30 Дек

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИНАЛЬ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНОМ ОТНОШЕНИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время перед высшей военной школой выдвинут и поставлен ряд новых актуальных задач. Одной из них является подготовка специалистов, обладающих современной культурой научного мышления, умеющих достаточно быстро и умело ориентироваться в огромном потоке информации, способных к постоянному профессиональному самообновлению и самосовершенствованию [1, 2, 3].

Одним из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием военных учебных заведениях является научная работа, которая осуществляется курсантами в процессе обучения через освоение учебно-научного материала, выполнение научно-исследовательских работ, коллективную и индивидуальную творческую деятельность, а также самообразование, которое реализуется на самостоятельной подготовке. Поэтому научная работа курсантов опирается на умения и навыки самостоятельной работы, которая развивается у них в процессе учебной деятельности с первого курса обучения в учебном заведении.

Научная работа курсантов организуется непосредственно на кафедрах и в научных подразделениях учебного заведения, и по своей организации и содержанию подразделяется на учебно-научную и научно-исследовательскую работу [5].

Важная и ведущая роль в руководстве научной работой курсантов (особенно на младших курсах обучения), бесспорно принадлежит профессорско-преподавательскому составу института. Организационно научную работу курсантов на кафедре можно распределить по видам следующим образом:

– непосредственно под руководством преподавателя (научного руководителя), что способствует более индивидуальному, продуктивному и самостоятельному уровню;

– в рамках военно-научного общества курсантов, научного кружка, научной, научно-исследовательской группы, которые непосредственно организуются и работают на кафедре;

– индивидуально в сотрудничестве (не под руководством) с преподавателями кафедры, что соответствует переходу курсанта от самостоятельного уровня к научному уровню организации и осуществлению его познавательной деятельности.

Чётко сформулированная и поставленная задача, реальная научная проблема, постоянный интерес руководителя к научной работе курсанта стимулирует интенсивность и качество его работы (участие в работе научного кружка на кафедре, в научных конференциях разного уровня и типа, а также в написании курсовых, выпускных квалификационных работ, научных статей и других научных отчётных работах).

Так как участие в научной работе является составной частью профессионального образования курсанта, как будущего инженера, то одним из показателей успешного обучения в институте будут являться сформированные у него умения, навыки и компетенции, которые он развивает в результате познавательной повседневной деятельности и в процессе самообразования:

– умение поиска источников информации, качественный отбор нужной информации в одном или нескольких источниках, правильная ориентация в отобранных рекомендуемых публикациях, смысловая переработка и анализ полученной информации, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических и научных материалах, электронной учебной и научной продукции, а также в ресурсах интернета;

– умения и навыки письменной фиксации информации для её последующего использования в научной работе с помощью различных видов записей, таких как планы, конспекты, рефераты, сообщения, аннотации и другие способы сохранения информационных материалов;

– умение и способность доложить результаты научной работы и подготовить их к опубликованию, с целью информирования о своей научной деятельности и результатах своих исследований.

Наиболее возможными основными формами научной работы (или военно-научной работы из-за специфики кафедр военных учебных заведений) курсантов являются [5]:

– участие в выполнении плановых научных работ в институте, в том числе по хозяйственным договорам;

– моделирование физических, социальных, познавательных процессов и боевых действий;

– выполнение заданий исследовательского характера в период стажировки и практики;

– разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам науки, военной проблематике гуманитарных, естественных и технических наук и выступление с ними на заседаниях военно-научных кружков, научных семинарах и конференциях;

– подготовка научных статей, а также рецензий и аннотаций на изданную литературу по различным наукам, в том числе военной;

– участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработка и создание технических средств обучения, воспитания и контроля, действующих стендов и макетов;

– участие в конкурсах на лучшие научные работы в институте, а также в конкурсах других более высоких уровнях.

Систему учебно-научной работы курсантов в институте можно разделить на несколько этапов. На первом этапе (первый и второй курс обучения) происходит ознакомление курсантов на плановых учебных занятиях по дисциплинам кафедры, а также на занятиях военно-научного общества курсантов, на которых их знакомят с основами и первоначальными элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных основ специализированных наук, воспитывая стремление к изучению учебного и научного материала избранной дисциплины. Кроме того, они теоретически и практически осваивают различные формы научной работы с учётом особенностей кафедры, на которой планируется последующая научная работа курсантов.

Формами научной работы курсантов на этом этапе являются: написание рефератов по изучаемым курсам; составление библиографии по определённой теме, в том числе и на основе анализа информации с ресурсов интернета; участие в изготовлении учебно-методических пособий (макеты, модели); изготовление по заданиям кафедры схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием возможностей новейших компьютерных технологий; разработка компьютерных учебных программ; выполнение индивидуальных заданий во время различных производственных практик и войсковых стажировок [5].

На втором этапе курсанты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им могут поручаться конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся не отдельно, а в совокупности при выполнении практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ, а также при прохождении производственной практики. На этом этапе курсанты готовят научные сообщения и рефераты по проблемным вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на плановых занятиях.

Обязательным дополнением научной работы курсантов на обоих этапах нужно считать работу в военно-научных кружках во внеучебное время, на которых проводятся дополнительные занятия, по заранее утверждённой тематике, с целью формирования определённых компетенций, направленных на научную работу.

Основной же целью научно-исследовательской работы курсантов в институте является повышение профессионально-творческого уровня курсантов, совершенствование способов привлечения обучаемых к фундаментальным исследованиям, а также использование творческого потенциала курсантов для решения актуальных проблем современной военной науки и практики.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи научно-исследовательской работы с курсантами:

– интеграция учебных занятий, практики и научно-исследовательской работы курсантов, основанной на единстве обучения и подготовки курсантов к выполнению обязанностей в соответствии с получаемой специальностью;

– формирование у курсантов достаточного интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах, создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей; развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных знаний теоретических и практических знаний;

– выявление наиболее одарённых и целеустремлённых курсантов, использование их потенциала в участии решения актуальных задач обучения, развития науки и подготовка из числа наиболее способных научно-педагогического резерва;

– подготовка и дальнейшее развитие внутренних и внешних научных связей.

Основными формами научно-исследовательской работы курсантов являются: участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ института в военно-научных кружках на кафедрах и других научных подразделениях; выполнение заданий исследовательского характера в процессе прохождения практик и стажировок; разработка  научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам и выступление с ними на различных заседаниях военно-научного общества курсантов, научных семинарах и конференциях; подготовка и опубликование научных статей по различным направлениям будущей профессиональной деятельности курсанта; участие в конкурсах на лучшие научные работы на внутренних, Всероссийских, международных других конкурсах [5].

Научно-исследовательская работа курсантов организуется и проводится в учебное и во внеучебное время. В учебное время научно-исследовательская работа проводится с курсантами во время плановых учебных занятий и предусматривает выполнение курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ и лабораторных работ, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально и путём участия курсантов  в работе военно-научных кружков кафедр, семинаров, внутренних и внешних научных конференций.

Поэтому, одной из наиболее значимых форм научно-исследовательской работы курсантов при становлении всесторонне подготовленного специалиста, в институте является участие курсантов в работе военно-научного кружка (военно-научного общества) на кафедре. Данная форма научно-исследовательской работы в институте используется в работе с курсантами всех курсов обучения в планово-организованном порядке. Все курсанты, начиная с первого курса, закрепляются за конкретной кафедрой. Далее в процессе обучения, курсантов могут перезакреплять за другими кафедрами института, осуществляющими учебных процесс на том или ином курсе. Курсант планомерно изучает особенности организации и проведения научно-исследовательской работы кафедры института, к военно-научному кружку которой он прикреплён, при этом обеспечивается преемственность от курса к курсу, от одних учебных дисциплин к другим. В результате выполняемой курсантами научной работы, постоянно и целенаправленно возрастает объём приобретаемых ими знаний, умений и навыков по учебной и научной-исследовательской работе.

Научно-исследовательская работа курсанта на военно-научном кружке кафедры осуществляется следующим образом. На организационном собрании, проходящем в начале семестра, происходит распределение между курсантами тем докладов, рефератов и других заданий, как правило, выборным путём. Затем преподаватель определяет и указывает основную и дополнительную литературу, помогает подготовить план работы. Соответственно темы докладов определяются ведущей направленностью кружка кафедры. Совместно с курсантами преподаватель обсуждает темы работ курсантов, планы работы, и определяет время консультаций и работы кружка.

Затем начинается основная работа кружка, которая организуется руководителем. От его опыта и настойчивости зависит, перерастёт ли первое любопытство, интерес курсантов в устойчивую познавательную деятельность, стремление к научно-исследовательской работе. Необходимо работать с каждым курсантом индивидуально, стараться увидеть проблемные вопросы у курсанта, которые могут помешать ему заниматься научной работой. Для этого нужно формировать у курсантов критическое мышление, вовлекать его в дискуссию, обсуждение, проведение анализа с выводами не только его темы, но и тем других курсантов.

На первых занятиях кружка происходит обсуждение таких вопросов, что же такое научная работа, какие имеются достижения в институте, какие цели, задачи, направления, перспективы и возможности реализации научного потенциала предлагаются курсанту. При необходимости и возможности проводятся занятия по методам и способам научного исследования, работе с литературой и информацией из ресурсов интернета, по использованию научного аппарата по тематике.

Дальнейшая работа кружка направлена и связана с готовностью основной части работы курсанта, то есть заслушивание готовых докладов согласно ранее составленному графику. В основном, на одном заседании заслушиваются не более пяти докладов, так как только в данном случае имеется возможность качественно обсудить каждое выступление (задать вопросы и получить полные удовлетворяющие ответы). Кроме того, большое количество докладов трудно для восприятия и обсуждения, что приводит к снижению активности и заинтересованности курсантов при проведении заседания кружка.

Заседания кружка и работа кружка в целом всегда оканчивается подведениями итогов, которые заключаются в конкурсе докладов, участие в кафедральных заседаниях, в предметных и научных конференциях с последующей публикацией тезисов научных лучших работ в научных сборниках.

Для непосредственного руководства работой военно-научных кружков на каждой кафедре института назначен руководитель кружка и научные руководители из числа профессорско-преподавательского состава кафедры. Научные руководители осуществляют работу с курсантами исходя из поставленных целей и задач по выбранной теме работ, а также с учётом индивидуальных способностей и наклонностей каждого курсанта. Руководитель военно-научного кружка на кафедре института организует и проводит в соответствии с тематикой плановые занятия. Для этого ему в соответствии с руководящими документами выделяется на руководство кружком до пятидесяти часов из годового бюджета служебного времени, отводимого на научную работу [4].

Научно-исследовательская работа курсантов завершается обязательным представлением соответствующего отчёта, сообщением на заседании кружка, внутренних и внешних конференциях, опубликованием результатов научной работы. Также преподаватели, которые осуществляют руководство кружком, научной работой курсантов, могут учитывать результаты их работы при оценке знаний на экзаменах и зачётах по дисциплинам кафедры на различных этапах обучения.

Курсанты, которые добились высоких результатов в научно-исследовательской работе и активно участвующие в творческой деятельности, выдвигаются на конкурсной основе на соискание именных стипендий, утверждаемых различными ведомствами, организациями и фондами. А также могут отмечаться и другими формами поощрения (благодарности, грамоты, медали, дипломы, премии, присвоение звания лауреата) в соответствии с руководящими документами.

Выпускники института, выполнившие за период обучения ряд научных работ, включённых в отчёты по научным работам, опубликованных в печатных изданиях или получившие высокую оценку на конкурсах и конференциях, в первую очередь составляют потенциал для поступления в адъюнктуру.

В результате мы пришли к выводу, что такая форма научно-исследовательской работы, как участие курсантов в работе военно-научного кружка (военно-научного общества) на кафедре института имеет высокую эффективность и приводит к формирование у курсантов интереса к военно-научному творчеству, обучению методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыкам работы в научных коллективах; развитию творческого мышления и самостоятельности, углублению и закреплению, полученных при обучении знаний; выявлению наиболее одаренных и талантливых курсантов и использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки; подготовке из числа наиболее способных и успевающих курсантов резерва научно-педагогических и научных кадров.

Таким образом, научно-исследовательская работа курсантов, реализуемая через такую форму, как участие курсантов в работе военно-научного кружка (военно-научного общества) на кафедре института является одним из средств повышения уровня подготовки курсантов с целью становления высококвалифицированными специалистами с учётом будущей профессиональной сферы деятельности.

Список литературы:

  1. Богданов, С.В. Чтобы каждое научное древо плодоносило [Текст] / С.В. Богданов // Российское военное обозрение. – 2008. – № 1(48). – С. 38-52.
  2. Буренок, В.М. Научно-методические особенности разработки государственной программы вооружения [Текст] / В.М. Буренок // Военная мысль. – Москва, 2009. – №4. – С. 2-15.
  3. Герасимов, В.Н. Педагогика высшей военной школы. Учебник [Текст] / В.Н. Герасимов. – М.: ВУ, 2001. – 175 с.
  4. О введении в действие Норм учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: Директива Министра обороны Российской Федерации № Д-43 от 20 июня1994 г. [Текст]. – М., 1994. – 67 с.
  5. Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12 марта 2003 г. [Текст]. – М., 2005. – 80 с.
    К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИНАЛЬ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНОМ ОТНОШЕНИИ
    Written by: Кечкин Юрий Владимирович, Терещенко Евгений Сергеевич, Яцук Константин Васильевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook