ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Номер части: |
|||||||||||||
Оглавление |
|||||||||||||
Содержание |
|||||||||||||
Журнал |
|||||||||||||
Выходные данные |
В процессе обучения в высшей школе одной из важных задач для многих исследователей является методика комплексного использования технических и дидактических средств обучения. Это можно объяснить тем, что информационные технологии обучения объединяют знания различных наук, например, как социология, информатика, история.
Самостоятельным направлением дидактики и методики обучения языкам, является компьютерная лингводидактика предметом исследований которой является внедрение компьютеров в учебный процесс. Проблемы компьютерной лингводидактики рассматриваются в работах: Н.Ф. Талызиной, Т.В. Габай, В.Я. Ляудиса, А.Г. Мордвинова, М.А. Акоповой, В. Денинг, В.И. Брановицкого, А.М. Довгялло, Е.С. Полат, Р.Г. Пиотровского, А.В. Зубова, Э.Л. Носенко.
Использование информационных технологий при обучении иностранному языку является достаточно трудоемким процессом для преподавателя из-за специфики обучения, так как обучение должно включать знание методики преподавания иностранного языка, социологии, лингвистики, культуры изучаемого языка, психологии, когнитологии, культурологии, компьютерных технологий и т. д.
«Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности: незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ; компьютерная визуализация учебной информации … об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения» [2, с. 102].
Применение информационных технологий в процессе обучения предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, что способствует самостоятельному обучению. Студенты с помощью компьютера получают возможность оказаться в различных ситуациях, которые требуют от них творческого подхода.
Студенты с удовольствием работают на компьютере с использованием различных приложений. Компьютер воспринимают не только как средство познания, но и как объект изучения. Обучение с использованием информационных технологий экономит время, повышает эффективность, увеличивает доступ к информации, позволяет обучаться самостоятельно с помощью онлайн курсов.
В образовании потенциал информационно коммуникационных технологий проявляется практически во всех аспектах учебного процесса. Информационные технологии в сочетании с информационными педагогическими технологиями открывают обширные возможности, которые способствуют образовательной практики, такие как индивидуализация и дифференциация обучения; повышение познавательного интереса к изучению у студентов; организация различных форм взаимодействия в учебно-воспитательном процессе; изменение в деятельности обучающего и обучающегося; управлять, организовывать, планировать и контролировать учебный процесс на новом уровне. С применением инфокоммуникационных технологий в учебном процессе возникли некоторые проблемы, с которыми столкнулась высшая школа и для решения, которых необходимы новые подходы. Средства, которыми обладает традиционная дидактика, не в состоянии разрешить все задачи, поставленные перед теорией обучения. По-мнению Ф. Янушкевич «речь не о правильности тех или иных положений дидактической науки, а о том, что принципиально изменился сам ее объект, а также совокупность тех факторов, которые выступают в качестве системообразующих для деятельности специалиста и которые влияют на построение и организацию всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе» [3, с. 72].
В результате чего с точки зрения целей педагогической деятельности возникла необходимость привести теорию обучения и воспитания в соответствие с современными требованиями.
Лингводидактический потенциал инфокоммуникационных технологий в обучении иностранным языкам лингводидактика определяет следующими комплексными показателями:
- функциями инфокоммуникационных технологий в процессе обучения с учетом возможностей варьирования режимов работы и форм организации учебного процесса;
- сферой применения инфокоммуникационных технологий, определяемой задачами обучения, для решения которых они могут быть использованы, и кругом пользователей, на которых они ориентированы;
- дидактической эффективностью этих средств с точки зрения их целевого назначения [1].
В процессе обучения иностранным языкам применяют разнообразные компьютерные средства, режимы, использования которых можно варьировать в зависимости от вида учебной деятельности, например аудиторная или внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение коллективной работы, контроль уровня знаний и т.д.
Одним из эффективных способов контроля знаний студентов является тестирование с использованием информационных технологий, которое можно отнести к нетрадиционной форме контроля знаний. Задания такого рода можно использовать для входного, текущего, и итогового контроля. Тестирование при обучении иностранному языку, возможно, применять не только для того, чтобы определить способности в различных видах деятельности, выявить пробелы в знаниях, возникающие в процессе обучения, но и найти нужный подход в преодолении возникших проблем. Иноязычная коммуникативная компетенция, изучающих или владеющих иностранным языком является объектом тестирования в современной методике преподавания.
Если исходить из того, что тест – это метод педагогической диагностики, то есть способ измерения уровня знаний, а педагогическая диагностика – это основная часть педагогического контроля, то для тестов можно выявить следующие функции: диагностирующую, обучающую, организующую и воспитывающую.
Диагностирующая функция позволяет определить уровень достигнутых знаний, умений и навыков. Обучающая функция состоит в передаче знаний и формировании навыков и умений. Знания передаются в процессе объяснения или показа, а навыки формируются неоднократным подкреплением. Организация учебного действия обучающихся, побуждение их к таким действиям будут иметь отношение к организующей или стимулирующей функциям преподавателя. Суть воспитывающей функции заключается в стремлении преподавателя научить студентов работать систематически, воздействуя на их психологические особенности.
Роль тестирования имеет особое значение при обучении иностранному языку. С помощью заданий в тестовой форме можно определить не только уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов, а также готовность к обобщению на изучаемом языке. Компьютерное тестирование в учебном процессе используется не только как средство контроля, но и как упражнения для самостоятельного выполнения. Основное отличие тестов от традиционных форм контроля заключается в том, что тест всегда предполагает измерение.
Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества в отличие о других форм контроля;
оценка по результатам тестирования всегда выставляется объективно независимо от личных симпатий или антипатий преподавателя по отношению к студентам;
предоставляет возможность проверить уровень владения иностранного языка в одно и то же время у всей группы или потока, особенно удобно использовать такую форму контроля у студентов обучающихся на заочной или дистанционной форме обучения;
студенты не испытывают такого эмоционального напряжения как при устном ответе;
результаты предоставляются мгновенно после завершения тестирования;
с помощью полученных результатов можно провести диагностику трудностей языкового материала и провести корректировку в методике преподавания для дальнейшего их устранения.
Контроль с использованием компьютерного тестирования это не просто инструмент для воспроизведения знаний студентов полученных от преподавателя или учебных пособий, а комплексный показатель результатов всей учебной деятельности, показывающий динамику общего развития, формирование специальных умений и навыков, познавательный интерес студентов, а также творческие способности.
Тестирование с использованием информационных технологий является современным методом контроля знаний в преподавании иностранного языка, повышает эффективность образовательного процесса, дает объективную оценку результатам образовательного процесса, что повышает качество образования.
Список литературы:
- Минькова Е.Н. Сущность, функции и потенциал использования инфокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3373
- Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. О некотором опыте применения мультимедиа технологий в учебном процессе // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 101-105.
- Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. — М:, 1985г.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУВ статье рассматриваются современные способы совершенствования преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий. Роль и место контроля в учебном процессе. Особое внимание уделяется контролю качества знаний с использованием компьютерного тестирования. Эффективность использования тестов с применением современных информационных технологий с точки зрения обработки результатов.Written by: Цой Екатерина ДанииловнаPublished by: БСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНАDate Published: 12/20/2016Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)Available in: Ebook