27 Фев

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе не только не теряет своей актуальности, но и становится все более злободневным в условиях быстро меняющейся экономической и политической ситуации в мире. Повышение качества профессионального образования является одним из основных целевых ориентиров Министерства образования и науки на 2018 год, как указано в плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 гг. Современные глобальные тенденции и задачи нашего времени требуют новых технологий и знаний выпускников современной высшей школы, чтобы соответствовать всем запросам общества и экономики. Несмотря на очевидность того факта, что развитие высшего образования всегда было одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки, следует отметить повышение интереса к этой области за последнее время. Так, на расширенном заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре в Минобрнауки России 19 февраля 2015 г. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, осветив текущее положение вещей в отечественном образовании и определив основные задачи в этой сфере, отметил, что в настоящее время «в сфере профессионального образования обучается 7 млн. студентов, что на 3 млн. меньше, чем в 2006 году, и в последующие 10 лет эта тенденция будет сохраняться.»[4]. В мае 2015 года Дмитрий Ливанов в своем выступлении на коллегии Минобрнауки подчеркнул необходимость повышения международной конкурентоспособности университетов РФ. На Гайдаровском форуме в январе 2016 года также многое говорилось о планах превращения российской школы в одну из лучших в мире в ближайшее десятилетие, для чего необходима ее трансформация в соответствии с международными стандартами, некоторый процент иностранных специалистов в нашем образовании, а также реализация преподавания ряда программ на иностранном языке, что позволит аспирантам более широко публиковаться в международных журналах на иностранных языках[5].  На этом фоне вопрос эффективности преподавания в вузах встает особенно остро, в связи с чем проводится регулярный мониторинг эффективности российских вузов.

Итак, современное образование должно быть конкурентоспособным на международном уровне, что невозможно без повышения роли иностранного языка как обязательного предмета в программах любого вуза вне зависимости от специальности. Подход к решению этой задачи у каждого вуза, конечно, свой, но хотелось бы указать на некоторые наметившиеся положительные тенденции в области изменения подхода к методике преподавания иностранного языка в высшей школе. В условиях сокращения бюджетных ассигнований федерального бюджета неизбежно возникает вопрос о необходимости интенсификации учебного процесса за счет модернизации методики преподавания.

В настоящее время существует новая редакция федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС-3+(плюс) по всем направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям высшего образования. В них устранены ограничения по формированию модульных образовательных программ. Использование модулей в любой системе обучения улучшает ее качество и эффективность. Модуль – это учебная базовая единица цельной и логически структурированной программы по определенной дисциплине. Она включает в себя дидактически законченные самостоятельные разделы практических курсов, контрольные блоки и форму отчетности. В модуле выделены проблемы и цели с учетом специфики вуза и требований государственного стандарта [3]. За модульным обучением – будущее, так как оно дает возможность более гибкого и динамичного подхода к изучению дисциплины, ведь отдельные учебные элементы внутри блоков, модулей, из которых «собирается» учебный курс, взаимозаменяемы, а сам процесс учебы реализуется через индивидуальный подход. При внедрении модульных технологий обучения интенсивность усвоения учебного материала резко возрастает, так как они личностно-ориентированы. Модули, имеющие одну и ту же конечную цель, могут быть совершенно различными по содержанию учебных единиц, методам и приемам обучения, темпам изучения и уровню самостоятельности студентов. Поскольку познавательный интерес напрямую зависит от личного участия студента в организации процесса изучения дисциплины, качество усвоения, несомненно, улучшается.

Индивидуальный подход в модульном обучении реализуется в нескольких направлениях:

1) поуровневая дифференциация обучения, что практикуется во многих вузах при изучении иностранного языка. Как правило, выделяются 3 уровня сложности: Elementary, Pre-Intermediate и Intermediate.

2) различный темп работы с учебным материалом. Только после усвоения одной из единиц можно переходить к следующей. Уверенность в своих знаниях – гарантия положительной мотивации студента при изучении материала.

3) обеспечение широкого спектра различных форм организации познавательной деятельности помимо индивидуальной – групповой, коллективной, способствующей развитию коммуникативных навыков.

4) предоставление большей свободы студенту при выборе индивидуального графика работы с учебным материалом. Студент может быть более свободен в выборе конкретного учебного материала при том, что основные рамки учебного процесса должны оставаться достаточно жесткими.

5) организация индивидуального контроля: входного – для определения степени готовности студента к работе в определенном модуле, и выходного – для подтверждения  получения студентом необходимого объема знаний.

Функции преподавателя также видоизменяются, поскольку происходит сдвиг в сторону мониторинга учебного процесса, т.е. помощи в организации индивидуальной работы студента, расчета графика консультаций в зависимости от сложности учебного материала и уровня группы, определения форм пошагового и итогового контроля. Таким образом, преподаватель имеет возможность творческого подхода в выборе учебного материала с каждой отдельно взятой группой студентов в зависимости как от исходного уровня знаний студентов, так и от их конкретной специальности.  Использование специально подобранных таблиц, фото и видео материалов, четко соответствующих заявленным целям обучения, активизирует конкретные виды мыслительных механизмов — памяти, ассоциативного и логического мышления – и способствует ускорению темпа освоения материала [1, с.11].  Конечно, большой объем самостоятельной работы первоначально может показаться непреодолимой трудностью для более слабых студентов, но грамотное поэтапное распределение нагрузки преподавателем, а также обдуманный подбор им современного, актуального и профориентированного текстового материала на иностранном языке способны мотивировать студентов к интенсификации процесса овладения иноязычной культурой.

Нельзя переоценить возможности современных информационных технологий при работе по модульному принципу. Применение электронных ресурсов в образовательном процессе исключительно целесообразно, т.к. современный студент, свободно владеющий компьютерными технологиями, способен в гораздо большей степени  обеспечивать успешное самостоятельное изучение предмета под контролем преподавателя. Обратная связь с преподавателем также может быть ускорена при осуществлении ее с помощью компьютерных технологий. Ведущие издательства, выпускающие учебную литературу для изучения английского языка, уже разработали и выпустили прекрасные электронные платформы, помогающие преподавателю максимально эффективно выполнять возложенные на него функции.

Изменение стиля и структуры работы преподавателя, а именно разработка специальной учебной программы модульного обучения, в которой учтены цели обучения, дана всеобъемлющая информация по предмету, а также конкретное методическое руководство по ее использованию, накладывает огромную дополнительную нагрузку на профессорско-преподавательский состав, однако результат превзойдет все ожидания. Предварительная работа в разы снизит трудозатраты непосредственного процесса преподавания.

Несомненные преимущества модульных технологий обучения очевидны. Студент получает незаменимые навыки самоуправления познавательной деятельностью, а преподаватель – дополнительную возможность творческой реализации и профессионального самосовершенствования. Грамотное, научно обоснованное изменение подхода к преподаванию иностранных языков в высшей школе обеспечит ускоренное приобретение компетенций, необходимых современному высококвалифицированному специалисту, адаптированному к условиям современной экономики.

  1. Ананьева Е.И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема//Вестник ОГУ №4, 2006
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991 -207 с.
  3. Ермолаева Е.И. Модульное обучение в вузе: его основные учебные элементы//Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.2009/URL:http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/Pedagogica/5_92413.doc.htm
  4. Ливанов Д.В., 2015 URL: http:// минобрнауки.рф/новости/5194
  5. Четверикова О. К чему готовят российское образование? //Аргументы Недели. 2016,  28     января .
    МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    В статье говорится о преимуществах использования модульной системы в процессе преподавания иностранных языков в высшей школе на современном этапе. Вопрос о необходимости интенсификации учебного процесса за счет модернизации методики преподавания в настоящее время стоит особенно остро, а модульная система обучения позволяет обеспечить гибкий и динамичный подход к преподаванию дисциплины, интенсивность усвоения учебного материала, а также предоставить большую свободу как студентам с разными уровнями знаний при подготовке к занятиям, так и преподавателям при выборе конкретных методов и приемов обучения. Использование современных информационных технологий позволяет ускорить и облегчить процесс усвоения знаний.
    Written by: Ватлина Татьяна Николаевна, Демчинская Екатерина Алексеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook