31 Окт

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-АГРОИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Вопросы модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов обсуждались на заседании Совета по науке и образованию под председательством президента РФ В.В. Путина. В своем выступлении Владимир Владимирович сказал, что необходимо предпринимать конкретные шаги по модернизации системы инженерного образования. «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости [7].

Учитывая современное состояние АПК (агропромышленного комплекса) в России, в настоящее время реализуется государственная программа модернизации и развития сельского хозяйства (Государственная программа развития АПК на 2013-2020 г.), согласно которой важнейшим условием формирования инновационного агропромышленного комплекса является научное и кадровое обеспечение.

Изменились требования, предъявляемые к будущему агроинженеру и в связи с информатизацией общества. Государственная программа Российской Федерации «Информационное  общество  (2011-2020  годы)» направлена  на совершенствование отечественной  системы  профессионального  образования,  повышение  уровня подготовки выпускников, их конкурентоспособности на рынке труда [1].

Современный агроинженер, выполняя профессиональные задачи, постоянно сталкивается с необходимостью поиска, хранения и переработки больших объемов информации, его профессиональная деятельность неразрывно связана с информационной деятельностью. В связи с этим, будущий агроинженер должен обладать информационной компетентностью, являющейся одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности. Информационная компетентность предполагает свободное владение средствами информационных и коммуникационных технологий и применение их в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Понятие «информационная компетентность» изучено достаточно широко. Проблемы формирования информационной компетентности специалистов рассматривались в диссертационных исследованиях: Н.Г. Витковской, А.М. Витт, Н.В. Евладовой, А.Н. Завьялова, Е. М. Зайцевой, Е.К. Панюковой, М.Ю. Порхачева, С.В. Савельевой и др.

Однако, анализ ситуации на сегодняшний день показывает, что уровень информационной  компетентности  выпускников вузов инженерного профиля не  вполне  соответствует  требованиям, предъявляемым на рынке труда. Недостаточно реализованы возможности содержания учебных дисциплин, методов, организационных форм и средств обучения в отношении формирования исследуемой компетентности.

Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» профиль «Электрооборудование и электротехнологии», квалификация – бакалавр показал, что понятие «компетентность» не используется для определения результатов обучения. Для достижения данной квалификации у бакалавра должен быть сформирован определенный набор общекультурных и профессиональных компетенций.

Нами были выделены компетенции, определяющие содержание информационной компетентности будущего бакалавра-агроинженера (таблица 1).

Таблица 1

Компитенции, определяющие содержание информационной             компетентности будущих бакалавров-агроинженеров

 

№ п/п индекс   компетенции

Содержание

Общекультурные компетенции

1 ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
2 ОК-10 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
3 ОК-11 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;  навыками работы с компьютером как средством управления информацией
4 ОК-12 Способность к работе с информацией в компьютерных сетях

Профессиональные компетенции

5 ПК-1 Способность к использованию основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования
6 ПК-10 Способность использовать информационные технологии и базы данных в агроинженерии
7 ПК-18 Готовность систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия
8 ПК-24 Способность использовать информационные технологии при проектировании машин и организации их работы

Учитывая требования ФГОС ВПО и опираясь на исследования ученых в области формирования информационной компетентности  специалистов различных областей, «информационная компетентность» будущих бакалавров-агроинженеров определена  нами как интегральное качество личности, владеющей совокупностью общекультурных и профессиональных информационных компетенций, проявляющееся в готовности применять полученные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, реализовывать свой потенциал, осознавать личную ответственность за результаты своего труда.

Формирование информационной компетентности представляет собой непрерывный целостный педагогический процесс. На рисунке 1 представлена модель формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе. Предложенная нами модель содержит:  цель; структурные компоненты информационной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой.

Рис.1. Модель формирования информационной компетентности будущих        бакалавров-агроинженеров в вузе.

Формирование информационной компетентности оценивается по уровню сформированности этих трех компонентов (низкий, средний, высокий); теоретические подходы к обучению: системный, компетентностный, контекстный, личностно-деятельностный; дидактические условия формирования информационной компетентности; формы организации процесса обучения: традиционные и инновационные; результат — сформированность информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров.

В процессе формирования информационной компетентности мы использовали информационные и коммуникационные технологии на учебных занятиях.

На основании исследований ученых в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучении (А.А. Вербицкий, О.А. Козлов, Г.А. Кручинина, А.А. Кузнецов, Е.Б. Михайлова,  И.В. Роберт и др.) и проверки предложенной модели формирования информационной  компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе, можно сделать вывод об эффективности использования данных технологий в учебном процессе [3-6 и др.]. Сравнительные данные сформированности информационной компетентности представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Сравнительные данные сформированности информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров

 

 

Уровень

Контрольный этап педагогического эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа
Низкий 8,5% 4%
Средний 53% 50%
Высокий 38,5% 46%

 

Список литературы:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»  [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/734787
  2. Доктрина инженерного образования Электронный ресурс. / Ассоциация инженерного образования России, http://aeer.ru/winn/doctrine-/doctrmel.phtml
  3. Кручинина Г.А., Дарьенкова Н.Н. Применение информационных и коммуникационных технологий в творческой деятельности студентов технического вуза // Приволжский научный журнал. –   – № 1 (33). – С. 193-199.
  4. Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012.– № 4-1. – С. 26-33.
  5. Кручинина Г.А., Шилова Т.В. Реализация компетентностного подхода к информационной подготовке студентов инженерных специальностей // Образование и саморазвитие. – 2012. – Т. 4.– № 32. – С. 67-73.
  6. Кручинина Г.А., Шилова Т.В. Формирование информационной компетентности студентов инженерных специальностей // Образование и наука. – 2013. – № 2 (101). – С. 85-96.
  7. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saveras.ru/archives/9859.
    МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-АГРОИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ
    в данной статье рассматриваются современные требования к подготовке будущего бакалавра-агроинженера в вузе в условиях информатизации общества. Проведен анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» профиль «Электрообрудование и электротехнологии», выявлены приоритетные информационные компетенции. Автор излагает основные моменты исследования в области формирования информационной компетентности агроинженеров в процессе изучения информационных дисциплин (Информатика, Информационные технологии).
    Written by: Шилова Татьяна Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook