25 Июл

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У БАКАЛАВРОВ-АГРОНОМОВ С СЕЛЕКЦИИ И ГЕНЕТИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Интеграция Украины в европейское и мировое образовательное пространство и рост конкуренции выпускников высших аграрных учебных заведений на внешнем и внутреннем рынках труда предусматривает необходимость подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов в области селекции и генетики сельскохозяйственных культур на современном качественном уровне.

Поэтому, поиск эффективных путей формирования профессиональных компетентностей будущих селекционеров-генетиков сейчас приобретает особое значение, в первую очередь, как залог повышения качества их профессиональной подготовки. Решение этих задач зависит от внедрения в образовательный процесс высших аграрных учебных заведений инновационных подходов  к обучению, среди которых приоритетным есть компетентностный подход.

Нормативно-правовое регулирование внедрения компетентностного подхода в деятельность высших учебных заведений регламентируется Законом Украины «О высшем образовании» (№1556-VII от 01.07.2014 г.), постановлении Кабинета Министров Украины «О создании межведомственной комиссии по поддержке Болонского процесса в Украине» (№82 от 01.02.2006 г.), нормативно-правовых актах об организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Теоретические и методологические основы внедрения компетентностного подхода в высшее образование стали предметом исследования отечественных и зарубежных ученых — В. Байденка, Ю. Варданян, М. Голованя, А. Голотюка, Э. Зеера, И. Зимней, А. Локшиной, О. Овчарук, И. Родыгиной, А. Хуторского, С. Шишова. Пути реализации компетентностного подхода в высшем образовании разработали ученые В. Адольф, Л. Бирюк, Л. Васильев, А. Винославская, В. Элькин, А. Кучерявая, И. Лещенко, Т. Матвеева, Н. Тарасова, Л. Титаренко. Формированию профессионально-практической компетентности специалистов по управлению природопользованием в агросфере посвящены труды Н. Ридей, Д. Шофолова.

В предыдущих научных работах авторами рассматривались вопросы роли научных школ с селекции и генетики сельскохозяйственных культур в становлении и развитии учебных программ, формирования понятийно-категориального аппарата компетентностного похода к профессиональной подготовке специалистов, диагностики мотивации обучения студентов-агрономов в высших аграрных учебных заведениях [1], [3], [4], [5].

Подготовка бакалавров-агрономов селекционеров-генетиков регламентируется отраслевым стандартом высшего образования Украины направления подготовки 6.090101 «Агрономия», утвержденного Министерством образования и науки Украины в 2011 г. В нем обоснованы основные нормативные требования к содержанию подготовки по типовым (базовым) планам. Профессиональные признаки специальности 8.09010105 «Селекция и генетика сельскохозяйственных культур» направления подготовки 6.090101 «Агрономия» формируются в циклах профессиональной и практической подготовки выборочных дисциплин учебного плана.

Отраслевой стандарт также определяет общие требования к качествам выпускников высших учебных заведений, их общенаучным и инструментальным задачам и умениям, которые обеспечивают наличие у выпускника социально-личностных, общенаучных, инструментальных, профессиональных (в т. ч. общепрофессиональных и специализированно-профессиональных) компетенций, которые формируют его способность к профессиональной деятельности.

На сегодняшний день профессиональные компетентности в профессиональной подготовке будущих селекционеров-генетиков бакалавров-агрономов не были разработаны, требуют теоретического обоснования и практической проверки.

В работе авторами выделены основные группы профессиональных компетентностей в профессиональной подготовке будущих селекционеров-генетиков бакалавов-агрономов.

Основу профессиональной подготовки будущих селекционеров-генетиков в высших аграрных учебных заведениях Украины составляют: 1) трансграничные ключевые компетентности (межнациональные) [3], [6], [7], которые относятся к нормативно-регламентирующей фундаментальной (математической, естественнонаучной, гуманитарной и общественно-политической) подготовке и включают математическую компетентность (в том числе, информационно-телекоммуникационную), инновационную (транскультурную, коммуникативную, новаторскую), филолого-лингвистическую (интернациональную), историко-культорологическую, гражданскую (социальноответственную, патриотическую), экспериментально-практическую, исследовательскую, научно-технологическую, креативную (интеллектуальную, творческую, созидательную); 2) базовые основные профессиональные компетентности объединяют способности личности, основанные на коммуникативных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качествах будущего специалиста, и создают базис для овладения профессионально-ориентированными специальными знаниями, умениями и навыками при формировании профессиональной компетентности, учитывая адаптивные способности и переход от образовательной к профессиональной среде и базируются на общественно-личностной компетентности (когнитивная, футуристическая, биологическая, генетическая, жизнебезобасная, работоспособная, гражданская, правовая, эмоционально-чувственная и волевая, духовно-нравственно-этическая, в том числе, био-, экологоэтическая и теологическая); 3) профессиональная компетентность, основу которой составляют профессионально-аналитические компетенции: геосферные (атмосферные, гидросферные, литосферные, биосферные), метеоролого-климатологические, биогеофизикохимические, информационные (системного анализа качества составляющих эко- и агроэкосистем), фундаментальные и прикладные экологические, фундаментально-научные агросферные; 4) компетентности профессионально-ориентированной и специальной практической подготовки предусматривают формирование земледельческих компетенций (системноагрономические, агротехнологические, агрохимические, агросервисные, мелиоративные, фитозащитные), отраслевых (растениеводства, плодоовощеводства, кормопроизводства, луговодства, семеноводства, питомниководства), техносервисних (механизации, электрификации, автоматизации, геоинформационные, мелиоративные), технологические (агро-, биотехнологические, ресурсоэнергосберегающие, производственные, хранения, переработки, транспортировки), селекционные, специально-генетико-инженерные, управленческие (менеджерские, маркетинговые, предпринимательские, экономические).

Выводы. В результате исследования были выделены четыре группы профессиональных компетентностей в профессиональной подготовке будущих селекционеров-генетиков бакалавров-агрономов в авторской трактовке: трансграничные ключевые компетентности, базовые основные профессиональные компетентности, профессиональные теоретико-аналитические, профессиональные профессионально-ориентированной и специальной практической подготовки.

Список литературы:

  1. 1. Анализ влияния аграрных научных школ на развитие учебных программ / Н.П. Антипова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИО КГУ, 2014. – Вып. 45. – Ч.5. – С.9-15.
  2. 3. Definition and Selection of Competencies. Theoretical and Conceptual Foundations (DESECO). Strategy Paper on Key Competencies. An Overarching Frame of Reference for an Assessment and Research Program – OECD (Draft). – 279 p.
  3. Role of scientific schools of crop breeding and genetics for plant breeders training in Ukraine // N. Antipova, N. Rideі, I. Antipov / Sbornik Trendy ve vzdelavani, 19-20 cervna 2014 na Pedagogicke faculte Univerzity Palackeho v Olomouci, Czech Republic. — PP. 290-293.
  4. Антіпова Н.П. Діагностика мотивації навчання студентів- агрономів у вищих аграрних навчальних закладах / Н.П. Антіпова, Н.М. Рідей, І.О. Антіпов // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. — Сб. статей : — Ялта : РИО КГУ, 2014. – Вып. 46. – Ч.6. – С.14-21.
  5. До питання формування понятійно-категоріального апарату компетентнісного підходу до професійної підготовки фахівців // Н. Антіпова / Матеріали міжнародної науково-практичної конференції «Розвиток сучасної освіти : теорія, практика, інновації, (Київ, 14-16 травня 2015 р.) – К. : Міленіум, 2015. – с.163-164.
  6. Концепція та науково-методичні рекомендації з формування професійно-практичної компетентності фахівців з управління природокористуванням в агросфері : навч.-метод. забезп. для наук. і наук.-пед. працівників вищ. аграр. навч. закладів / [Н.М. Рідей, В.М. Ісаєнко,Г.О. Білявський та ін.]. – К. : НУБіП України, 2014. – 459 с.
  7. Локшина О. Розвиток компетентнісного підходу в освіті Європейського Союзу // Шлях освіти. – 2007. №1. – С. 16-21.
    К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У БАКАЛАВРОВ-АГРОНОМОВ С СЕЛЕКЦИИ И ГЕНЕТИКИ
    В работе выделены основные группы профессиональных компетентностей в профессиональной подготовке будущих селекционеров-генетиков бакалавров-агрономов.
    Written by: Антипова Наталия Павловна, Ридей Наталия Михайловна, Антипов Игорь Александрович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook