25 Июл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Внедрение компьютера во все сферы человеческой деятельности стремительно началось в конце XX в. и продолжается до настоящего времени. Сегодня невозможно представить работу человека практически любой специальности без косвенного или непосредственного участия компьютерной техники, без применения разработок в области информационных технологий. Динамичное развитие коммуникационных связей, современные методы передачи, обработки и хранения информации не могли остаться в стороне от образовательного процесса высшей школы. Поэтому в настоящее время все более широкое распространение получают наряду с традиционными формами новые методы получения и передачи знаний, в частности электронные версии лекционных и практических занятий, интерактивная проверка знаний студентов. Особенно это важно для студентов-заочников, в огромной степени самостоятельно изучающих необходимые академические курсы  при очень малом объеме аудиторной нагрузки. Это выдвигает более жесткие требования к содержанию и объему аудиторных занятий, требуя от них максимальной возможности самостоятельного воспроизводения студентом при решении контрольных работ и подготовке к сессии.

Студенты-заочники, обучающиеся по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина (СГУ им. П.Сорокина), в рамках дисциплины «Математика» в течение одного из семестров изучают раздел «Теория вероятности и математическая статистика». Сессионная нагрузка состоит из лекционного курса и практических занятий, которые заканчиваются сдачей экзамена, кроме того при подготовке к сессии студенты, как и большинство заочников, выполняют контрольную работу по данному разделу математики.

Для более качественной подготовки и соответствующей проверки знаний студентов на кафедре «Физико-математического и информационного образования» СГУ им. П.Сорокина был разработан комплекс материалов по разделу «Теория вероятности и математическая статистика», содержащий лекционный курс, практические (лабораторные) занятия, систему экзаменационного тестирования и возможность автоматизации проверки контрольных работ.

Лекционный курс состоит из 5 лекционных презентаций, выполненных с использованием MS Office Power Point, по темам «Случайные события», «Случайные величины», «Основы выборочного метода», «Дисперсионный анализ», «Критерий Стьюдента», «Анализ зависимостей (регрессионный и корреляционный анализ)», «Анализ качественных признаков», полностью охватывающий всю программу изучаемого раздела математики.

Практические занятия в основном посвящены использованию среды MS Excel для решения задач статистической обработки и анализа различных данных, и, соответственно, проводятся в компьютерном классе. Темы семинарских занятий: «Первичная обработка данных, гистограммы», «Корреляционный и регрессионный анализ данных», «Методы статистического сравнения». По каждой из тем студенту предлагается пошаговый алгоритм выполнения заданий с использованием MS Excel, а также мультимедийный ролик, показывающий операции, которые должен выполнить студент, и как они отражаются в электронных таблицах MS Excel. Таким образом, студент сначала пассивно наблюдает на экране порядок действий и отклик на эти действия программы, а потом по предложенному алгоритму выполняет те же действия самостоятельно. При этом, он, естественно, может всегда запустить ролик еще раз.

Рис.1. Фрагмент мультимедийного обучающего ролика  по теме «Гистограммы»

Для проверки знаний студентов используется электронная тестовая система, которая случайным образом выбирает вариант теста (из 10 возможных) и по окончании тестирования, в соответствии с заложенными преподавателем критериями, выставляет оценку по пятибалльной шкале. В программу заложена проверка на полноту заполнения теста, т.е. в случае отсутствия ответа на какие-то вопросы (в основном как защита от невнимательности) предлагается продолжить отвечать  на недостающие вопросы, и только после этого тестирование может быть закончено.

Одной из традиционных форм контроля знаний студентов-заочников являются контрольные работы. При этом чаще всего все студенты решают одни и те же задачи, но с разными значениями некоторых численных параметров, выбор которых основывается на соответствии их номеру варианта контрольной работы, число которых может составлять насколько десятков.

Рис.2. Фрагмент программы проверки контрольных работ.

Для ускорения и большей корректности проверки контрольных работ была создана программа проверки контрольных работ с использование пакета Maple, в которой изменение выше обозначенных численных параметров автоматически меняет  решения всех задач.  Это, в свою очередь, позволяет преподавателю достаточно просто отслеживать ошибки в соответствующих задачах контрольных работ студентов, и делает процесс проверки  более алгоритмированным и наглядным.

Аналогичные пакеты (лекционный курс, программа семинарских занятий, набор тестовых заданий для системы тестовой оценки знаний и система автоматизированной проверки контрольных)  разработана и для других разделов математики («Алгебра и геометрия», «Математический анализ и дифференциальные уравнения») по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
Разработан комплекс учебно-методических материалов с использованием мультимедиа технологий для студентов-заочников по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») по всем разделам математики, включающий в себя лекционные, семинарские занятия и автоматизированную проверку контрольных работ.
Written by: Некипелов Сергей Вячеславович, Шустова Елена Николаевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/27/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
Available in: Ebook