26 Мар

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

ФГОС задает следующий результат образования на выходе из начальной школы:«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять [4, с.15] оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.

В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). [2, с.15] Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством « сколь угодно чуткого взрослого», а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

По этому, новая модель учебного процесса предполагает активную деятельность учащихся, которая реализуется в групповой форме работы.

 В процессе групповой работы, необходимо учитывать учителю:

— нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

-.следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

-.групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

-.нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

-.нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Анализ ФГОС., методической литературы различных авторов определил этапы формирования навыков групповой формы работы со школьниками в формировании познавательной активности.

На первом этапе- формировать мотивацию, совершенствование межличностных отношений в классе; втором этапе- развивать навыки самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач; третьем этапе- учить выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его; четвертый этап- развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.) Этапы формирования познавательной активности через групповую форму работы определили траекторию образовательного процесса, которые отражены в рекомендациях (см. рис.1)

Этапы групповой работы

Этап

Цель

  Мотивация к деятельности Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
  Постановка учебной задачи Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
  Первичное закрепление Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму
  Итог занятий. Рефлексия деятельности Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

(рис.1)

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. В связи с этим определилась иерархия организации групповой формы работы в образовательном процессе, по степени сложности и самостоятельности учеников в процессе групповой формы.

Список использованной литературы:

1.Урзаева Л. Формирование коммуникативных навыков в процессе групповой работы на уроках математики в начальной школе// Инновации в образовании- путь к профессионализму будущего педагога.-2014-71с.

2.А.В.Кирсанова Опыт группового взаимодействия педагога в детском объединении // Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для системы образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» (г.Пермь,22-23 октября 2009г.)/ главный редактор С.В.Красных, ответственный редактор М.Л.Катаева, Пермский педагогический колледж, Пермь: 2009-191с.

3.Конспект урока математики для 2 класса тема: Уравнения. (в собственной разработке)

4.ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
модель учебного процесса предполагает активную деятельность учащихся, которая реализуется в групповой форме работы.
Written by: Красноперова Анастасия Александровна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/24/2016
Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
Available in: Ebook