо разработать такие требования к учебным материалам, в которых нашли бы отражение следующие вопросы:

— как определить основные приемы учебной работы для данной языковой дисциплины и раскрыть их содержание;

— как включить эти приемы в учебный материал;

— как сочетать объяснение приемов, с одной стороны, и подведение обучающихся к более самостоятельному их усвоению — с другой;

— как при отборе наглядного языкового материала для обучающихся учитывать различные функции данных приемов;

— как обеспечить самостоятельный поиск учебной информации;

— как обеспечить взаимосвязь отобранного материала со смежными дисциплинами [1].

Также важно осознать непосредственную связь формирования информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов с информационно-коммуникативным характером самого педагогического процесса. Исследователи отмечают, что востребованность информации в педагогической системе является показателем активности образовательного процесса, в то время как возможность контролировать и анализировать информационный поток обусловливает эффективность управления педагогическим процессом [2].

В условиях информатизации образовательного процесса и создания рейтинговой системы контроля знаний именно информационные технологии позволяют осуществить разработку экспертно-обучающих систем оценки компетенций. В основе таких экспертных систем должны быть принципы теории поэтапного формирования умственных действий и умений.

Среди этих принципов можно выделить следующие:

— переход к планированию учебного процесса в соответствии с моделью формирования информационно-коммуникативной компетенции;

— введение  в  учебный процесс   количественного    измерителя    степени сформированности информационно-коммуникативной компетенции,  законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения;

— экспертно-обучающая система оценки знаний, умений, навыков должна создаваться с учетом вышеназванных принципов.

Создание экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает прежде всего учет основополагающих принципов:

— переход преподавателя к роли специалиста-«консультанта», что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности;

— переход к индивидуальной под­готовке специалиста, особенно это важно для самоподготовки;

— усиление акцента на автономную работу студентов;

— подготовка учебного пособия с учетом особенностей компьютерной технологии обучения;

— отказ от традиционных  форм контроля и внедрение индивидуального кумулятивного  индекса,  в котором  резко возрастает роль текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.

Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе экспертно-обучающих систем и системы экспертной оценки сформированности компетенций.

Таким образом, учитывая информационно-коммуникативную значимость языковых дисциплин, следует проводить дальнейшую исследовательскую работу над такими аспектами, как более детальная разработка педагогических условий использования информационных технологий, компьютерных обучающе-контролирующих программ в образовательном процессе, разработка комплексного подхода учебных пособий и компьютерных обучающе-контролирующих программ в процессе обучения языковым дисциплинам в вузе, более глубокое изучение информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как приоритетной ключевой компетенции в образовательном процессе вуза и т.д.

Список литературы:

  1. Ярцева И. К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.К. Ярцева. — Воронеж, 2009. – 139 с.
  2. Дуранов М. Е., Жернов В. И. Информационно-коммуникативный подход в обучении и организации педагогического процесса / М. Е. Дуранов, В.И. Жернов. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. — С. 25-37.
  3. Королькова Ю.С.Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов вуза / Ю.С. Королькова.  – 2014. – № 28 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/28/informacionno-kommunikativnye-kompetencii-studentov
    О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН
    В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования информационно-коммуникативной компетенции в системе высшего профессионального образования.
    Written by: Смирнова Ирина Григорьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook