28 Июл

МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Анализируя и обобщая характеристики информационных технологий, используемых в образовательном процессе и решая задачу развития способности курсантов к самоконтролю, в образовательном процессе военного вуза следует использовать определённые методы самоконтроля, которые могут быть применены в учебно-методических комплексах учебных дисциплин, блоках самоконтроля в интерактивных курсах и обучающих программных системах. К их числу мы отнесли: тестирование, выполнение интерактивных заданий, а также упражнения на компьютерных тренажерах (рисунок 1).

Тестирование — это метод измерения результатов учебной деятельности. Опираясь на ранее проведённые исследования [1], самоконтроль с помощью тестирования может быть представлен как самоуправляемое и упорядоченное сравнение знаний, представлений и мнений с заданными эталонами, позволяющее самостоятельно установить их качественные и количественные характеристики в сравнении с нормой. Подобная содержательная характеристика самоконтроля с помощью тестирования указывает на направленность этого метода в большой степени на развитие организационно-деятельностного компонента способности курсанта к самоконтролю.

Рисунок 1. Методы самоконтроля в образовательном процессе военного вуза

Методология компьютерного тестирования в учебной деятельности [2], выделяет в основном особые процессуальные характеристики данного метода, способствующие эффективному применению в самоконтроле: автоматическое управление процедурой, задание временных параметров, быструю обработку результатов и определение конкретных ошибок, автоматический учет и представление результатов, и в целом – возможность самостоятельного выполнения тестов любой сложности. Следует отметить, что компьютерные тесты самоконтроля преимущественно являются закрытыми, поскольку не предполагают вариативности ответов.

Перспективными видами тестового самоконтроля в условиях компетентностного подхода, когда результат учебной деятельности представлен через формируемую профессиональную компетенцию, мы считаем:

— тесты самоконтроля знаний и представлений, опорных схем действий. Могут различаться по уровню сложности учебной деятельности (от выбора предложенного ответа до самостоятельного поиска и подстановки информации);

— тесты действий. Позволяют осуществлять самопроверку определенных навыков и простейших умений, выполняемую путем поэтапного сравнения действий с заданным эталоном. Чаще всего применяются в упражнениях и компьютерных тренажерах;

— тесты выбора. Дают возможность самостоятельно проверить правильность оценки исходной обстановки и выбора оптимального решения в сложной ситуации военно-профессиональной деятельности;

— тесты последовательных ситуаций. В таких тестах проблемные ситуации связаны друг с другом в несколько параллельных «цепочек», движение по которым зависит от предыдущего выбора;

— тесты соответствия. Позволяют осуществлять самоконтроль усвоения основных категорий, понятий и терминов, атрибутов и характерных признаков явлений военно-профессиональной деятельности;

— тесты восстановления порядка действий. Предназначены для закрепления овладения опорной схемой, порядком действий при выполнении определенных нормативов военно-профессиональной деятельности, которые не могут быть изменены и др. [3].

Выполнение интерактивных заданий как метод самоконтроля основан на многосторонней коммуникации участников образовательного процесса при самостоятельном решении учебно-профессиональных задач [4]. Выполнение интерактивных заданий в процессе самоконтроля отличается высокой степенью регламентации и определенности взаимодействия курсанта с учебной средой. Ориентируясь на структуру профессиональных компетенций, которые формируются у будущего офицера в образовательном процессе военного вуза, можно отметить, что выполнение интерактивных заданий обеспечивает начальный опыт применения знаний и представлений, освоенных опорных схем действий при решении профессиональных задач, что, в свою очередь, свидетельствует об основной направленности этого метода на развитие когнитивно-познавательного и организационно-деятельностного компонентов способности курсанта к самоконтролю.

Использование в целях развития способности курсантов к самоконтролю метода выполнения интерактивных заданий в образовательном процессе военного вуза, требует соблюдения ряда условий, а именно:

— специальной подготовки к самоконтролю в условиях интерактивной учебной среды, обеспечивающей информативную, аналитическую, корректирующую функцию в отношении процесса решения профессиональной задачи;

— ориентировки интерактивных заданий на практические формы самоконтроля с использованием вооружения и техники;

— максимальной реалистичности и приближения интерактивных заданий к реальности;

— создания ситуаций «интеллектуального затруднения», применение временных ограничений, соответствующих различным уровням профессиональной подготовки;

— возможности самостоятельного выбора и усложнения уровня задачи, их последовательности и вариативности, соблюдения принципа уровневой дифференциации;

— обязательного принятия решения, определенных моторных и умственных действий;

— возможности многократного повторения;

— наличия образцов правильного решения и развитой способности курсанта сравнивать свой вариант с эталоном.

Выполнение интерактивных заданий как метод самоконтроля требует такого включения в учебно-методические комплексы, чтобы его реализация приближала курсанта к возможности выполнить задание практически, в реальных условиях и в полном объеме [5]. Интерактивные методы самоконтроля требуют разработки комплексных программ с интерактивными элементами, проверенных на возможные риски снижения эффективности практической подготовки.

Учитывая значение в структуре профессиональной компетенции таких компонентов, как умения и навыки, можно предположить, что определенную нагрузку в развитии способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза несут упражнения на компьютерных тренажерах.

В военно-педагогической практике использование компьютерных тренажеров для решения задач обучения военных специалистов уже получило высокую оценку. Кроме того, процесс совершенствования компьютерных тренажерных средств является актуальной научной задачей, что подтверждается вниманием к ней военных исследователей [6].

Перечень методов самоконтроля на основе информационных программных средств не является исчерпывающим и возможности информационных технологий в организации учебной деятельности будущих офицеров не являются решенной научно-методической задачей. Однако применение тестирования, интерактивных заданий и упражнений на компьютерных тренажерах позволяет осуществлять самоконтроль знаний, умений и навыков, освоения опорных схем действий в составе определенных профессиональных компетенций. Косвенно эти методы поддерживают формирование и других компонентов компетенций, например, психологической готовности к решению профессиональной задачи.

Функциональные особенности средств самоконтроля в составе информационных технологий управления образовательным процессом свидетельствуют об их направленности на развитие всех трех компонентов способности курсанта к самоконтролю (когнитивно-познавательного, организационно-деятельностного, мотивационно-волевого), что отражает повышение субъектности курсанта в процессе его профессионального становления.

Таким образом, современные информационные технологии и их компоненты являются неисчерпанным потенциалом развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю, однако сами по себе они не обеспечивают всей полноты условий эффективного самоконтроля. В моделях развития способности к самоконтролю с использованием информационных технологий целесообразно опираться на определённые методы самоконтроля в составе педагогических технологий, применяемых при освоении основной образовательной программы, в дополнительном профессиональном образовании и повышении профессиональной квалификации, самообразовании.

 

Список литературы:

  1. Аванесов B. C. Научные проблемы тестового контроля знаний / В. С. Аванесов. – М.: ИЦПКПС, 1994. – 135 с.
  2. Корчинская Т. И. Компьютерное тестирование как средство измерения качества учебных достижений учащихся: монография / Т. И. Корчинская. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 154 с.
  3. Горовая Т. Ю. Современные системы компьютерного тестирования; аналитический обзор / Т. Ю. Горовая // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. — № 1. – С. 79-81.
  4. Агапова Э. И., Яковлева, Е. Л. Интерактивные формы обучения / Э. И. Агапова, Е. Л. Яковлева. – Казань: Познание, 2015. – 103 с.
  5. Богуславец М. В. Педагогические условия интерактивного обучения курсантов высших военно-морских учебных заведений: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Богуславец Максим Валерьевич. – М., 2013. – 23 с.
  6. Худолеев В. Тренажеры: перспективы развития [Электронный ресурс] / В. Худолеев // Красная Звезда. 12 мая 2010 года. – Режим доступа: http://old.redstar.ru/2010/05/12_05/4_02.html 
    МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
    Анализ методов самоконтроля, используемых в современных информационных образовательных технологиях, позволяет выявить максимально эффективное их применение в процессе развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю.
    Written by: Баннов Вадим Владимирович
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/13/2016
    Edition: euroasia-science_28_28.07.2016
    Available in: Ebook