28 Ноя

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуализация компетентностного подхода последние десятилетия обусловлена тем, что состояние российского образования не отвечает современным установкам, потребностям и запросам государства, общества и учащихся, а также не вписывается по тенденциям своего развития в мировое образовательное пространство[1].

Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей, обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Все эти изменения диктуют необходимость формирования стрессоустойчивой, творческой, ответственной личности, умеющей жить в условиях неопределенности, а также способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Очевидно, что для успешной профессиональной деятельности недостаточно получить высшее образование, так как постоянно возникает потребность пополнять свои знания, добавлять информацией совсем из другой области[2].

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть,  что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым[3].

Наряду со специальными предметами «Физическая культура» в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

На кафедре «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета реализуется личностно-ориентированный подход в обучении студентов. Студенту предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно его интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья. Учебно-тренировочные занятия со студентами проводятся в группах – специализациях: аэробика, баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, пауэрлифтинг, борьба «самбо», греко-римская борьба, а также группы общей физической подготовки и специальные медицинские.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО), принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре.

В соответствии со стандартами высшего образования компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. На основе теоретических подходов к определению компетенции, согласно ФГОС ВПО, выпускник технического вуза (бакалавр, специалист) должен обладать общекультурными компетенциями в физкультурной деятельности.

Главной особенностью компетентостного подхода и освоения компетенций, соответствующих в учебном процессе высшей школы, является научить выпускника жить в новой ситуации и трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в науке, технике, обществе и культуре[4,5]. В связи с этим возникает необходимость введения компетентностного подхода при организации занятий по физической культуре в техническом университете и создание условий для развития соответствующих общекультурных компетенций средствами избранного вида спорта. Очевидно, что   программа по физическому воспитанию, в том числе и учебно – методические материалы по избранному  виду спорта  должны быть ориентированы на результаты обучения, представленные в форме компетенций по каждому профессиональному направлению подготовки (по ФГОС ВПО): — способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;- готовность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.Самостоятельную физкультурную деятельность студентов необходимо направить на решение личностно-значимых задач, связанных со здоровьесбережением, то есть обучить выпускников анализировать, прогнозировать, оценивать жизненную ситуацию с позиций возможности применения средств физкультурной деятельности для ее разрешения, а также осуществлять контроль эффективности и корректировки своих действий для формирования целостного опыта здоровьесозидающей деятельности. Рейтинговая система оценки позволит определить уровень сформированности компетенций (пороговый или повышенный) при аттестации студентов. При этом очевидно, что оценочные средства должны быть направлены на оценку всех составляющих понятия «компетенция». Таким образом, в компетентностном ключе формируются не только  стандарты образования, но и учебные программы, методы преподавания и оценки учебных достижений. Иными словами, «компетентностный подход» — достаточно отчетливая целостная дидактическая концепция, в контексте философии которой определяются цели и методы современного образования, ориентированного на приобретение соответствующих  личностно-ориентированных компетенций[6]. Следовательно, радикальное решение проблемы развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентноспособным на рынке труда и профессионально реализоваться, возможно, только при внедрении компетентностного подхода в учебный процесс физического воспитания.

Список литературы:

1.Байденко В. И. Компетентностный подход, к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод, пособие. М: 2005.- 285 с.

2.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам, образования? (теоретико-методологический подход)//Высшее образование сегодня.-2006. -№ 8. С. 21-26.

3.Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева              // Теория и практика физич. культуры. — 2003. — № 5. — С. 19-22.

4.Смирнова Е.И. Реализация компетентностного подхода при освоении дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе // Образование в ХХI веке: материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: Изд-во «Купол». — 2010. – С. 141-143.

5.Фазлеев Н.Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту: компетентно-ориентированный подход //Теория и практика физической  культуры. — 2007. — № 12. — С.32-34.

6.Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Автореф. дис.. док. пед. наук /В.Г. Шилько. — М., 2003.- 47с.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей, обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО), принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс физического воспитания в техническом вузе способно радикально решать проблему развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентноспособным на рынке труда и профессионально реализоваться.
Written by: Мельникова Оксана Анатольевна, Шевелева Ирина Николаевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 01/20/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
Available in: Ebook