28 Фев

Методика определения энергетических критериев педагогическими средствами и использование полученных данных для классификации нагрузок




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Для эффективного управления тренировочным процессом во многих видах спортивной деятельности, а также выполнения физических упражнений в оздоровительных целях, требуется знание критериев уровней энергообеспечения мышечной деятельности занимающихся. Принято, что при оценке аэробной работоспособности в качестве наиболее представительной меры отчета использовать показатель максимального потребления кислорода (МПК). Но известно, что уровень работоспособности, соответствующий МПК, осуществляется как за счет аэробных, так и анаэробных источников энергообеспечения, прежде всего, уровни вступления последних характеристик в деятельность [1,с.15]. Такими точками отсчета принято называть порог аэробной производительности (АэП), когда окислительные процессы мышечной работы осуществляются в основном за счет дыхательных окислительных возможностей организма, и порог анаэробного обмена (ПАНО), по достижению которого активно включаются процессы энергообеспечения, связанные с неполным окислением и возрастающим накоплением молочной кислоты. В лабораторных условиях принято эти критерии определять или по характеру изменения газообмена в процессе мышечной деятельности, или по уровню накопления молочной кислоты. Оба эти варианта требуют, как специального оборудования, так и специальной подготовки персонала. Однако, все перечисленные характеристики легко находить педагогическими методами без привлечения медицинских работников [2,с. 19].

Так, уровень МПК косвенно без использования сложных инструментариев можно определять: а) по «критической скорости» — как частное от деления разности двух субмаксимальных дистанций на их соответствующее различие в спортивных результатах; б) по Острадну-Римминг, т.е. субмаксимальной нагрузке и соответствующей ей ЧСС; в) по Куперу, т.е. результативности в беге за 12 минут; г) или по результативности в беге на 3000 м (предложено нами).

Для определения для уровня ПАНО косвенными способами предложено много однотипных вариантов исчисления, основанных, в основном, на изменении скорости нарастания пульса в ответ на ступенчато увеличивающуюся стандартную нагрузку [3, с. 34].

Однако, полученные таким способом границы вряд ли отражают истинные пороги (ПАНО) из-за своей более высокой значимости и несоответствия истинному, лабораторно определенной этой характеристики, ее значимость ставится под сомнение.

Определение же косвенным способом АэП в доступной нам литературе вообще не рассматривается. В тоже время, в проведенных нами раннее исследованиях установлено, что при невысоких долговременных нагрузках обычно наблюдается «плато пульса», которое характеризуется относительным постоянством ЧСС. Продолжительность плато может достигать 20-30 минут и более, что зависит от мощности работы и подготовленности занимающегося [4, с. 46]. Нагрузкам более интенсивным сопутствует постоянно нарастание ЧСС – «дрейф пульса». Крутизна подъема зависит от степени интенсивности нагрузки, от уровня тренированности спортсмена, от его индивидуальной восприимчивости к данным упражнениям.

Установлено, что «дрейф пульса», переход на более высокий режим сокращения сердечной мышцы у не занимающихся спортом детей начинаются уже после 5-6 минут даже сравнительно легкой работы. У лиц, имеющих высокую тренированность выносливости на «дрейф пульса», существенную роль оказывает величина нагрузки. Так, при нагрузках ниже уровня АэП, время наступления этого явления значительно отодвигается – до 25-30 минут и, наоборот, при анаэробных нагрузках (после перехода анаэробного порога – ПАНО) – отмечается более выраженный процесс непостоянства ЧСС, с приближением же нагрузок к максимальным – плато в ритме сокращений сердца не наблюдается.

Это позволяет определить индивидуальные границы начала пороговых значений (АэП и ПАНО) мощности энергообеспечения работы педагогическими средствами – регистрацией ЧСС при серии стандартных повышающихся нагрузок и отслеживания эффекта «дрейфа пульса» [5, с.78]. Так, отсутствие «дрейфа пульса» до 10-15 и более (до25) минут характерно для нагрузок чисто аэробного плана (до уровня АэП), укороченный «дрейф» (5-10 минут) – нагрузки уровня ПАНО, постоянное повышение пульса – уровень выше границ ПАНО.

Для стандартизации длительной равномерной нагрузки мы применили кардиолидирование – выполнение заданных упражнений на определенном ЧСС компьютерным измерителем сердечного ритма финского производства – часы «Polar Xtrainer» (прибор вполне доступен для широкого применения, как по своей стоимости, так и по предложениям к приобретению; он обеспечивает контроль за изменением ЧСС на установленном уровне с отклонениями не выше 5 ударов в минуту), задавая «работу» по следующим параметрам сердечного ритма: 1-я нагрузка – 125 ударов минуту, 2-я нагрузка – 130 ударов в минуту, 3-я нагрузка – 135 ударов в минуту. Если ступень нагрузки на заданной ЧСС выполняется без потери интенсивности 15 и более минут – зона данной работы ниже АэП, если работа выполняется без упадка скорости 10-15 минут – эта зона соответствует АэП. Если «плато ЧСС» сохраняется от 5 до 10 минут – это уровень ПАНО [6, с. 53].

Определение пороговых значений скорости производились по следующей схеме: после стандартной, «разогревающей» разминки (12-15 минут) и отдыха в течение 5-7 минут испытуемому предлагался бег по стадиону таким образом, чтобы к 3-5 минутам наступило устойчивое прослушивание «правильного» значения пульса на найденной скорости бега. С этого времени (с 5-7 минут) определяется время пробегания каждого 200 м отрезка дистанции (1/2 стадиона, круг на школьной площадке) [7, с. 28]. Упражнение выполняется до тех пор, пока снижение времени на отрезке (200 м) не превысит 5 сек. Это и будет временная характеристика зоны удержания заданной скорости на «плато ЧСС».

Такой подход к определению порогов энергообеспечения позволил выделить уровни их значимости в зависимости от ЧСС и возраста занимающихся. Установлено, что с возрастом все три основных критерия энергообеспечения – МПК, ПАНО и АэП достигаются при меньших значениях ЧСС. Так, если МПК у 15-летних спортсменов достигается при значениях ЧСС в среднем 202 удара в минуту, то у 50-летних – 168 ударов в минуту. Аналогичное наблюдается и с ПАНО и АэП.

Многолетнее рассмотрение характеров взаиморасположения указанных критериев позволило выделить четыре зона упражнений разной интенсивности. 1-я зона – зона упражнений высокой интенсивности. Сюда входят соревновательные упражнения и упражнения, используемые в тренировочном процессе при подготовке к соревнованиям, в основном повторным и интервальным методам. Выполнение таких упражнений у нетренированных лиц по времени обычно не превышает 2-3 минуты, высоко-тренированные спортсмены могут удерживать нагрузки этой зоны до 5-12 минут. 2-я зона – зона не предельной интенсивности – упражнения, выполняемые не на пределе возможностей: это и тренировочные нагрузки к соревновательным упражнениям, и напряженные игровые действия, сюда относятся и упражнения аэробики, фитнеса – их объединяет то, что они выполняются по мощности ниже МПК, но выше ПАНО; 3-я зона – зона средней интенсивности – от уровня ПАНО до уровня АэП – это как тренировочные длительные нагрузки, так и оздоровительный бег, связанный с регуляцией веса тела занимающихся, именно упражнения этой зоны обеспечивают наибольшее сжигание жира во время окисления; 4-я зона – зона упражнений низкой интенсивности – ниже уровня АэП; она условно разделяется на две группы: первая «А» — выполнение длительных малоинтенсивных упражнений спортивного плана (преодоление сверх марафонских дистанций, многочасовой матч теннисиста, бег для решения оздоровительно-восстановительных задач и пр.), и вторая – «Б» — двигательные действия на производстве или при выполнении бытовых и домашних дел, т.е. таких двигательных действий, которые выполняются длительное время с одинаковой, но малой интенсивностью.

Литература.

  1. Гуминский А.А. возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом. Дисс…док. М. 1973;
  2. Прокудин Б.Ф., Голощапов Б.Р., Борисова Л.М. и др. классификация упражнений на выносливость для школьников //Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся… — М., 1983;
  3. Зайцева В.В. Пороговая скорость передвижения в циклических видах спорта: обзорная информация. – М.: ФиС, 1986;
  4. Прокудин Б.Ф., Прокудин К.Б., Голощапов Б.Р. особенности реакции кардиореспираторной системы юных спортсменов на нагрузки на выносливость// Материалы XV конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». – Коломна, 2005;
  5. Conconi F., et al. La soglia anaerobic nello sci di fondo// Scuola Dello Sport – 1983; 6. Geiger L. Ausdauertraining. – Munchen. 2001.
    Методика определения энергетических критериев педагогическими средствами и использование полученных данных для классификации нагрузок
    Written by: Татаров Вадим Борисович
    Published by: басаранович екатерина
    Date Published: 05/10/2017
    Edition: ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook