30 Окт

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одной из актуальных проблем в системе российского образования является обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями [1].

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы [4].

В процессе освоения курса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья повышается уровень коммуникативной культуры. Это очень важно для дальнейшей социализации этих учеников. Следует отметить, что, владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний, дети с ограниченными возможностями здоровья фактически ограничены в возможностях словесной коммуникации. Это связано с тем, что усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребностей в общении [2]. На уроках литературного чтения формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов.

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени» г. Биробиджана. Обучающиеся Центра — дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме.

Предметом деятельности Центра является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием образовательных технологий, в том числе дистанционных.

По данным психолого-педагогического обследования, которое было проведено в начальный период обучения, ученики имеют вторичную задержку психического развития. Данная категория обучающихся испытывает затруднения в усвоении учебного курса, обусловленных недостаточными познавательными способностями, расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной̆ работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, часто избирательная и неустойчивая, зависит от сложности и привлекательности вида деятельности, а также от эмоционального состояния.

При обучении литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья мы столкнулись с определенными трудностями, связанными с умением понять смысловую составляющую текстов при относительной сформированности технической стороны процесса чтения. Они не могли самостоятельно постичь смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Нами был подобран комплекс экспериментальных диагностических заданий, направленный на определение уровня развития и особенностей осмысления, понимания литературных текстов учениками, принимавшими участие в эксперименте: «Самостоятельно прочитай текст и ответь на вопросы»; «Послушай учителя и перескажи текст»; «Прочитай текст, ответь на вопросы, подбери к существительным прилагательные»; «Прочитай текст, вставь пропущенные слова». Нами были определены критерии оценки выполнения каждого диагностического задания. С учетом выделенных критериев мы использовали балльную систему оценки полученных результатов.

В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся 2 класса «Центра образования «Ступени», в количестве 10 человек.

В качестве примера приведем описание результатов выполнения испытуемыми диагностического задания «Самостоятельно прочитай текст и ответь на вопросы». Испытуемым необходимо было прочитать внимательно текст «Клесты» и устно ответить на вопросы по содержанию текста, активизирующие работу всех сфер читательского понимания и восприятия. Все ответы испытуемых фиксировались в бланке ответов.

Нами были определены критерии оценки выполнения данного задания: полнота, глубина и точность ответа на вопрос. С учетом выделенных критериев, мы использовали балльную систему оценки результатов: 3 балла – испытуемый понял текст, правильно ответил на все вопросы, не нуждался в наводящих вопросах, смог объяснить значение слова; 2 балла – испытуемый понял текст, но не совсем, допустил неверные ответы на половину вопросов, нуждался в помощи, на вопросы отвечал односложно; 1 балл – испытуемый не понял текст, не ответил правильно на вопросы даже при оказании помощи; 0 баллов – с заданием не справился.

Нами установлено, что у 8 из 10 испытуемых наблюдается низкий уровень осмысленности чтения. Эти ученики не поняли текст, не ответили правильно на вопросы даже при оказании помощи. При чтении текста эти ученики заменяли, пропускали буквы в словах и окончаниях. Следует отметить, что у них недостаточно развит кругозор. Так, никто из ребят не смог ответить на вопрос «Почему другие птицы выводят птенцов летом?». В целом, ответы школьников были не полные, не точные, односложные. Так, при ответе на вопрос «Когда клесты выводят птенцов?» никто из испытуемых не сказал, что поздней осенью. У этих учащихся ограничен словарный запас, они не могли объяснить значение слова «пернатые». Затруднялись в установлении причинно-следственных связей. Так, не все испытуемые смогли ответить на вопрос «Почему другие пернатые выводят птенцов летом?». Приведем примеры ответов этих учеников: «Они не могут в другое время больше»4 «Чтобы успеть все сделать, гнездо, накормить птенцов; «Летом тепло, а зимой холодно». Двое учеников продемонстрировали средний уровень понимания прочитанного текста. Они поняли прочитанный ими текст, но не смогли самостоятельно ответить на большую часть вопросов, нуждались в помощи педагога, отвечали односложно.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что в процессе чтения текста, дети с ограниченными возможностями здоровья допускают множество ошибок, тем самым искажая структуру и содержание текста, не понимая его смысла. Они испытывают трудности в установлении хода событий и явлений, в осмыслении причинной зависимости явлений. Всё это затрудняет развитие осмысленности чтения, понимания текста. Следует отметить, что у учащихся данной категории также наблюдается бедность словаря, снижение внимания и работоспособности, непонимание логических связей, нарушение грамматической и произносительной сторон речи, нарушение зрительного восприятия — всё это еще в большей степени препятствует формированию правильного и осмысленного чтения литературных текстов. Особенно отчетливо эти недостатки проявляются в процессе беседы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. После прочтения текста в их ответах наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в тексте и пониманием смысла происходящего. Поэтому, даже накопленный детьми опыт не всегда может помочь правильному усвоению смысла и содержания произведения. На основе результатов экспериментального изучения особенностей понимания прочитанного у школьников 2 класса нами разработана Программа курса «Литературное чтение» [3]. Она состоит из 13 блоков–модулей, каждый имеет свою комплексно–дидактическую цель, Согласно учебному плану Центра образования «Ступени» для индивидуального обучения отведено по 2 урока в неделю (68 часов в год).

Список литературы:

  1. . Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ, Астрель, 2008. — 224 с.
  2. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. дисс. … канд. пед. наук. :13.00.03: Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009, 23 с.
  3. Емельянова И.А., Антипова О.А. Особенности обучения литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья //Социосфера: научно-методический и теоретический журнал. 2015. — № 4. — С. 66-69.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М: Просвещение, 2011. – 400 с.
    ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    В статье рассматриваются особенности понимания литературных текстов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается, что обучающиеся данной категории испытывают определенные трудности в обучении литературному чтению. В статье обращается внимание на особое значение изучения данного предмета, так как на уроках литературного чтения решается не только обучающие, но и воспитательные задачи. Изучение литературных произведений способствует формированию личностных качеств, моральных норм поведения, коммуникативной культуры у учащихся с ограниченными возможностями. Представлено описание диагностических заданий, направленных на изучение особенностей понимания литературных текстов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, результатов обследования.
    Written by: Емельянова Ирина Алексеевна, Антипова Ольга Анатольевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)
    Available in: Ebook