30 Янв

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одна из главных задач, стоящих перед современным обществом – воспитание подрастающего поколения через формирование гуманного отношения к людям. В педагогическом словаре [2] гуманность определяется человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям, а также как одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения. Дошкольный возраст является начальной ступенью для формирования качеств личности, именно это в это время  закладывается фундамент для дальнейшего развития ребенка. Личность в педагогике – это, прежде всего, человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Он формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. И очень важно понимать, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. От того, насколько успешно происходит этот процесс, зависит нравственное развитие детей и общества в целом. Развитие качеств личности происходит путем усвоения норм и правил, принятых в обществе, в этом возрасте у детей отсутствует собственный опыт, поэтому они приобретают опыт взрослых, который усваивается в процессе наблюдения и подражания. В последнее время в мире складывается неблагоприятная тенденция – происходит увеличение агрессии и нетерпимости, как среди взрослых, так и среди детей. Поэтому актуально формировать у подрастающего поколения терпимое отношение или толерантность. Толерантность (англ., фр. tolerance – терпимость от лат. tolerantia – терпение) как правило определяют как терпимое отношение к иному образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим позициям; качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равной личности, предполагающее настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу и опыт работы педагогов по проблеме изучения сформированности толерантности, мы пришли к выводу, что методики диагностики толерантности чаще всего представлены для детей младшего школьного возраста, подростков, взрослых:

  • экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова;
  • вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура);
  • методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко);
  • диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (Степанов П.В. к.п.н., центр теории воспитания ИТО и ПРАО, г. Москва) и так далее [5].

Для формирования толерантности у детей дошкольного возраста используют социометрический эксперимент, игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор) и игровой тест «Секрет» (Я.Л. Коломенский), позволяющий вычислить уровень благополучия взаимоотношений в детском коллективе.

Для изучения сформированности у дошкольников толерантности, на наш взгляд, лучше использовать не один тест или опросник, а комплексные методы. Данные, полученные в ходе исследований можно соотнести и составить портрет респондента.

Наше исследование было проведено на базе МБДОУ ДСКВ «Лесная сказка №67 г. Нижневартовска, в нем приняли участие дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет 8 мальчиков и 15 девочек коррекционной группы. Исследование было разделено на два этапа.

На I этапе – использовали методику Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой» [4]. Наблюдение за детьми осуществлялось во время образовательной деятельности, игр, бесед. Цель данной методики – установить наличие или отсутствие у детей нравственных представлений, способов поведения, форм нравственных переживаний. В результате наблюдений можно дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них нравственных представлений по представленным критериям:

  • выполняет правила культуры поведения ДОУ, в общественных местах;
  • проявляет заботливое отношение к окружающим;
  • дает объективную, доброжелательную оценку поступкам сверстникам;
  • правильно оценивает собственные поступки;
  • охотно выполняет просьбы окружающих;
  • проявляет доброжелательность к окружающим;
  • правдив;
  • соблюдает правила коллективной направленности;
  • проявляет желание трудиться;
  • бережно относится к предметному окружению

Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу:

  • высокий уровень – 2 человека (8,7%) – поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направлено. Ребенок хорошо ориентируется в правилах культуры поведения, охотно вступает в общение, активно относится к позиции партнера. Правильно понимает эмоциональное состояние, активно выражает готовность помочь, доброе отношение. Соблюдает нормы товарищеского поведения;
  • средний уровень – 15 человек (65,2%) – проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества нравственной личности;
  • низкий уровень – 6 человек (26%) в большинстве своем дети имеют представления о правилах культурного поведения, но постоянной привычки выполнять их нет, не всегда могут оценить правильно свои поступки, проявляют агрессивное поведение к сверстникам, при беседе знают о плохих и хороших поступках и правилах поведения, во время игры проявляют отрицательные черты характера.

Для изучения особенностей взаимодействия детей в коллективе была использована социометрия «Два домика» [3], которая позволила изучить особенности взаимоотношений детей в группе. Данная методика была актуальна на данном этапе, так как дети группы были сформированы из двух групп после психолого-медико-педагогической комиссии и учились выстраивать взаимоотношения в новом коллективе. При интерпретации результатов обращали внимание не только на то, сколько детей испытуемый поместил в красный и серый домик, но и почему сделал данный выбор. По результатам проведенного эксперимента пришли к выводу, что:

  • 6 человек (24%) – эти дети предпочитаемые, они предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей, или одним постоянным другом, при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
  • 4 ребенка (20%) – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
  • 13 (52%) – это дети, которых не замечают сверстники, нередко они внешне малопривлекательны, имеют явно выраженные физические дефекты, неврозы, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

На II этапе исследования была использована «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс) [2]. Данная методика представляет собой три серии по восемь незаконченных предложений. Каждая серия вопросов раскрывает одну из сторон жизни ребенка:

  • первая серия – «Толерантность в кругу друзей;
  • вторая серия – «Толерантность и окружающий мир»;
  • третья серия – «Толерантность у себя дома».

Детям предлагается сделать выбор из двух вариантов ответов, который кажется ребенку подходящим. Для детей дошкольного возраста требуется подобрать картинки к сериям. В нашем исследовании мы использовали два комплекта картинок – первый комплект был продемонстрирован детям всей группы с целью изучения спонтанно возникающих эмоций, а второй комплект для индивидуальной диагностики. При подведении итогов проанализировали уровень толерантности по каждой из сфер и общий уровень толерантности. В первой серии «Уровень толерантности в кругу друзей» 6 человек (26%) имеют низкий уровень, 17 человек (73,9%) – средний.  Во второй серии «Уровень толерантности в окружающем мире» 9 человек (39,1%) – имеют низкий уровень, 14 (60,8%) – средний уровень. В третьей серии «Уровень толерантности у себя дома» 1 ребенок (4%) имеет высокий уровень, 15 человек (65%) – имеют средний уровень и 7 человек (30,4%) – низкий уровень. Общий уровень толерантности дошкольников по трем сериям представлен на рис. 1.

Рис.1. Уровень толерантности детей старшего дошкольного возраста

По результатам проведенных диагностик можно сделать вывод, что формировать предпосылки толерантности у детей старшего дошкольного возраста требуется по трем направлениям: в кругу друзей, в окружающем мире, в домашнем кругу. Формирование толерантности – это не разовое мероприятие, а целенаправленный процесс, в котором участвуют все участники образовательного процесса, педагог, родители и обучающийся.

Использованная литература:

  1. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Автореф. дисс. … канд.пед.н., СПб., 2009.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь http://slovo.yaxy.ru/87.html
  3. Паршутин И.А. Исследование детских межличностных отношений. Сборник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 13.11.2007.
  4. Рылеева Е. В., Барсукова Л. С.Управление качеством социального развития воспи­танников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. — М.: Айрис-пресс, 2003. – 64 с.
  5. Стародубова И.Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности. – НнАПК КМНС — филиал КГБОУ СПО «ХПК», 2011- 47с.
    ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Written by: Венглевская Наталья Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook