22 Сен

К вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов системы здравоохранения




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Система подготовки медицинских кадров, включает обязательное освоение студентами профессиональных компетенций, специальных знаний, умений и навыков, и в тоже время требует формирования должного уровня физической культуры личности. Есть необходимость в принятие действенных мер по выявлению причин низкой эффективности действующей системы физического воспитания при многоуровневой и многопрофильной подготовке специалистов в области здравоохранения, а также обоснования новых педагогических подходов к её совершенствованию [2,3,4,5]. Руководители и работники управления различных уровней системы здравоохранения – это представители специфического профессионального сообщества. Успешность исполнения руководящих функций обусловливает необходимость, многих составляющих в совокупности профессиональных компетенций личности как субъекта управленческой деятельности. Эффективные руководители лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических, санаторно-курортных учреждений, научных центров, научно-исследовательских институтов, учреждений среднего и высшего профессионального образования и других организаций и подразделений здравоохранения должны быть профессионалами высокого уровня, владеть прикладными знаниями и умениями по организации трудовых процессов. Многие управленцы сталкиваются с совокупностью задач, к решению которых они не были подготовлены. Руководителю должны быть присущи профессионально-важные личностные качества. У него должны быть сформированы черты лидера коллектива. Вышеизложенное актуализирует проблему поиска эффективных путей по формированию психофизической готовности руководителя к профессиональной деятельности, а также мотивированного отношения к здоровому образу жизни как составной части общей профессиональной компетентности. Нередко переход от клинической деятельности к управленческой может иметь выраженный кризисный характер. Для решения данной проблемы необходимо внедрять инновационные подходы к обучению будущих специалистов и руководителей системы здравоохранения. В.М. Богданов и другие авторы в качестве главных инструментов в повышение качества образования выделяют современные информационные Интернет-технологии [1]. В свою очередь формирование образовательного процесса невозможно без создания методов оценки его эффективности.

Цель исследования — разработка и внедрение в учебный процесс медицинского вуза педагогической технологии по формированию у студентов профессиональных компетенций с применением элементов дистанционного обучения и контроля по направлению подготовки «Сестринское дело» обучающихся по программе организационно-управленческой деятельности. В задачи исследования входило: разработка и внедрение рабочих программ, электронных технологий обучения и оценки знаний в образовательном процессе вуза. Внедрение дистанционных технологий для освоения теоретического материала студентами медицинского вузу по учебной дисциплине «Физическая культура» обусловлено необходимостью ликвидации существующего противоречия между имеющейся проблемой (слабый уровень физической культуры у будущих специалистов и руководителей системы здравоохранения) и требованием ФГОС ВО — выпускник медицинского вуза должен обладать профессиональными компетенциями: способностью и готовностью к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды; способностью и готовностью к формированию мотивированного отношения каждого к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих; готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний. То есть речь идет о повышении эффективности учебного процесса по воспитанию профессиональных компетенций у будущих специалистов и руководителей системы здравоохранения.

Методика исследования включала в себя: анализ и обобщение научно-методической литературы и информационных источников по проблеме исследования, анкетирование (авторская анкета 50 вопросов, 244 варианта ответов), разработка и внедрение рабочей программы, информационных технологий, электронных тестов и системы балльно-рейтинговой оценки. Исследования проводились на базе СГМУ. Объектами исследования были 235 студентов 1 курса института сестринского образования (ИСО) СГМУ. Контрольную группу составили 218 студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов СГМУ занимающихся по традиционной программе воспитания физической культуры. Для решения поставленной цели на кафедре «Физического воспитания» были разработаны рабочая программа и создан электронный теоретический курс по дисциплине «Физическая культура» для студентов ИСО в пределах объёма учебных часов, определенных учебным планом. В образовательной системе медицинского университета учебная дисциплина «Физическая культура» определялась как основная организационно-содержательная единица, с электронным компьютерным контролем по усвоению теоретического учебного материала. Преподаватель в процессе обучения выступает в качестве консультанта, помощника и эксперта качества работы студентов. В начале обучения каждый студент получает индивидуальный логин и пароль, по которым он может входить в систему дистанционного обучения на курс учебной дисциплины. Работа с учебным материалом ведется студентами самостоятельно. Через электронную почту студенты могут получить информацию организационного плана. На сайте имеется новостной форум, а также календарь наступающих событий, где отображается перечень заданий и сроки их выполнения. Обратная связь между студентами и преподавателем, контроль теоретического блока (в обучающем режиме). Главным методом системы контроля и оценки по освоению учебного материала на всех этапах профессиональной подготовки является компьютерное тестирование, определение уровня знаний у студентов, по всем разделам образовательной программы. Анализ результатов анкетирования показал, что среди неблагоприятных факторов студенты ИСО СГМУ, сочетающие обучение в вузе с работой в учреждениях здравоохранения по своей специальности, назвали определенные обстоятельства, которые, по их мнению, усложняют профессиональную подготовку. Среди них специфика выбранной профессии (32,8% ответов), обязательная самоподготовка (29,0%), семейно-бытовые проблемы (14,3%), недостаточное время для отдыха (22,7%). В свою очередь, стрессовые ситуации в течение первого месяца обучения имеют 91,7% студентов. Нерегулярное питание выявлено у 63,9% студентов. Только 46,7% студентов занимаются физическими упражнениями, из них регулярно занимаются оздоровительной физкультурой от 2 до 5 раз в неделю – 16,8%. Вышеизложенное говорит о том, что студенты недостаточно информированы о здоровом образе жизни, о положительном влияние занятий физическими упражнениями. Для получения информации об эффективности влияния компьютерных технологий на уровень усвоения теоретического материала в процессе физического воспитания студентов было проведено сравнение результатов контрольной группы и группы педагогического эксперимента. Контроль результатов у лиц, группы педагогического эксперимента (1 курс ИСО СГМУ), прошедших обучение с применением элементов компьютерного информационного курса показал более высокие результаты (средний балл 77.14). Тогда как студенты (1 курс лечебный и стоматологический факультеты), изучающие материал самостоятельно, пользуясь лишь лекционным материалом и учебными пособиями, показали результаты существенно ниже (средний балл 51.63). Исходя из проведенных данных, можно констатировать, что занятия в индивидуальном режиме с использованием компьютерных технологий, оказывают достаточно эффективны. К преимуществам данной системы можно отнести четкость в структурном распределении учебного материала, упорядоченность, логичность и возможность отслеживания связей между отдельными модулями дисциплины. К недостаткам рейтинговой системы можно отнести то, что в настоящее время нет общепринятых способов, позволяющих однозначно определить её приоритет в профессиональной подготовке специалистов для системы здравоохранения. Негативные аспекты рейтинговой системы, обусловлены также тем, что возрастает нагрузка на преподавателя, а самосознание студентов недостаточно готово к самостоятельной работе, без педагогического контроля. В свою очередь успешность внедрения элементов дистанционного обучения зависит от квалификации преподавательского состава, содержания материально-технической базы, наличия учебно-методического и программного обеспечения.

Выводы. Регулярный мониторинг показателей освоения учебного материала позволил повысить мотивацию среди студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Уровень объективности данной системы оценки знаний выше, чем у традиционной формы контроля, поскольку она базируется на совокупности всех баллов, полученных в результате выполнения разных видов образовательной деятельности за весь период освоения дисциплины «Физическая культура». Педагогическая технология с использованием элементов дистанционного обучения и электронная проверка результатов освоения теоретического материала через способ тестирования позволило совершенствовать учебный процесс по формированию профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском вузе по программе организационно-управленческой деятельности.

Список литературы

  1. Богданов, В.М., Пономарев А.В., Соколов А.В. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2010; 2: 51-56.
  2. Караваева Т.Л. Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014; 4: 155-162.
  3. Мусина, С.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах: физическая культура и спорт в 21 веке /С.В. Мусина, Е.В. Егорычева: Сб. науч. тр. — Волжский, — 2006. – С. 238 -240.
  4. Онищенко, А.Н. Физиологическое обоснование технологии оптимизации функционального состояния организма слушателей военно-медицинских вузов средствами физической подготовки: Автореф. дис. … докт. мед. наук /А.Н. Онищенко; СарВМедИ. – Саратов, 2005. – 38 с.
  5. Павлов В.И. Педагогическая система многоуровневой физической подготовки врача-стоматолога: Автореф. дис. … канд. пед. наук /В.И..Павлов; СГМУ. – Саратов, 2000. – 20 с.
    К вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов системы здравоохранения
    К вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов системы здравоохранения
    Written by: Павлов Владимир Иванович, Камбурова Ирина Николаевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/05/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook