28 Фев

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В последнее время отмечается значительное ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи в нашей стране. Доказательством этому является увеличение количества студентов с различными отклонениями, отнесенных для занятий по физической культуре к специальной медицинской группе (СМГ). Основными причинами создавшегося положения, по мнению многих исследователей, являются дeфицит двигатeльной активности на протяжении всeго пeриода обучeния в образоватeльных учрeждениях, обусловленный нeсовершенством действующих государственных программ по физической культуре и нeдостаточным уровнeм культуры здорового образа жизни всeх субъектов образования [2, с. 2-7; 3, с. 32; 5, с. 50-59; 10; 9].

Эта проблема обостряется для студентов и с отклонением в состоянии здоровья и отнесенных к специальным медицинским группам [6, с. 47-51; 7]. По итогам углубленных медицинских осмотров около 30 % студентов ВУЗов относятся к специальным медицинским группам и число их ежегодно увеличивается на 3-8 % [8, с. 37-39; 4, с. 12-13].

Анализ медицинского осмотра студентов, поступивших за последние три года в Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)  показал следующее распределение студентов по медицинским группам:

2012-2013 уч. год:

Д1 –  68 % – относятся к основной группе.

Д2 – 10 % – к подготовительной группе;

Д3 – 22 % относится к специально-медицинской группе

2013-2014 уч. год:

Д1 –55% – к основной группе.

Д2 – 15 % – к подготовительной группе;

Д3 – 30 % относится к специально-медицинской группе

2014-2015 уч. год:

Д1 – 46 % – к основной группе.

Д2 – 19 % – к подготовительной группе;

Д3 – 35 % относится к специально-медицинской группе

Анализ структуры заболеваний выявил следующую картину: на 1-м месте находятся заболевания опорно-двигательного аппарата (преимущественно сколиоз, плоскостопие); на 2-м — болезни сердечно-сосудистой системы, где лидируют заболевания вегето-сосудистой дистонии;  на 3-м — заболевания желудочно-кишечного тракта; из прочих, наибольшее количество студентов имеют заболевания органов дыхания, что обусловлено большим количеством острых респираторных вирусных инфекций, гриппа и хронического тонзиллита.

Особое значение в системе средств укрепления здоровья уделяется физической подготовке. Среди общих и специальных задач, решаемых в сфере физической культуры, выделяются такие, как укрепление здоровья, повышение уровня общей работоспособности, развитие физических качеств, то есть таких показателей, которые имеют самое прямое отношение к уровню динамического здоровья.

Успешное решение этих задач в стенах высших учебных заведений чрезвычайно важно, поскольку только в вузе существует обязательная для всех студентов государственная программа по физическому воспитанию и именно в вузе создается фундаментальная база здоровья на много лет вперед, поскольку после окончания учебного заведения обязательных занятий по физвоспитанию нет.

Недостаточная, ограниченная двигательная активность способствует возникновению и острому течению таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, инфаркт миокарда, вегето-сосудистая дистония, ожирение и целый ряд других заболеваний, оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние различных органов и систем организма, особенно ослабленных болезнью. Занятия физическими упражнениями и спортом способствуют профилактике различных заболеваний, восстановлению утраченных функций, являются одним из основных компонентов содержания здорового образа жизни. Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется на занятиях по физической культуре со студентами СМГ. Правильное  применение  физических упражнений ускоряет выздоровление, способствует восстановлению утраченных функций, повышению нарушенной  работоспособности.

Среди студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ есть и не посещавшие в школе занятия по физической культуре. Требовать от этой категории студентов достижения определенного уровня физической подготовки и выполнения зачетных нормативов не всегда является правомерным, потому  занятия в СМГ должны иметь ярко выраженную образовательную и оздоровительную направленность. В настоящее время уделяется большое внимание организации и методике использования оздоровительных технологий для проведения  занятий физической культурой со студентами СМГ. Опыт работы со студентами СМГ показал, что эти задачи можно успешно решать, используя на занятиях по физической культуре средства фитнеса, включая калланетику, изотон, стретчинг, упражнения аэробной направленности (ходьба и оздоровительный бег), атлетическую гимнастику.

Целью нашей работы явилось исследование физической работоспособности и подготовленности организма студентов специальных медицинских групп (СМГ). Занятия проводились по специально разработанной программе. Для определения физической работоспособности использовались следующие методики: «Гарвардский степ-тест», «Функциональная проба». Уровень физической подготовленности определялся сдачей контрольных нормативов в беге на 60 метров и 6-минутный бег, поднимание и опускание туловища, приседания за 1 мин.

В результате исследования было установлено, что физическая работоспособность студентов СМГ по методике проведения «Гарвардского степ – теста» до начала эксперимента была на уровне  среднего показателя (68,75 + 0,65), а после — достоверно улучшилась до хорошего (82,59 + 0,38). В «Функциональной пробе» студенты не проявили достоверные различия. Так, до начала эксперимента и после ее величина составляла 49,27 + 3,50 (оценка «3»).

Уровень физического состояния (УФС) остался на высоком уровне (0,78 + 0,07 — до начала эксперимента и 0,87 + 0,11 – после). Для определения показателя устойчивости организма к гипоксии использовали пробы Штанге и Генчи. По результатам пробы Штанге устойчивость организма увеличилась с 37,41 + 0,21 (оценка «хорошо») до 39,71 + 0,49 (оценка «отлично»). Показатель пробы Генчи остался почти без изменений – 26,65 + 1,67 — до и 25,68 + 1,10  после (оценка «хорошо»).

По показателям физической подготовленности студентки СМГ в начале учебного года (сентябрь) показали следующие результаты: 60 метров – 11,6 + 0,28 (оценка «удовлетворительно»), 6-минутный бег – 330 + 0,28 (оценка «единица», поднимание и опускание туловища – 36,14 + 0,56 (оценка «удовлетворительно»), приседания за 1 мин. – 42,76 + 0,14 (оценка «хорошо»). В конце эксперимента (май) по всем показателям физической подготовленности были показаны значительные улучшения: 60 метров – 9,9+0,19 (оценка «хорошо»); 6-минутный бег – 730+  025 (оценка «удовлетворительно»; поднимание и опускание туловища – 50 + 0,58 (оценка «отлично») и приседания – 50,0 + 0,29 (оценка «отлично»).

Полученные данные подтверждают эффективность использования средств и методов физической культуры, а также оптимальную организацию занятий по физической культуре для формирования культуры здорового образа жизни, повышения уровня здоровья и физической подготовленности студентов, отнесенных к СМГ.

 

Список литературы:

  1. Начало формы
  2. Конец формы
  3. Начало формы
  4. Конец формы
  5. Начало формы
  6. Конец формы
  7. Алекперова, А. К., Дмитриева Н. Г., Пученок И. А. Организация и формы работы по физическому воспитанию студентов с отклонениями в состоянии здоровья и вопросы физического воспитания студентов / А.К. Алексперова, Н.Г. Дмитриева, И.А. Пученок.- Л.: ЛГПИ, 1983.- С. 3-19.
  8. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры.- М., 1995. — №5. -С. 2-7.
  9. Бондаревский, Е. Я., Кадетов, А. В. О школьных программах по физической культуре/ Е.Я. Бондаревский, А.В. Кадетов // Физическая культура в школе.-М, 1987. — №4. — С. 32.
  10. Гилязитдинов, Д. М. Акчурин, Б. Г. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Д.М. Гилязитдинов , Б.Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры.- М., 2006. — №1. — С. 12 — 13.
  11. Крылов, В. М. Комбинированный подход в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп в условиях педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед.. наук. – Челябинск, 2000.
  12. Маринченко, А. Л. Физическое воспитание в вузе и здоровье студентов/ А.Л. Маринченко // Теория и практика физической культуры. 1978. — №6. — С. 47 — 51.
  13. Семенов, Ю. В. Физическая реабилитация учащейся молодежи специальной медицинской группы / Ю.В. Семенов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Чебоксары: ЧГПИ, 1996. — С. 3 — 6.
  14. Сериков, Г.Н. Системный подход в управлении образованием / Г.Н. Сериков. — Курган: Глав УНО, 1996. — 431 с.
  15. Сивакова, Н.Н., Резенькова, О.В., Шаталова, И.Е. Реализация системной модели сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в организации здоровьесберегающего пространства новой школы / Н.Н. Сивакова, О.В. Резенькова, И.Е. Шаталова // Научно-теоретический журнал.- серия «Педагогические науки».- №5 (53).- Казахстан.- 2013.- С. 27-36.
  16. Физическая культура студента: учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
    ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
    Written by: Резенькова Ольга Владимировна, Шаталова Ирина Евгеньевна, Алиев Евгений Евгеньевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/09/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook