25 Июл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ (НЕМЕЦКОМ) ЯЗЫКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Динамичность развития языкового образования, а вместе с тем и методической науки заставляет преподавателей решать новые задачи, связанные с поиском наиболее эффективных приемов, методов, подходов к обучению иностранным языкам. Обращение к идеям когнитивного подхода способно удовлетворить, на наш взгляд, основные требования, предъявляемые сегодня к субъектам образовательного процесса, определяемые Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.  Первостепенное значение приобретают такие качества и способности, как самостоятельность, активность и сознательность, что и составляет основу когнитивного обучения.

Как известно, когнитивный подход базируются на положениях когнитивной психологии и предусматривает в процессе обучения «опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей и учебных стратегий, которыми они при этом пользуются» [1, с. 96]. И совершенно очевидно, что в таком случае учащийся является активным субъектом процесса обучения.

Рассматривая вопросы применения когнитивного подхода в процессе обучения чтению на иностранном (немецком) языке в старших классах средней школы, принципиально важным представляется рассмотреть целесообразность использования данного подхода при обучении иноязычному чтению в старших классах.

Изучение психолого-возрастных особенностей старших школьников, требований ФГОС к умению чтения, а также общеобразовательных программ для 10-11 классов по предмету «немецкий язык» позволил сделать некоторые выводы, представленные в таблице:

Таблица 1.

Особенности обучения чтению в старших классах средней школы

Новообразования возраста

 

 

 

Направленность на будущее, профориентация

Изменения в содержании обучения чтению

 

изменения в содержательном

аспекте

Изменения в содержании обучения чтению

 

 

Подбор текстового материала по профилю подготовки

Усиление чувства ответственности, сознательности изменения в процессуальном аспекте Увеличение удельного веса самостоятельной работы на всех этапах, ориентация на развитие стратегий

Совершенно ясно, что в старших классах малоэффективными оказываются те приёмы, которые давали заметные результаты раннее, например, на среднем этапе. Отсюда столь важен не только отбор материала, но и выбор приемов, которые бы вооружали учащихся необходимыми стратегиями при чтении иноязычных текстов.

Следует отметить, что в старших классах средней школы обучение чтению целесообразно организовывать сообразно с моделью «сверху – вниз», когда процесс понимания и переработки информации идет от общих фоновых знаний и ожиданий читающего (которыми он безусловно владеют к этому возрасту) к быстрому и безошибочному распознаванию лексико-грамматических форм. Реализация данной модели возможна в том случае, если учащиеся в полной мере владеют основными когнитивными стратегиями, которые представляют собой поведение и мыслительные операции, осуществляемые обучаемым для кодификации нового языка. Данные стратегии предусматривают взаимодействие с изучаемым материалом, манипулирование им.

Изучив суть понятия «стратегии», можно утверждать, что они представляют собой комплекс определённых действий, направленных на достижение конкретной цели. В условиях обучения иноязычному чтению с использованием когнитивного подхода необходимо определить, какие когнитивные стратегии нужно развивать у учащихся и какие действия составляют основу развития той или иной стратегии. При этом важно сформулировать данные действия в повелительном наклонении на «языке учащихся» в виде привычных им упражнений. Результаты проведенной работы представлены в следующей таблице, составленной на основе системы заданий И.Л. Бим [2, с. 240]:

Таблица 2.

Когнитивные стратегии чтения Действия Возможные упражнения
1.           Стратегия, предваряющая текстовую деятельность -высказать предположение с последующим сопоставлением с реальным текстом

— ответить на вопросы учителя типа «Что Вы знаете о …»

— прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте;

— прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

— прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу;

— изучите денотатную схему текста и предположите его содержание;

— прочтите текст до указанного места. Скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить правы ли вы.

— внимательно посмотрите на фотографию (рисунок), используя этот ориентир, попытайтесь догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2.           Стратегия слухового и зрительного восприятия — распознать как на слух, так и зрительно знакомую или частично знакомую информацию. — просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху);

— опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;

— слушая чтение диктора, подчеркните в вашем экземпляре текста слова, на которые он делает ударение (логическое ударение);

— найдите в абзаце (тексте) предложения, выражающие одну и ту же мысль.

3.           Стратегия содержательной идентификации — установить схожесть приведенных после текста предложений с содержанием самого текста или его отдельных предложений

— установить отличия приведенных после текста предложений с содержанием самого текста или его отдельных предложений

— определите, соответствуют ли данные предложения содержанию текста или нет;

— выберите правильный ответ из 3-4 вариантов

— найдите в прочитанном тексте предложения, схожие по содержанию с данными.

4.           Стратегия содержательного поиска/выбора основной информации — найти основную мысль в тексте

— найти и отделить объективную информацию от субъективной (факты от рассуждений)

— найти и выделить причины событий и последствия

— найдите предложения, подтверждающие мысль о том,…;

— найдите то, что характеризует того или иного персонажа;

— найдите предложение, из которого ясна причина…и т.п.;

— найдите предложения, детализирующие основную мысль данного абзаца;

— выберите из данных предложений те, которые лучше всего отражают…;

— найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы;

— найдите в каждом абзаце предложения, уточняющие смысл данных предложений.

5.           Стратегия синтезирования — обобщить все предыдущие ресурсы в целях более полного понимания прочитанного. — ознакомьтесь со значением указанного слова в словаре и переведите предложения, в которых это слово употребляется;

— сравните оригинал иноязычного текста и 2-3 варианта его перевода. Выберете наиболее точный вариант перевода.

Особый интерес в данном контексте представляют современные УМК на предмет выявления заданий, способствующих развитию данных стратегий. Анализ текстового материала и заданий для развития умений иноязычного чтения в современных УМК показал следующее. Существенной разницы в жанрах, тематике и количестве текстов в учебниках И.Л. Бим, Л. В. Садомовой для 10 класса и «Deutsch, Kontakte» Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной не выявлено, в чем можно убедиться из данных, приводимых в следующих таблицах:

Таблица 3.

Результаты анализа по УМК Бим И.Л., Садомовой Л.В., Лытаевой М.А.

Стили текстов Кол-во текстов Средний объем текста Тематика

текстов

Виды чтения
Публицистический 5 192 слова Искусство, проблемы дружбы и любви, отрывки из биографий известных деятелей искусства. Ознакомитель

ное чтение

Художественный 8 273 слова Проблема дружбы и любви Изучающее и ознакомитель

ное чтение

Научно-популярный 18 163 слов Страноведчес

кие тексты, искусство

Изучающее, просмотровое и ознакомитель

ное чтение

Разговорный 18 76 слов Искусство, проблемы любви и дружбы Ознакомитель

ное и изучающее чтение

Общее количество текстов 49 текстов  

Таблица 4.

Результаты анализа по УМК Ворониной Г.И., Карелиной И.В.

Стили текстов Кол-во текс

тов

Средний объем текста Тематика Виды чтения
Публицисти

ческий

12 80 слов Искусство, отрывки из биографий известных деятелей искусства. Ознакомительное и изучающее чтение
Художествен

ный

7 138 слов Отношения между детьми и родителями, проблемы молодёжи Изучающее чтение
Научно-популярный 5 132 слова Страноведчес

кие тексты, искусство

Изучающее чтение
Разговорный 24 144 слова Искусство, проблемы любви и дружбы, отношения родителей и детей. Ознакомительное и изучающее чтение
Общее количество текстов 48 текстов  

Особенностью методической составляющей анализа является выявленный факт, что в книгах для учителя к данным учебникам представлены рекомендации ко всем 3 этапам работы над текстом, т.е. в них содержится серия предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие всех выще обозначенных стратегий. Однако данные этапы и стратегии, как и некоторые задания являются скрытыми для учащихся.

На наш взгляд, это нельзя считать недостатком учебников, т. к. в рамках когнитивного подхода особую важность представляют сознательность, самостоятельность и активность учебно-познавательной деятельности учащихся. Главным является то, что обучающийся является субъектом: в процессе восприятия, переработки и продуцирования информации он овладевает определенными стратегиями, которые помогут ему в дальнейшем управлять своей учебной деятельностью.

Список литературы:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : проблемы и перспективы : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  3. Бим И.Л. Немецкий язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, А.М. Лытаева; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд.-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 270с.
  4. Бим И.Л. Немецкий язык.10 класс: Кн. для учителя к учеб. нем. яз. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, А.М. Лытаева – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 64с.
  5. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.И. Воронина, И.В. Карелина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 224с.
  6. Воронина Г.И. Немецкий язык, контакты: Кн. Для учителя к учеб.
  7. Нем. яз. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / И.Г. Воронина, И.В. Карелина – 4-е изд. – М.: Просвещение,2002. – 82с.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ (НЕМЕЦКОМ) ЯЗЫКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
    Представлены результаты рассмотрения теоретических и методических основ обучения иноязычному чтению с использованием когнитивного подхода в старших классах средней школы: были выделены некоторые когнитивные стратегии при развитии умений иноязычного чтения, соотнесены с соответствующими действиями и упражнениями; были проанализированы текстовые материалы и задания для развития умений иноязычного чтения и соответствующих стратегий в современных УМК.
    Written by: Воеводина Ирина Валерьевна, Кузина Екатерина Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook