30 Апр

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-ДЕМОКРАТОВ Ч.ВАЛИХАНОВА, И.АЛТЫНСАРИНА, А.КУНАНБАЕВА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ТЕОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Понятие «концептуальные положения нами употребляется для обозначения ведущего  замысла, главных ориентиров в целях систематического освещения сущности и содержания духовно-нравственных позиций казахских просветителей.

Сегодня социально-экономические преобразования в Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен сознания людей, требуют переосмысления и значительного приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования, которое должно перейти от традиционной формы обслуживания производства к культурно-творческой.Способом реализации ее выступает гуманитарное образование, ставящее целью демократическое просвещение общества, являющееся многогранным средством его гуманизации, так как предполагает формирование интеллекта, воспитание культуры чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров.Стратегия государственной политики в области гуманитарного образования проводится с учетом общечеловеческих ценностей и национальных особенностей Казахстана, что весьма тесно, как мы счи­таем, переплетается с нравственно-этической концепцией казах­ских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева, творческий путь которых выпадает как раз на вторую половину прошлого столетия, когда особенно остро стояла проблема пробуждения самосознания, духовного возрождения науки, приобще­ния к высотам мировой цивилизации.

О казахских просветителях-демократах сказано и написано нема­ло, особенно об Абае. Но именно сейчас, когда создается новая история независимой Республики Казахстан, необходима корректировка взглядов на их творческое наследие и, прежде всего, — осмысление их общечеловеческой нравственной концепции формирования души моло­дого поколения, так как социально-экономические и моральные ка­таклизмы нашего трудного переходного периода самым бедственным образом сказываются на духовно-нравственном облике молодежи.И именно целенаправленная просветительская деятельность Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева дала импульс новому направлению в истории развития педагогической мысли Ка­захстана — реалистическому осознанию личности и, прежде всего, ее нравственных представлений и позиций, нравственных ценностей и идеалов.

Общество, среда, обстоятельства — вот что определяет нравст­венное сознание человека. Справедливо полагали они, что «человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники»[1, с.25]. Причем в моральной переоценке личности просветители-демократы исключительное значение придавали роли воспитания и возлагали на него свои надежды.И хотя на сегодня имеется солидная источниковедческая и исследовательская база углубленного изучения наследия казахских просветителей, педагогический аспект их этической мысли остается не вполне раскрытым, что и составляет суть проблемы разрабатывае­мых  нами ее концептуальных  положений, предмет:  педагогические основы нравственно-этических воззрений казахских просветителей-демократов Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.

Цель разработки данных концептуальных положений составляет вычленение основ­ных ориентиров нравственно-этической позиции казахских просвети­телей для определения роли и возможностей их эффективного исполь­зования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Казахстана в совре­менных условиях гуманитаризации образования.

В связи с реализацией данной цели нами сформулированы следую­щие задачи:

  1. Охарактеризовать главные ориентиры концептуальных положений нравственно-этических позиций Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.
  2. Обобщить основные положения педагогической этики казахских просветителей.
  3. Выработать некоторые рекомендации по использованию концептуальных положений нравственно-этических позиций казахских просветителей в сов­ременной практике воспитания детей и молодежи Казахстана.

Ведущая идея: исследование генезиса этической мысли просвети­телей-демократов Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева как важной составляющей развития общечеловеческой мора­ли, освоение моральных ценностей прошлого — непреходящее условие нравственного обогащения личности и гуманизации содержания духовно-нравственного воспитания в период рыночных отношений в рес­публике.Итак, остановимся на основных ориентирах духовно-нравственныхпозиций  казахских просветителей-демократов.

Этическая мысль в Казахстане во второй половине XIХ века в определенней мере развивалась под влиянием общественно-политичес­кого процесса присоединения Казахстана к России, способствовав­шего стремлению передовых людей казахской степи переосмыслить существующие нормы нравственности с позиции гуманистического, де­мократического подхода к этическим вопросам. Критика была направ­лена против несправедливости, против попрания норм общечеловечес­кой морали имущими слоями общества.

Это новое направление в духовной и, в особенности, нравствен­ной жизни казахского народа находит отражение в творчестве выдаю­щихся казахских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.

Средствами достижения нравственного идеала казахские просве­тители считали труд и просвещение народа.

  1. Труд рассматривают как жизненную потребность человека, как основу его нравственности. Люди труда — святые люди.
  2. Наука — универсальное средство для разрешения всех нрав­ственных проблем. Лишь званием движется век. Идея просвещения своего народа через сближение с общечеловеческой культурой.
  3. Благоразумная умеренность во всем: Познай во всем меру.
  4. Совестливость, совесть, стыд — нравственный регулятор по­ступков и поведения, моральная ответственность перед людьми.
  5. Постоянная самооценка, самоконтроль, саморегуляция, само­воспитание.
  6. Идея дружбы между народами как естественная потребность всех людей: почтительное отношение к культуре, языку, националь­ному достоинству других народов, идеи мира, взаимопонимание и согласие между всеми народами, живущими на земле.
  • «Люди, вы друг у друга в гостях, все вы гости мира сего. Зачем же вы спорите по пустякам? Зачем же вы враждуете друг с другом? Зачем же вы завидуете друг другу? Разве это достойно вашей натуры?» [1, с.56].

Живущие всюду народы

Для радости рождены

Всех ласково греет солнце,

Всем светят лучи луны.

Особо рожденных не было

И нет на этой земле.

Мы друг перед другом с детства

Во всем должны быть равны [2, c. 28].

— «Человек, познавший культуру и язык другого народа, ста­новится вместе с ним равноправным и не будет жить праздно». [1, с.56].

— «Говоря серьезно, киргизский народ принадлежит к числу наиболее миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких инородцев русского правительства»[3,c.308].

Этические суждения Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева основаны на лучших традициях своего народа, на передовых этических учениях прошлого и современников в России и за рубежом.

Этическое кредо просветителей-демократов — борьба со злом, социальной несправедливостью и нравственной испорченностью — сыграло большую роль в формировании и развитии этической мысли теории духовно-нравственного воспитания в Казахстане.

Нравственные идеалы Чокана Валиханова заключались в следующем:

—  Борьба против общественного и нравственного зла в казах­ском обществе.

— Осуждение лживой и «дикой» морали местной знати и царских чиновников, утилитарного использования ими для достижения своих эгоистических целей нравственных понятий «совесть», «справедли­вость», «долг» и др.

— Борьба против ханжеской религиозной морали, превращающей человека в раба божьего, призванного неизбежно страдать и терпеть: «Татарское духовенство, которому вверило русское правитель­ство наше нравственное воспитание, занималось до сих пор только вашим нравственным растлением, брало взятки, учило ханжеству и обманывало доверчивый наш народ».

Вывод: «Ни в коем случае нельзя доверять духовенству дело нравственного воспитания молодого поколения».

— Представление о возможности предоставления царской Россией равноправия ее «инородческим сыновьям» при условии управления степью справедливым султаном, истинно образованным человеком, полезным и нужным своему народу.

— Разработка «общезначимых» проблем перспектив общественного и нравственного развития казахского народа.

— Уверенность в признании истинно образованных молодых людей, проникнутых патриотизмом, «При уме, силе воли, честности, благо­родстве и теплой душе», могущих сделать добра сотням, тысячам народа.

— Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему. как ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиями.

— Образование должно быть общечеловеческим.

— Образование должно быть гуманным и народным.

— Идея «эмпирического эгоизма», включающая в себя «действен­ные и страдательные качества индивидуумов, посвятивших себя поль­зе близких» [3,c. 404].  Педагогическая этика ИбраяАлтынсарина имела следующее содержание:

— Размышления о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и от­ношений — основополагающая суть этики ИбраяАлтынсарина, являю­щейся прежде всего педагогической, так как пронизана мыслями о воспитании высоконравственной личности.

— На свою учительскую деятельность смотрел как на великое нравственное служение своему народу: «Я не отступлюсь от своих коренных убеждений и стремлений быть полезным своим родичам, насколько хватит сил. Дай только бог сил устоять против человечес­ких интриг и не умереть с тоски от незаслуженных напастей».

— Педагогическая этика И.Алтынсарина — это этика народа, так как устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа, — важный источник его этических воззрений, изложенных в виде наставлений и советов.

— В понятие счастья И.Алтынсарин, наряду со многими компо­нентами, включает три основных: трудолюбие, умеренность, творить добро.

— Нравственный долг казахской интеллигенции — забота о нуж­дах своего народа, забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей родины, содействовало ее экономическому и культурному развитию — вот те основные зада­чи гражданина — патриота, выполнение которых составляет нравст­венный смысл его жизни.

— Нравственные основы семейного и школьного воспитания: главные средства нравственного воспитания — труд и пример родителей, учителей и взрослых.

— Сочетание горячей любви к своей родине с глубокой ненави­стью ко всему реакционному, что задерживало духовное развитие казахского народа, чем являлись, наряду с экономической отста­лостью, муллы и проповедуемый ими ислам.

— Патриотизм и гуманизм — важные черты высоконравственного человека.

— «Сильный проводник чистых истин нравственности общечелове­ческой», — современники об И.Алтынсарине.

Что же касаетсянравственных заповедей Абая,то они, как и взгляды Чокана Валиханова и ИбраяАлтынсарина, явились отражением нравственной жизни каза­хов второй половины XIX века, а любовь к простому труженику оп­ределила гражданское и нравственное кредо просветителя, положен­ное в основу разработанных им прогрессивных нравственно-этических идей:

— Простолюдин, прославившийся умом — выше царя, вознесенного судьбой. Юноша, предающий труд, достоин старца, торгующего своей бородой.

— Сытый попрошайка — дьявол во плоти, ленивый суфилицанер.

— формирование нравственных принципов и нравственных норм поведения в процессе самой жизни в противовес религиозному уче­нию о «божественной предопределенности морали».

— Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз ни посты, ни паломничество не достигнут цели.

— Несмотря на разное социальное положение — богатство одних и бедность других — люди от природы равны: в этом мире рождение и рост, сытость и голод, горе и смерть, строение тела и место, откуда взялся человек и куда он должен отправиться — все это одинаково.

— Но, несмотря на прирожденное равенство, люди в нравствен­ном отношении друг с другом не равны: одни безнравственны, дру­гие — добродетельны, умны, скромны.

— Среда, эпоха: гражданское законодательство и образ жизни людей — источник общих предпосылок нравственности.

Абай осознает прямую зависимость нравственного формирования личности от социальной среды:»Человека формирует эпоха. И если кто стал безнравственным, то в этом виноваты и его современники».

— Счастье как критерий морали. Стремление человека к счастью — важнейший фактор, определяющий смысл жизни, который — в знании труде, благих деяниях на пользу народу.

— Высший этический идеал Абая Кунанбаева выражен в нравст­венной формуле «Адам бол!» — «Будь человеком», «Адам дегенданкым бар!» — «Я горд тем, что я человек!»

Этический смысл абаевской формулы «Адам бол!» — в высокой оценке роли и назначения человека в жизни, сочетающего в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь.

Абай не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессиональной педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно-этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравствен­ные идеалы и мудрость трудового народа, на творчество предшест­вовавших ему представителей казахской народной интеллигенции — акынов и композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада.

Казахские просветители-демократы Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и сегодня, когда прогрессивная общественность отмети­ла их полуторастолетние юбилеи, по-прежнему продолжают нравст­венно воспитывать не только объективным содержанием своего гу­манного творчества, но и своей личностной нравственной позицией.Учители, проповедники доброты и гуманизма, истинные Учители молодежи. Учители учителей, так как в центре их миропонимания находится человек, сущность которого рассматривается многопланово: с точки зрения биологической, психологической, философской, социальной, эстетической и педагогической.

Особенно их привлекает нравственный и эстетический облик че­ловека: его образование и воспитание, уровень развития его чувств и интеллекта, его идеалы и цель жизни.Суть нравственно-этических позиций казахских просветителей в том, что исключительное значение в моральной переделке лично­сти придавалось ими воспитанию:

«Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык вся­кому, кто говорит, что человек неисправим» [1, с.75].

Итак, можно с полным правом утверждать, что провозглашенные в 60-х годах XIX столетия Ч.Валихановым, И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, с дру­гой стороны, — вызывающие любовь к труду, самоотверженную борь­бу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изуче­нии науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и тре­буют самого пристального изучения и овладении ими каждым, осо­бенно учащейся молодежью.Нравственно-этическая концепция казахских просветителей должна найти свое достойное отражение в учебно-воспитательной работе в вузе: в системе специальных занятий, спецкурсов (примерная программа одного из спецкурсов прилагается) и педагогических чтений, курсовых и дипломных работ студентов – должна быть реализована в разнообразных формах внеучебной  и внеаудиторной работы: беседах, диспутах, круглых столах, конференциях, литературно-музыкальных вечерах (примерная тематика прилагается).

Таблица 1

Программаспецкурса «Абай и современная педагогическая мысль Казахстана»

№№ Тема Лекции

час

Семинары, часы
1 Педагогическое наследие Абая и современные задачи нравственного воспитания. 2 2
2 Народная педагогика  в творчестве Абая. 2  
3 Абай — учитель казахской молодежи.

Великий просветитель об учителе.

2  
4 Нравственно-этический смысл «Назиданий» Абая. 2  
5 Психолого-педагогические взгляды Абая. Психологическое содержание абаевского стиха. 2 2
6 Абай о трудовом воспитании. Эстетическое в творчестве Абая и современные задачи эстетического воспитания. 2  
7 Педагогическая этика Абая 2 2
8 Дидактические взгляды. Абай о роли науки  и образования. 2 2
9 Вклад Абая в развитие родного языка – педагогический аспект. Абай об изучении русского языка как средства межнационального общения. 2  
10 Абай – великий гуманист, демократ, интернационалист. 2  
Итого: 20ч. 10ч.

Примерная тематикакурсовых и дипломных работ, бесед, докладов, лекций, литературно-музыкальных вечеров, конференций о педагогическом наследии казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева

1.Педагогическое наследие казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и современность.

  1. Казахские просветители об учителе.

3.Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев о трудовом обучении и профессионально-техническом образовании.

4.Идея народности воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского и казахских просветителей.

5.Педагогическая значимость личности Чокана Валиханова – первого казахского ученого, просветителя-демократа.

Список литературы:

1.Кунанбаев А. Избранное. — Алма-Ата: Казгосиздат., 1988. — 340 с.

2.Алтынсарин И. Собр. соч. в трех томах. Т.l — Алма-Ата: Наука,1975. — 359 с.

3.Валиханов Ч.  Избранные произведения. — М.: Наука, 1984. -414 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-ДЕМОКРАТОВ Ч.ВАЛИХАНОВА, И.АЛТЫНСАРИНА, А.КУНАНБАЕВА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ТЕОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА
Written by: Урунбасарова Элеонора Адаловна, Муханова Жанаргуль Айтжановна, Алькеева Сауле Мухамеджановна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/11/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
Available in: Ebook