30 Янв

Мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников вуза




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Представления о том, что главной задачей вузов является подготовка специалистов с полным набором профессиональных знаний, качеств и навыков профессиональной деятельности, требуют существенной коррекции. Необходимость совершенствоваться концепции высшего профессионального образования связана с прогрессирующим ухудшением здоровья и физического развития школьников и студентов [2,с.12], снижением вследствие этого качества подготовки выпускников, ущербом экономике, имиджу и конкурентоспособности вуза при низкой успеваемости и отчислении учащихся.

Общепризнанно, что в нашей стране в настоящее время ярко проявляются противоречия и кризисные явления, в том числе и в сфере профессионального образования, которые в форме тенденций характерны для большинства стран мира. Таким серьезным противоречием является прогрессирующее возрастание информационно-учебных нагрузок, вызванное высокой конкуренцией на рынке труда и образовательных услуг, на фоне ухудшения основных характеристик жизнедеятельности студенческой молодежи [3,с.38]. Правомерно говорить о том, что школьники и студенты являются частью населения, которая в наибольшей степени испытывает перегрузки под влиянием возрастающего давления информационного общества. Показано, что у школьников и студентов морфофункциональные системы организма, физическое развитие, психическая сфера и здоровья проявляют признаки дефицитарности, что приводит к биологической, психологической и социальной дезадаптации в процессе обучения и социализации [1,с.62]. Учащиеся подвержены влиянию условий городской среды, природно-климатических факторов, учебным, информационным и психологическим нагрузкам, гипокинезии. Для определения значимости этих воздействий в Финансовом университете при Правительстве РФ проводится ежегодный мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников. Результаты обследования используются для научного анализа в целях организационно-методических изменений учебного процесса, распределения студентов в учебные группы с дифференцированными нагрузками для занятий по предмету «Физическая культура».

Цель настоящего исследования состояла в оценке показателей здоровья, физического развития (ФР) и подготовленности (ФП), функционального состояния (ФС) первокурсников до начала учебных занятий в Финансовом университете для совершенствования физического воспитания и профессионального образования в интересах развития здоровья студентов.

Проводился медицинский осмотр и комплексное обследование общепринятыми методами. ФР определяли по показателям: роста, веса, обхвата груди на входу и выходе, ФС по функциональным  параметрам: жизненной емкости легких и времени задержки дыхания на вдоху, артериального давления по методике Короткова. ФП оценивалось по двигательным тестам: динамометрии правой и левой рук, прыжку вверх, гибкости; общая работоспособность определялась с помощью степ-теста. Математическими методами на основании первичных данных были получены интегральные ранговые коэффициенты, позволяющие сравнивать результаты ежегодного мониторинга здоровья первокурсников. Формулы для определения интегральных коэффициентов разработаны В.Н. Кулаковым.

В таблице 1 представлены рост, вес и их динамика за трехлетний период. Динамики роста у студентов не зарегистрировано, при этом наблюдалось повышение веса первокурсниц 20014 года на 5,4%.

Таблица 1.

Общая характеристика основных антропологических показателей студентов и их участие в занятиях спортом.

Пол

Год поступления Кол-во % Рост (см) Вес (кг)

Занимающихся спортом

Кол-во

%

Девушки 2012 950 70,8 164,2 56,4 194 20,4
2013 1228 75,2 165,1 57,1 110 8,9
2014 1702 74,8 165,3 59,4 355 20,8
Юноши 2012 390 29,2 177,1 68,2 160 40,9
2013 405 24,8 177,3 68,4 131 32,3
  2014 573 25,1 177,1 67,2 230 40,1
Всего 2012 1340 100     354 26,1
2013 1633 100     241 17,7
2014 2275 100     585 25,7

Оптимальность росто-весового соотношения (табл. 2) является мерой соответствия питания и энергетических затрат и, косвенно, свидетельствует о балансе обмена веществ в организме. Для оценки степени оптимальности росто-весового отношения служит коэффициент упитанности (Купит.), получаемый как результат отношения измеренной массы тела к расчетному показателю оптимального веса, определенному по данным литературы. Превышение значения Купит. Нижу 1,0 – дефицит массы тела.

Таблица 2

Динамика коэффициента упитанности первокурсников

Значение Купит

Год Количество Итого
Дев. Юн. Чел.

%

<0,81 2012 15 16 31 2,3
2013 17 20 37 2,2
2014 42 28 70 3,1
0,81-0,88 2012 97 72 169 12,6
2013 113 49 162 9,9
2014 172 100 272 11,9
0,89-0,96 2012 219 94 313 23,4
2013 273 89 362 22,2
2014 436 160 596 26,1
0,97-1,03 2012 265 99 364 27,3
2013 262 108 370 22,8
2014 409 128 537 23,6
1,04-1,11 2012 191 60 251 18,7
2013 279 66 345 21,1
2014 303 72 375 16,5
1,12-1,19 2012 95 26 121 9,0
2013 127 40 167 10,2
2014 151 40 191 8,4
>1,19 2012 68 23 91 6,7
2013 157 33 190 11,6
2014 198 45 234 10,2

Анализ данных таблицы 2 показывает, что в 2014 году 23% студентов имеют оптимальный вес и 42%- близкий к оптимальному, что составляет 65% обследованных. Количество студентов с дефицитом веса составляет 15%. Избыток веса на 12-19% имеют 8,4%, а превышение на 20% массы тело характерно для 10,2% первокурсников, что выше среднестатистических данных для данной возрастной группы. Эти соотношения в основном сохраняются в течение трехлетнего периода обследований.

Проведена ранговая оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Из (табл. 3) следует, что в 2014 году в 2-3,4 раза уменьшилось количество, как девушке, так и юношей с «отличным» состоянием ССС. 35% от общего числа студентов имеют «отличные» и «хорошие» показатели ССС, в то время как 19% первокурсников 2014 года обнаружили неудовлетворительное функциональное состояние ССС. Количество девушек с «плохими» показателями в 1,2 раза меньше, чем юношей, около четверти, которых входят в группу с «плохими» показателями ССС. Распределение студентов между группами с «хорошими» и «удовлетворительными» показателями в 2012-2014 годах неравномерное с различиями в 17-20%. Имеющиеся данные можно оценить как негативные, свидетельствующие об уменьшении у первокурсников функциональных возможностей ССС, что проявляется в снижении ФР и ФП под влиянием социально-экологических условий.

Таблица 3

Функциональное состояние сердечно сосудистой системы (% студентов)

 

Год поступления

Оценка сердечно-сосудистой системы
Отлично

>4,9

Хорошо

4,0-4,9

Удовл.

3,0-3,9

Плохо

2,0-2,9

Очень плохо

<2,0

Девушки 2012 2,9 30,8 53,1 12,4 0,6
2013 6,0 22,3 45,7 25,1 0,7
2014 1,8 31,5 45,0 18,0 0,7
Юноши 2012 7,2 28,9 52,3 11,5
2013 5,7 21,4 45,0 25,4 1,5
2014 2,1 28,2 44,3 23,6 2,1
% от общего числа 2012 4,2 30,3 53,0 12,1 0,4
2013 5,9 22,2 45,9 25,1 0,9
2014 1,8 33,0 44,8 19,3 1,0

Функциональное состояние дыхательной системы (табл. 4) определялось как «хорошее» и «отличное» у 21,2% девушек и 26,3% юношей. Однако количество юношей с отличным показателем снизилось, в 2014 году в 2,5 раза с удовлетворительными показателями возросло в 1,3 раза по сравнению с данными в 2012-2013 годов. Особенно неблагоприятным фактором является большое число студентов с плохими показателями дыхательной системы (от четверти до половины общего количества обследованных). Существенное влияние на снижение функциональных возможностей дыхательной системы оказывают такие факторы, как природно-климатические условия, загрязнения воздуха в крупном мегаполисе и высокая распространенность курения в молодежной среде. Из ежегодных данных М3 РФ следует, что заболевания органов дыхания у населения России прочно удерживает первое место среди всех патологий. Это медико-демографическая ситуация зависит от природно-климатических факторов и неудовлетворительного состояния иммунной системы населения. Роль дозированных занятий физической культурой в повышении иммунитета является одной из ведущих, особенно в период адаптации первокурсников к возрастанию учебных нагрузок.

Таблица 4

Функциональное состояние дыхательной системы (% студентов)

 

Год поступления

Оценка сердечно-сосудистой системы
Отлично

>5,0

Хорошо

4,0-4,9

Удовл.

3,0-3,9

Плохо

2,0-2,9

Очень плохо

2,0

Девушки 2012 5,9 14,2 45,5 29,4 4,8
2013 3,4 11,4 33,4 48,6 2,9
2014 5,8 15,3 49,9 27,7 1,2
Юноши 2012 13,8 25,1 31,2 19,7 10,0
2013 13,1 20,0 27,6 37,0 2,2
2014 5,4 20,9 35,1 29,7 9,1
% от общего числа 2012 8,2 17,4 41,5 26,6 6,3
2013 5,8 13,6 32,0 45,8 2,8
2014 8,7 16,7 46,1 25,3 3,2

Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата (табл. 5) у 90,9% обследованных студентов можно оценить как хорошее и удовлетворительное, причем у девушек и юношей этой оценке соответствуют сопоставимые по численности группы обследованных. Отличные показатели регистрируются у девушек в 1,6 раза чаще, чем у юношей. Необходимо обратить внимание, что 8,4% обследованных имеют «плохую» оценку состояния опорно-двигательного аппарата, при чем юношей среди них в 1,5 раза больше, чем девушек, что требует обязательного применения специальных корригирующих программ физических упражнений для повышения уровня ФП и ФР студентов средствами физической культуры.

Таблица 5

Состояние опорно-двигательного аппарата (% студентов)

 

Год поступления

Оценка сердечно-сосудистой системы
Отлично

5,0

Хорошо

4,0-4,9

Удовл.

3,0-3,9

Плохо

2,0-2,9

Очень плохо

<2,0

Девушки 2012 1,9 36,8 56,2 4,8 0,2
2013 3,9 41,2 46,8 7,9 0,1
2014 3,3 45,3 46,1 5,1 0,2
Юноши 2012 1,5 44,3 50,0 3,7 0,2
2013 1,2 34,3 55,8 8,6
2014 2,0 39,4 50,0 8,2 0,1
% от общего числа 2012 1,8 39,0 54,5 4,5 0,2
2013 3,3 39,5 49,1 8,1
2014 3,1 43,8 47,1 5,9 0,1

По результатам обследования и осмотра врачами профильных специальностей (терапевт, хирург, окулист) студентам определялась медицинская группа для дифференцированных физических нагрузок. Распределение студентов по медицинским группам представлено в таблице 6. По сравнению с 2013 годом количество студентов специального отделения уменьшилось в 3 раза. Половина юношей все три года занимается в основной группе, а в специальном отделении юношей в 2014 году на 8% меньше, чем в прошлом году.

Таблица 6

Распределение студентов по медицинским группам

 

Год поступления

Медицинская группа
Основная Подготовительная

Специальная

Число девушек и юношей вместе 2012 495 чел. 482 чел. 362 чел.
Девушки, % 2013 33,3 28,3 38,4
2014 42,9 43,5 13,5
Юноши, % 2012 50,1 26,2 23,7
2013 49,9 35,1 15,0

Итак, анализ уровней ФР и ФП свидетельствует о том, что занятия по учебному предмету «Физическое воспитание» школьников не обеспечивают преемственности для продолжения учебы в вузе. Особенно низка результативность общеобразовательной школы по развитию отдельных физических качеств. Для обеспечения процесса адаптации к обучению в вузе приоритетным качеством является выносливость, которая служит одним из главных качеств, предотвращающие негативные последствия гипокинезии и гиподинамии. Полученные данные подтверждают представление о важности для первокурсников процесса адаптации к обучению в вузе, необходимости организации обучения данному предмету как процессу усвоения навыков восстановления и развитию здоровья, противодействующих комплексу негативных факторов. Приоритетным для педагогического процесса на кафедре физического воспитания и спорта является развитие выносливости, при этом необходимо разработать систему мероприятий для юношей, по сколько по целому ряду показателей здоровья они имеют более выраженную тенденцию к ухудшению результатов в динамике обследования за трехлетний период, чем девушки. Результаты работы свидетельствуют о необходимости единства образовательного и оздоровительного процессов в вузах. Это требует наращивания оздоровительной направленности организационно-методических принципов работы кафедр физической культуры на основе новых образовательных технологий, усиления влияния коллективов кафедр физического воспитания на образовательную политику в вузах для восстановления и развития здоровья студентов.

Список литературы:

  1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанова Е.П., и др. Здоровье студентов. – М., 1997.
  2. Ефимова И.В., Будыкова Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2003.
  3. Казначеев В.П. Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2003.
    Мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников вуза
    Written by: Татарова Светлана Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook