30 Дек

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одним из факторов, способствующим реализации преемственности обучения в горизонтальной составляющей школьного образовательного уровня является установление и соблюдение межпредметных и межцикловых связей. При этом под преемственными межпредметными связями следует понимать такие связи, когда при взаимодействии между  предметами и составными их частями происходит процесс развития, возникновение качественно нового при сохранении взаимосвязанных элементов целого /1/.

Интеграция необходима в современной системе образования. Она призвана гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира, представление о целостной, «неразорванной» картине мира. Необходимо, чтобы учащиеся полноценно могли использовать знания всех предметов комплексно, не разделяя математические и физические законы и т.п.

Межпредметность — это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.С помощью многосторонних межпредметных связей (когда ведущий предмет связан не менее чем с тремя) не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Существует различные подходы к определению понятия межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин» /2/, «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» /3/.

Чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятия «межпредметные связи», надо раскрыть его более широко. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», обе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Тогда можно дать определение: «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» /5/.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то можно выделить следующие формы связей: по составу; по направлению действия; по временному фактору.

 Каждый тип формы подразделяется на виды связи:   фактические; понятийные; теоретические; философские; идеологические. Рассмотрим каждый вид межпредметных связей в содержании предметов естественнонаучного цикла /4/.

Фактические связи — это связи между учебными предметами на уровне фактов, всестороннее их рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях и объектах природы. Обычно, широко представлен в учебных программах и активно используется в практике обучения, особенно в младших и средних классах.

Понятийные связи – это связи на уровне понятий направлены на формирование терминов, общих для родственных предметов.

Теоретические связи – это поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых учащимися на уроках по родственным предметам, с целью усвоения ими теории как единого целого (в том объеме, в каком теория отражена в учебных программах).

Философские связи — помогают учащимся овладеть ведущими идеями диалектического материализма, усвоить их как метод познания и преобразования материального мира.

Идеологические связи — формируется в ходе согласованной учебной работы учителей предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в раскрытии идейного содержания основ наук.

Приведенная классификация связей, позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи, а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

«Необходимые» межпредметные связи разделяют на: межпредметные связи «как цель» (предшествующие) и межпредметные связи «как результат» (перспективные).

Для конкретного предмета важную роль играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей «как результат» необходима для обеспечения преподавания другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, логикой, историей, биологией. Так, при изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами необходимо приводить разнообразные примеры. Примеры: при изучении архитектуры ПК основой являются сведения из курса физики; понятие величины вводится на основе сведении с величинами из курса физики и математики; системы   счисления   формируется в рамках связи с курсом математики. Межпредметные связи позволяют:

а)   снизить вероятность субъективного подхода в  определении межпредметной емкости учебных тем;

б)   сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

в)   осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников;

г)   формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д)   осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е)   изучать важнейшие мировоззренческие  проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Изучение предметов естественно-математического цикла позволяет сформировать у учащихся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, всестороннее гармоническое развитие личности. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения, отдельных форм материи и их взаимосвязей учителя формируют у учащихся современные представления о естественнонаучной картине мира.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Изучение математики позволяет сформировать у учащихся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, информатики и др.). На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчётно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами черчения, физической географии, трудового обучения и др. При этом раскрывается практическая значимость получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании, как обобщённом методе познания мира.

Последовательность расположения тем курса алгебры основной школы обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. При изучении, например, равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества — сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. Решение уравнений, неравенств, особенно с использованием калькуляторов, подготавливает учащихся к восприятию важнейших понятий курса информатики (алгоритм, программа и др.). Курс алгебры и начала анализа на содержательных примерах показывает учащимся универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач, что особенно важно для работы с компьютерами.

Аксиоматическое построение  курса геометрии основной школы создает базу для понимания учащимися логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии. Знания по геометрии широко применяются при изучении черчения, трудового обучения, астрономии, физики. Так, для изучения механики необходимо владение векторным и координатным методами, для изучения оптики — знаниями о свойствах симметрии в пространстве и т. д. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии, о графическом изображении сил, действующих по одной прямой, из курса физики позволяет на уроках математики наполнять конкретным содержанием геометрические абстракции. Применение компьютера на уроках математики целесообразно для проведения визуальных исследований, математических опытов, а также для вычислительных работ.

Усиление практической направленности обучения требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся, на формирование обобщённых умений практической деятельности с помощью межпредметных связей. Это умение расчётно-измерительной, вычислительной, графической, экспериментальной, конструкторской, прикладной деятельности в предметах естественно-математического цикла. Практические умения характеризуют умения учащихся применять знания на практике, в ситуациях разной степени новизны и сложности. Общепредметные умения формируются на межпредметной основе, когда учителя различных предметов предъявляют к учащимся единые требования, исходя из общей структуры умений, последовательности выполняемых действий и этапов формирования и развития умений.

Целесообразна разработка в школах обучающих общепредметных программ по формированию и развитию того или иного вида практических умений учащихся в групповом сотрудничестве учителей смежных предметов. Межпредметная основа обеспечивает эффективную методику последовательного развития общепредметных умений, в которых взаимосвязаны обобщённые и конкретные действия. К обобщённым относятся действия планирования и организации практической деятельности при выполнении тех или иных заданий: выдвижение цели, определение путей и методов её достижения, накопление сведений, выполнение практических действий по достижению цели, оценка результатов, их корректировка в соответствии с целью. Конкретизация общих действий осуществляется в соответствии со спецификой учебного материала того или иного предмета, особенностями выполняемых заданий и формируемых практических умений.

Овладение общими умениями организации и планирования практической деятельности необходимо для подготовки и включения учащихся в общественно полезный, производительный труд, для формирования общетрудовых, политехнических умений.

Под влиянием систематических межпредметных связей общепредметные умения, формируемые на разном учебном материале предметов и на основе единых требований к их структуре, приобретают характер межпредметных умений. Межпредметными являются умения устанавливать связи между смежными вопросами, понятиями.

В программах по математике подчёркнуты перспективные межпредметные связи, указывающие на необходимость применения вычислительных навыков при изучении информатики.

На основе применения навыков работы с компьютером у школьников формируются умения решать расчётные задачи по математике, вычислять процент, среднюю арифметическую нескольких чисел, строить графики функций. Знания об измерении величин и геометрических фигурах применяются при выработке умений работы с графикой. Приобретаемые при изучении алгебры навыки работы с формулой, аппарат исследования основных элементарных функций необходимы для изучения программирования; элементы дифференциального исчисления находят применение при работе в Mathcad.

Изучаемые в курсе геометрий фигуры и их свойства находят широкое применение в курсе черчения и в практической деятельности учащихся. В свою очередь, сформированные в курсе трудового обучения и черчения навыки работы с измерительными, разметочными и чертёжными инструментами используются в обучении геометрии.

Важно понимать значение межпредметных задач в формировании практических умений разных видов, в овладении учащимися общепредметными умениями при изучении предметов естественно-математического цикла и должны включать такие задачи в  контрольно-измерительные работы. Не менее важно стимулировать методическую работу учителей по разработке системы межпредметных задач при изучении отдельных учебных тем, курсов, обеспечивающих формирование практических умений разных видов.

Список литературы

  1. Мубараков А. М. Научно-методические основы преемственности обучения математике в системе непрерывного образования: Дис. докт. пед. наук. –Алматы. -2003. – 223 с.
  2. Губанова А. А. Реализация межпредметных связей информатики и математики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся. http://www.informika.ru/text/school/its.html (2001).
  3. Леонова Е. А. Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики на основе технологического подхода// Ининфо 2003 № 4. С. 30 — 35.
  4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.,1986.
  5. Пестова С. Ю. О  Формировании понятия  «Величина»  с  учетом межпредметных     связей     курсов     математики и  информатики. http://www.informika.ru/text/school/ito.html (2002).
    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
    Одним из факторов, способствующим реализации преемственности обучения в горизонтальной составляющей школьного образовательного уровня является установление и соблюдение межпредметных связей. При этом под преемственными межпредметными связями понимается такие связи, когда при взаимодействии между предметами происходит процесс развития, возникновение качественно нового при сохранении взаимосвязанных элементов целого. В данной статье межпредметные связи характеризуются своей структурой, описываются и выделяются формы связей по признакам. Каждый тип формы связей подразделяется на виды связи и рассматривается каждый из них с позиции разных предметов.
    Written by: Курбанова Динара Амиракуловна, Мубараков Акан Мукашевич, Кукеева Динара Сериковна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook