23 Июн

МОДЕЛИРОВАНИЕ КУРСА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ ВУЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В связи с применением современных информационных технологий в сфере образования возникает необходимость формирования виртуального образовательного пространства работы студента и преподавателя, а также разработки инструментов управления учебным процессом в виртуальной среде обучения. Что, в свою очередь, требует существенных изменений и в преподавательской деятельности, изменяя место и роль преподавателя в учебном процессе.

Факторы эффективности организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий сформулированы в работе [1].  Понятие и компонентный состав предметной информационно-образовательной среды, модели преподавания и схема взаимодействия преподавателя/студента в предметной/виртуальной среде, а также специальные требования готовности преподавателя и студента к работе в информационном образовательном пространстве предложены в работах [1,2].

Процесс дистанционного обучения как системообразующая функция системы повышения квалификации работников образования рассматривается в работе и представляет совокупность отношений в виде отдельной дистанционной образовательной среды. Информационно-образовательная среда (ИОС) вуза как фактор подготовки специалиста с особенностями учебной деятельности студентов и технологиями моделирования предметной ИОС проектной деятельности описаны в работе [2].

Однако формирование виртуального образовательного пространства посредством среды дистанционного обучения при организации учебного процесса сталкивается с проблемой организации коммуникации студентов и преподавателей.

В Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления ведутся разработки по созданию информационно-образовательной среды, которая в качестве системы управления обучением использует СДО Moodle.

Дистанционное обучение  базируется на трех основных составляющих:

  • технологическая составляющая включает в себя программное и аппаратное обеспечение, телекоммуникационные средства связи, техническую поддержку и программное сопровождение;
  • содержательная составляющая содержит информационные ресурсы в виде разработанных дистанционных курсов и методической поддержки и сопровождения информационного ресурса;
  • организационная составляющая направлена непосредственно на процесс обучения студентов, подготовки или переподготовки преподавателей дистанционного обучения.

Так технологическую составляющую дистанционного обучения можно представить в виде модели информационной обучающей системы (ИОС) вуза, представленной на рисунке 1.

В данной модели обучение опирается на самостоятельную работу студентов, в частности – в изучении тем учебного курса, выполнении контрольных заданий и тестирования по пройденному материалу.

Рисунок 1. Модель ИОС на основе интерактивного обучения

При смещении акцента в сторону самостоятельной работы студента преподаватель выступает в большей степени как консультант, вследствие этого больше ответственности возлагается на самого студента и возможность оперативной связи с преподавателем. Считается, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии оперативной обратной связи «студент-преподаватель».

Одним из возможных средств связи между преподавателями и студентами служит модуль «Сообщения». Модуль сообщений позволяет преподавателю формировать объявления для нескольких групп одной или нескольких специальностей вуза, вести индивидуальную переписку с обучаемым, передавать файлы с индивидуальными заданиями и получать от студента файлы выполненных заданий или текстовые сообщения (рис. 2).

Рисунок 2. Модель явления модуля «Сообщения» для групп потока

Так студент, получив объявление или индивидуальное задание, может на портале вуза войти в информационную обучающую систему moodle2.esstu.ru и выбрать требуемый курс для обучения или самостоятельной работы и/или для проверки своих знаний. Преподаватель отслеживает результаты работы студента или группы студентов, после чего в модуле сообщений оповещает обучаемого о промежуточных или итоговых баллах за выполненное задание или пройденный тест.

Таким образом, рассматривая организацию развития учебного процесса в вузе как открытую развивающуюся систему, используя информационно-коммуникационные технологии, интегрированные в образовательную среду,  можно выделить ее новые возможности, обусловленные внутрисистемными взаимодействиями, непосредственно влияя на повышение качества обучения в образовательной системе.

Список литературы:

  1. Нагаева И.А. Моделирование процесса преподавания в виртуальном образовательном пространстве вуза //Перспективы науки и образования. – 2014. – №4(10). – С. 32-35.
  2. Тулохонова И.С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 17.04.09 / Тулохонова Инна Степановна. – Чита, 2009. – 179 с.
    МОДЕЛИРОВАНИЕ КУРСА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
    Статья посвящена вопросам организации дистанционного обучения в предметной среде вуза. Проанализированы основные модели организации учебного процесса с использованием информационных технологий обучения. Выявлена необходимость использования портала вуза для эффективной организации учебных курсов с использованием предложенной авторами модели предметной информационной образовательной среды.
    Written by: Глушкова Ирина Ивановна, Андреева Надежда Валерьевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/16/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook