31 Окт

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» (2010 г.) нашим сотворческим коллективом разработана «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры». Особенности концепции описаны нами в монографии «Индивидуальное здоровье человека. Основы» (2012 г.) [1]. В основу данной концепции заложен большой потенциал в таких новых, созданных И.Н.Семеновым и его научной школой (В.Г.Аникина, И.М.Войтик, Г.И.Давыдова, В.М.Дюков, В.К.Зарецкий, М.И.Найденов, Г.Ф.Похмелкина, С.Ю.Степанов и др.) областях человекознания, как: рефлексивно-гуманитарная психология; рефлексивно-системная акмеология; рефлексивно-деятельностная педагогика.

В 2014 году издательством Сибирского федерального университета была издана монография  Скурихиной Н. В. «Комплексная система естественного оздоровления», в которой рассмотрены четыре основных подхода к оздоровительной и адаптивной физической культуре применительно к ВУЗу: нормоцентрический, феноменологический, холистический и акмеологический [4].

В 2014 году нами на основе опыта Высшей школы экономики в рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» создан постоянно действующий семинар «Рефлексивная практика управления проектами в области оздоровительной и адаптивной физической культуры». Конечная задача семинара – сделать научную работу участников проекта постоянным и систематическим элементом образовательного процесса, включить участников проекта в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности в области оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Ожидаемый результат реализации постоянно действующего семинара –  выработка компетенции исследовательской и проектно-аналитической работы, а также обеспечение методической поддержки процесса реализации проекта  «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе».

Постоянно действующий семинар позволяет участникам семинара:

– получить знания  о теоретических и методологических принципах проведения исследований в области оздоровительной и адаптивной физической культуры;

–научиться осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач получения представлений об организации деятельности в области оздоровительной и адаптивной физической культуры, уметь осуществлять экспертно-аналитические исследования по заданным проблемам;

– получить навыки (приобрести опыт) организации научного исследования, обработки и анализа материалов, подготовки и написания научного текста, приобрести опыт презентации и защиты его.

Особое внимание в рамках постоянно действующего семинара мы обращаем на:

– методологию и методы  исследования проблем оздоровительной и адаптивной физической культуры;

– организацию и проведение исследований в области оздоровительной и адаптивной физической культуры;

– методологию и процедуры анализа материалов исследования и его представления в научном квалификационном тексте.

В 2015 году «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры» нами дополнена с учетом двух ключевых документов:

«Доктриной образования человека в Российской Федерации» [5], которая представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих для организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека в России: миссию, цели, задачи, содержание, систему.

– «Манифестом гуманистической педагогики XXI века» [3], который осмысляет изменения, произошедшие со школой за последние 30 лет. Среди участников инициативы — директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, писатель и профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский,научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, ректор МГПУ Игорь Реморенко, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша, гендиректор «Школьной лиги» Михаил Эпштейн, учитель и эксперт «Школьной лиги» Анатолий Шперх.

Наша «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры» подчеркивает и развивает ряд ключевых положений «Доктрины образования человека в Российской Федерации».

Первое. Смысл образования Человека – реализация его возможностей [5]: никакой жизненный проект не имеет ценности, если он разрушает здоровье Человека. Вы не сможете утверждать, что достигли благополучия и счастья,  если на пути к достижению цели, не сумеете сохранить свое здоровье [1].

Второе. Основным принципом образования Человека является его человекосообразность – соответствие образовательного процесса миссии Человека и направленное на выявление и реализацию возможностей Человека по отношению к себе и окружающему миру [5]: смысл человекосообразной оздоровительной и адаптивной физической культуры определяется смыслом Человека; пренебрежение своим телом, ведет к тому, что мы можем утратить не только свое здоровье, а и можем пострадать на ментальном уровне – потерять сфокусированность, креативность, выносливость, твердость, смелость, способность к обучению и память [1].

Третье. Человек – неисчерпаем; его возможности безграничны [5]; стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье для всех – 21 век» заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья» – максимально достижимого уровня здоровья Человека [2].

Четвертое. Человек есть творец [5]; отсюда возрастает роль креативности – творческих способностей индивида, характеризующихся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора [1].

Пятое. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру [5]; поэтому особое внимание мы уделяем развитию физического интеллекта – способности поддержать свое тело в здоровом и энергичном состоянии; физический интеллект – это способность понимать и любить свое тело, заботиться о нем и делать все необходимое для того, чтобы все системы организма функционировали максимально эффективно [1].

Наша «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры» подчеркивает и развивает так же ряд ключевых положений «Манифеста гуманистической педагогики XXI века»[3].

В качестве альтернативы социоцентрической, личностно отчужденной образовательной парадигмы мы рассматриваем концепцию гуманистического, личностно-ориентированного подхода.

Гуманистический подход, основанный на идее, что образование – это развитие, идущее от самой личности (в которой изначально заложено стремление к полной самореализации), является наиболее прогрессивным и наиболее соответствует условиям демократизации общества и образования.

Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры.

Основной, ведущей идеей гуманистической концепции является идея саморазвития. Гуманистическая концепция исходит из идеи самоценности личности, ее духовности и способности к саморазвитию. Главным в гуманистическом подходе является личностное развитие, раскрытие личностного потенциала, которым изначально обладает каждый человек.

Гуманистическая педагогика считает наиболее эффективной стратегией организации оздоровительной и адаптивной физической культуры стратегию «фасилитации» (от англ. to facilitate – помогать, способствовать) – помощь и стимулирование саморазвития личности.

Список литературы:

  1. Дюков В. М. Индивидуальное здоровье человека. Основы / В. М. Дюков, Н. В. Скурихина, монография; – LAP LAMBERT Academic Publishing. – Saarbrücken (Германия) : 2012. – 479 с.
  2. Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Европейская серия по достижению здоровья для всех № 6.- Копенгаген, 1999.-310 с.
  3. «Манифест гуманистической педагогики XXI века» [Электронный ресурс] // Новая газета; 112 от 12.10.2015 г. – http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html
  4. Скурихина Н. В.Комплексная система естественного оздоровления / Н. В. Скурихина Н.В., монография, – Издательство Сибирского Федерального Университета (СФУ), 2014 г.–164 с.
  5. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект, версия №2 от 19.12.2014 г.). [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.12.2014 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2014/1219.htm.
    НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
    В статье рассматриваются некоторые особенности «Концепции развития оздоровительной и адаптивной физической культуры», разработанной в рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе». Особое внимание обращается на особенности постоянно действующего семинара «Рефлексивная практика управления проектами в области оздоровительной и адаптивной физической культуры», а так же на адаптацию концепции применительно к двум ключевым документам: «Доктрине образования человека в Российской Федерации» и «Манифесту гуманистической педагогики XXI века».
    Written by: Скурихина Наталья Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook