30 Дек

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

За последнее время произошли коренные  изменения  в Российском образовании. Введение Федеральных государственных  образовательных стандартов положило основу нового взгляда на  портрет выпускника школы.

Старая образовательная система  отходит в прошлое, на смену ей приходит новая система с новыми требованиями, результатами образования, соответствующими социальному заказу общества, который обуславливает необходимость подготовки  выпускника начальной школы способного к решению познавательных, регулятивных и коммуникативных задач, что отражено в  послании президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации (от 12 ноября 2009 г.)  согласно которому, «главной зада­чей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурент­ном мире»[2].

Названная стратегическая задача  описана в модели «Российское образование -2020: модель образования для инновационной экономики» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.[3, c.95.]

Озвученные  выше идеи,  направлены на развитие способностей  и умений  у  обучающихся, которые позволили бы в  современных общественных условиях решать различные практические задачи на протяжении всей жизни и которые были бы направлены на саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено,  что  в условиях современного общества стратегически важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Данные навыки формируются с детства, поэтому обучение на начальной ступени необходимо  выстроить так, чтобы  обучающиеся   умели ставить учебную цель, находить пути достижения данной цели, анализировать, сравнивать, прогнозировать, моделировать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Стратегия обучения  на начальной ступени  общего образования представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и направлена на достижение младшими школьниками метапредметных результатов, а именно, формирование универсальных учебных действий,  призванных обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Согласно современным  данным интеллектуальное развитие происходит в основном в период возрастного созревания. По представлениям Н.С. Лейтес, интеллектуальное развитие  к шести годам осуществляется уже больше чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам — на три четверти [3, с.11]. А некоторые ученые называют более ранние сроки интеллектуального становления. Таким образом, все данные указывают, что период обучения в начальной школе является основополагающим для  формирования и развития  познавательной  активности, развития метапредметных умений у младших школьников.

Для  формирования метапредметных умений  необходимо по – новому взглянуть на процесс  обучения и развития младших школьников. Однако, анализ школьного обучения, показывает, что  образовательные учреждения встречаются с интеллектуальной пассивностью,  отсутствием мотивации  к обучению, неумением обучающихся самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике. Кроме того,  присутствует направленность  педагогов начальных классов на предметный результат,   применение репродуктивных методов обучения и  отсутствие индивидуального подхода. Все вышеизложенное  позволяет сделать вывод о  необходимости применения  в образовательном процессе  активных методов обучения, что позволит   заинтересовать обучающихся, справится с интеллектуальной пассивностью, сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Среди активных методов обучения можно выделить исследовательскую деятельность обучающихся, которая  в полной мере может служить основой для формирования и развития метапредметных  умений у младших школьников.

Исследование  основывается  на любознательности школьника, направлено на поиск истины, результатом исследования являются новые знания.

Исследовательская деятельность – выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.[1,с.84 ] Ключевое слово в понятии «исследование» это поиск.

Рассматривая исследовательскую деятельность необходимо говорить о формировании исследовательских  умений, под которыми мы понимаем интеллектуальные и практические умения, основанные на самостоятельном выборе и применении приёмов и методов исследования на доступном для младших школьников материале.

Однако в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию исследовательских умений,  так как  обучающиеся  получают готовую информацию из книги, учебника, сообщения, что  не обеспечивает  необходимого  уровня развития данных умений.

Для формирования  метапредметных умений в исследовательской деятельности учителю  необходимо  создать определенные дидактические условия, способствующие включению младших школьников  в самостоятельную практическую деятельность.

Применение практических методов обучения–  способствует развитию умений сравнивать, обобщать, классифицировать, наблюдать,  выделять главное и второстепенное, делать выводы и др.

Рассмотрим способ организации исследовательской деятельности  младших школьников на примере организации внеучебного занятия.

Пример организации внеучебного занятия

  «Все ли в мире может развиваться?»

Цель: продолжить формирование понятия «Развитие», собрать новые факты о  развитии мира.

Мотивация к исследованию.

— Хорошего дня ребята! Я рада вас  приветствовать на нашем занятии!

-Как ваше настроение? Покажите смайлики. Я рада, что у всех отличное настроение, а это значит, что мы можем продолжить наше путешествие!  Кто скажет, о какой глобальной теме мы говорили на прошлом занятии? Приведите примеры? Классифицируйте  предложенные примеры.

Что значит классификация?  Ребята, а как вы думаете, все ли в мире может развиваться?

Исследование в малых группах.

Задание 1. Рассмотрите предложенные картинки и попробуйте дорисовать их развитие. Подумайте ко всем ли картинкам можно дорисовать развитие?

Обмен информацией.

— Что интересного вы заметили? Все ли картинки вы дорисовали? Почему? Какой вывод можно сделать?

Наблюдение над языковым материалом.

Задание 2. Прочитайте рассказ, подумайте, о чем данный рассказ? Кто главный герой рассказа? Почему, объясните вашу точку зрения? Подумайте и зарисуйте,  как менялась яблоня и мальчик с течением времени? Чем закончился рассказ?  Какой вывод можно сделать?

— Ребята, сегодня, когда вы зарисовывали прочитанный рассказ, вы попробовали профессию иллюстратора. Кто знает, чем занимается иллюстратор?( выдвижение гипотез) Проверьте ваши предположения, откройте словарь исследователя и прочитайте, кого называют иллюстратором. Ребята, как вы думаете, как раньше называлась профессия иллюстратор? (формулирование гипотез) Рассказ учителя об истоках профессии иллюстратора. Вам понравилось быть иллюстраторами?

-Ребята, как вы думаете, а человек может развиваться? (формулирование гипотез) Приведите примеры, как развивается человек?

Индивидуальная работа в тетради.

 Задание 3. Развитие человека. Рассмотри картинки и дорисуй их развитие.

— Что интересного вы заметили? Что значит классификация? По каким основаниям мы с вами классифицировали развитие? Как вы думаете, а развитие человека это естественное или искусственное развитие? Почему, докажите  вашу точку зрения.  А человек может влиять на развитие? Каким образом? Приведите примеры? Скажите, если на развитие влияет человек, то это развитие естественно происходит или искусственно? Почему? Приведите пример развития, на которое оказал влияние человек.

Задание №4. Рассмотрите предложенные картинки и запишите номера картинок в три столбца. Есть ли картинки неподходящие не в один из столбцов? Подумайте и объясните почему?

Задание № 5. Прочитайте предложенные слова, классифицируйте (распределить) их по трем столбцам: Кошка, телефон, собака, утюг, девочка, мальчик. Озаглавьте каждый столбец. Объясните.

Задание №6. Подумайте, как можно проиллюстрировать развитие предложенных слов – понятий: кошка, телефон, собака, утюг, девочка, мальчик.  Развитие  всех ли предложенных словосочетаний возможно проиллюстрировать? Почему?

Обмен информацией.

Обучающиеся демонстрируют  свои работы,  проверяют предположения.

Подведение итогов. Рефлексия.

— Ребята, вспомните, что нового вы сегодня узнали? Понравилось ли вам занятие? Перед вами  две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Выберите ту картину, которая  передает ваше настроение.

Таким образом, вышеизложенный  пример организации  исследовательской деятельности младших школьников во внеучебное  время позволяет  сформировать у обучающихся метапредметные умения, универсальные учебные действия: познавательные, такие как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор эффективных способов достижения цели; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;  регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование, прогнозирование и контроль своих действий, коррекция, оценка, соморегуляция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предложенная  методика организации исследовательской деятельности младших школьников позволяет  получить опыт групповой работы, освоить основы исследовательской деятельности, формировать метапредметные  умения, что соответствует требованиям стандартов второго поколения.

Литература

  1. 1.Леонтович, А.В. Организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей/А.В. Леонтович. МДО г.Москвы: Московский государственный дворец детского (юношеского) творчества, 2011
  2. 2.Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собра­нию Российской Федерации [Электронный ресурс] / Администрация Прези­дента РФ. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
  3. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования / ред. А. А. Пинского. — Москва, 2001. — 95 с.
  5. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт началь­ного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федера­ции. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.
    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
    Written by: Гормакова Вера Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook