22 Сен

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Известно, кто учится самостоятельно, пре­успевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне дей­ствовать самому, и я научусь». Только в резуль­тате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыка­ми— писал А.Н. Леонтьев. Именно забве­нием роли деятельности самого ученика объ­ясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Мы провели исследования  в МБОУ «Краснокоммунарская СОШ» в 2014‒2015 учебном году на базе 6-го класса и 2015‒2016 – на базе 7-го класса. В ходе исследования применялись следующие методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анализ результатов. Во время педагогического эксперимента проводилась диагностика динамики успеваемости обучающихся и качества их обучения. Для проведения диагностики были взяты результаты четырех контрольных срезов знаний обучающихся. Для расчета успеваемости и качества обучения использовались следующие формулы:

bezymyannyj

Педагогический эксперимент заключался в изучении влияния применения системно-деятельностного подхода на уроках биологии на показатели успеваемости и качества обучения школьников 6‒7-х классов. Обучение биологии в данной школе проводится по учебнику Н.И. Сонина, в соответствии с образовательной программой основного общего образования МБОУ «Краснокоммунарская СОШ». Системно-деятельностный подход в обучении биологии применялся на различных этапах уроков. В отдельных случаях все этапы урока объединены. Из всего многообразия технологий, форм и методов обучения биологии были выбраны те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся. Основными формами работы на уроках биологии с применением системно-деятельностного подхода в 6-х и 7-х классах были следующие:

– работа в парах;

– в группах;

– с текстами, рисунками, фотографиями, видеофрагментами;

– с натуральными объектами;

– по самопроверке и взаимопроверке по шаблону;

– по инструктивным карточкам, рабочим листам;

– с электронными образовательными ресурсами,

– электронными приложениями к учебнику.

 В ходе уроков обучающиеся представляли результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения результатов лабораторных работ и выводов из них, выступления (презентации). Кроме лабораторных работ, проводимых в классе, обучающимся предлагалось проведение домашних экспериментов. Выполнение задания по эксперименту сопровождалось обязательным ведением дневника наблюдений. Домашние эксперименты носили как репродуктивный, так и поисковый характер.

Диагностика динамики успеваемости и качества обучения в ходе эксперимента прослеживалась в течение двух последовательных учебных лет у одних и тех же обучающихся, в количестве 24. Для проведения диагностики были взяты результаты четырех контрольных срезов знаний: первый срез в виде входной контрольной работы в начале 2014-2015 учебного года, второй – в виде итоговой контрольной работы за 2014‒2015 учебный год, третий – в виде входной контрольной работы в начале 2015‒2016 учебного года и четвертый – в виде контрольной работы по итогам 2015–2016 учебного года.

На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель – выявление исходного уровня знаний учащихся 6 «Б» класса по биологии. Для этого в начале сентября 2014 года проводился контрольный срез знаний в виде входной контрольной работы. Отметим, что ранее уроки биологии проводились в рамках традиционного подхода.

Результаты первого контрольного среза знаний показали, что из 24 человек отметку «5» получили только 8 учащихся (17%), «4» получили 12 человек (50%), «3» получили 6 человек(25%), а также «2» — 2 (8%).  Успеваемость обучающихся составила 92%, качество обучения при этом – 67%.

После получения данных мы стали внедрять элементы деятельностного подхода в обучение биологии. Приведем пример урока в 6 классе по теме: «Рост и развитие животных»

На организационном этапе и этапе мотивации к учебной деятельности приветствуются учащиеся. Применяется приём «Удивляй»:

— Сколько клеток мы (животные) имеем?

Каждый из нас, как и любое другое животное или растение, начинался когда-то с одной – единственной клетки. Вдумайтесь! Одна – единственная клетка – и в ней вся информация о том, каким должен стать живой организм. Заранее предопределены почти все внешние признаки, многие особенности поведения и те удивительные изменения, которые происходят с каждым на протяжении жизни. Как вы думаете, о каком процессе идет речь?

Из одной клетки, т.е. из зиготы растет и развивается каждый организм. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота.

— Эмбрион—зародыш. Зародышевое развитие организма длится до выхода из яиц или рождения. Однажды знаменитый русский эмбриолог Карл Бэр поместил в спирт два маленьких эмбриона (зародыша) и забыл их сразу подписать.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся выяснить, какая проблема у него в связи с этим возникла и почему?

Да, вот она (схема дробления зиготы на доске).

Следующий этап — актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Здесь учитель поясняет: Жизнь любого животного можно разделить на два этапа:

 1 – зародышевое

(эмбриональное)

2 — послезародышевое

(с рождения или выхода из яйцевых оболочек)

-Вначале рассмотрим особенности зародышевого развития

-Для этого необходимо рассмотреть стадии и дать им характеристики

-прочитайте текст учебника на с.  150

Составляется таблица вместе с учащимися и записывается на доске.

На этапе закрепления с проговариванием во внешней речи используется прием «Отсроченная отгадка» Рассмотрим рисунок, где показано эмбриональное развитие хордовых животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и человека. Если закрыть рисунок, оставив только первую стадию развития организмов, можно сказать, где чей зародыш? Это действительно, трудно сделать. Все зародыши на первых стадиях очень похожи. Эту закономерность открыл Карл Бэр и назвал ее законом зародышевого сходства.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и ответим на него. (Учащиеся отвечают на проблемный вопрос).

Составляется схему «Развитие органов из зародышевых слоев» и записывает ее на доске. После чего проводится физкультминутка.

Далее происходит включение изученного в систему знаний. Учащиеся в парах составляют кластер. Проверяют правильность заполнения вместе с учителем.

На завершающем этапе рефлексии учебной деятельности на уроке учащимся предлагается закончить ряд предложений.

Я думаю, что уроки биологии проходят……

Больше всего на уроках биологии я люблю….

Мне не очень нравится……

Если бы я был учителем биологии, я бы …..

Домашнее задание:  изучить материалы параграфа 22; творческое задание: составить кроссворд по изученной теме

Методика уроков биологии, проводимых с применением системно-деятельностного подхода в 6-м классе на протяжении 2014‒ 2015 учебного года, отразилась на показателях качества обучения в конце 2-го полугодия. Уже на промежуточном этапе эксперимента (результаты второго контрольного среза знаний) наблюдается положительная динамика.

Результаты второго контрольного среза показали, что на отметку «5» стали обучаться 37% учащихся (это на 20% больше, чем в первом срезе). На 4% меньше учащихся получили отметку «4», что составило 46%. Также на 8% снизилось количество обучающихся на отметку «3» – 17%. Следует отметить также отсутствие отметок «2», что говорит о повышении показателя успеваемости до 100%. Качество обучения при этом возросло на 16% и достигло 83%. Таким образом, применение системно-деятельностного подхода на уроках биологии в 6 «Б» классе в течение 2014–2015 учебного года имело положительные результаты.

В 7-м классе с теми же учащимися в начале первого полугодия 2015‒2016 учебного года был проведен входной контроль знаний учащихся для выявления остаточных знаний.   Результаты третьего контрольного среза показали, что по сравнению со вторым срезом знаний на 8% уменьшилось количество обучающихся, получивших отметку «5» (25%). В то же время увеличилось количество обучающихся, получивших отметку «3» – 25%. Количество школьников, обучающихся на отметку «4», не изменилось (46%). Это произошло в связи с тем, что часть обучающихся на отметку «5» и «4» снизила уровень своих знаний после летних каникул и получили более низкие отметки, чем в предыдущем контрольном срезе знаний. Тем не менее успеваемость обучающихся осталась прежней (100%), а качество обучения при этом незначительно уменьшилось и достигло уровня 75%.

Однако соотношение отметок «5» и «4» по сравнению с первым срезом знаний изменилось: на 12% увеличилось количество обучающихся, получивших отметку «5» (с 17 до 29%). Полученные данные говорят о том, что остаточные знания обучающихся остались на высоком общем уровне, что также свидетельствует в пользу системно-деятельностного подхода на уроках биологии.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образова-тельную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Проведенное исследование показало, что использование системно-деятельностного подхода на уроках является эффективным. В пользу этого свидетельствует повышение качества обучения на 25%, по сравнению с первоначальным уровнем.

Список используемой литературы:

  1. Иванова Л. Г., Теория и практика образования в современном мире: материалы международной науч. конференции— СПб.: Реноме, 2013. — С. 140-142.
  2. Иванова Т. В. Системный подход как методологическая основа изучения зарубежного опыта формирования содержания естественно-научного и биологического содержания // Биология в школе. – 2013. -№9.
  3. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе. — 2007. — № 6. — С. 37-39.
  4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. 184 с.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
    Системно-деятельностный подход помогает решить важную образова-тельную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.
    Written by: Семенова Наталья Владимировна, Рябцов Сергей Николаевич, Рябцова Юлия Александровна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/05/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook