25 Авг

Использование электронных учебных пособий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современную систему образования невозможно представить без использования информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ), так как в последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование ИКТ практически во всех сферах деятельности. Интенсивные темпы развития научно-технического прогресса и глобальный процесс информатизации диктуют свои правила современному обществу[5, c.111]. Не удивительно, что в Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов [1].

Рассмотрим современные электронные средства в качестве технологии обучения, которые можно назвать элементом стратегии инновационного обучения. Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения: дисциплины перегружены избыточной информацией. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию управления учебно-воспитательным процессом, в которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Изменяется характер управления, воздействия на студентов. Изменяется и позиция студента [2, c.450]. Следовательно, современные технологии должны изменить сам процесс передачи знаний от учителя к ученику. В настоящее время уже принято говорить, что студентам просто скучно учиться обычным способом, принятым, скажем, 30 лет назад. Без использования мультимедийных технологий, электронных учебников и интернет-ресурсов их вовлеченность и мотивация значительно снижаются. И здесь на помощь преподавателю приходит одно из самых важных преимуществ современных технологических достижений — их новизна. Все новое всегда привлекает наше внимание, побуждает нас удовлетворить свое любопытство и получить как можно больше информации. Эта особенность прекрасно используется преподавателями для достижения их целей. А поскольку технологии сменяют друг друга очень быстро, есть возможность все время поддерживать интерес обучаемых к своему предмету на должном уровне. Тем не менее, ни одно самое новейшее технологическое достижение не способно решить извечные проблемы, возникающие как со стороны передачи знаний, так и со стороны их восприятия. Использование электронного учебника вместо традиционного вовсе не гарантирует, что студенты будут учиться и уж тем более не дает стопроцентную вероятность того, что они чему-то научатся. Все зависит от того, как и для чего используются технологии. Они будут побуждать студентов к обучению в том случае, если поставят перед ними решаемую (не слишком трудную), но актуальную и потенциально трудную (не слишком легкую) умственную задачу. Чтобы поддерживать интерес не только к процессу обучения, но и к предмету обучения на должном уровне, необходимо очень грамотно использовать все технологические средства [5, c.112].

Остановимся подробнее на электронном учебном пособии, которое, являясь компьютерным программным средством, одновременно подпадает под статус учебника, традиционно понимаемого как средство обучения и модель педагогической системы. Электронный учебник представляет собой новый современный инструмент учебного назначения, который можно отнести к учебникам нового поколения, объединяющим возможности информационных технологий с потенциалом традиционных учебников. Это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь [3, c.150].

Использование электронного учебного пособия становится наиболее востребованной и эффективной формой при изучении иностранного языка, поскольку с одной стороны, позволяет максимально продуктивно организовать время преподавателя и отдельно взятого студента, а с другой стороны, делает процесс изучения языка увлекательным и доступным.

Еще одним немаловажным аспектом использования электронных учебных пособий является возможность развития навыков самостоятельной учебной деятельности студентов. Самостоятельная деятельность или автономия означает готовность и способность студентов взять на себя управление своей учебной деятельностью: планировать, организовывать, оценивать, корректировать свой учебный труд, ориентируясь на конечный результат. Вместе с тем для студента не менее важно приобрести навыки и умения, позволяющие осуществлять самообразование и самосовершенствование [5, c. 113].

Остановимся подробнее на особенностях применения электронных учебных пособий в рамках преподавания дисциплины «Английский язык для естественнонаучных специальностей» Южного федерального университета. Одним из инструментов быстрого и эффективного контроля усвоения материала в ситуации малого количества аудиторных часов при овладении иностранным языком является электронное учебное пособие по английскому языку «Milestones in Science». Данное пособие используется для организации самостоятельной работы студентов, доля которой должна преобладать в учебном процессе в высшей школе.  Его основная цель — развитие и совершенствование навыков чтения и перевода на основе прочитанного материала. Наиболее подходящая «целевая аудитория» данного пособия обусловлена его содержанием, которое представляет собой аутентичные материалы различного уровня сложности, посвященные ученым и изобретателям, внесшим наиболее значительный вклад в развитие информационных и компьютерных технологий. Поэтому в первую очередь пособие ориентировано на студентов, изучающих инженерные специальности, информационные и компьютерные технологии, математику и физику.  Несомненной ценностью данного пособия является то, что оно также может быть также использовано для групповой аудиторной работы со студентами с различным уровнем знания английского языка, поскольку постоянное взаимодействие с преподавателем может повысить эффективность обучения, в том числе и использования электронных материалов. Кроме того, интерактивный формат пособия создает удобный темп работы и возможность сохранения результатов работы студентов для дальнейшего просмотра и анализа преподавателем и осуществления обратной связи. Материалы пособия существенно расширяют кругозор студентов, обогащают их общенаучные знания и способствуют профессиональному самоопределению.

Создание электронного пособия проводилось по следующей схеме:

 1) выявление целей и задач пособия, определяющих авторскую концепции и структуру пособия;

2) подбор материала и его разбиение на модули, определение структуры модулей;

3) разработка содержательного наполнения каждого модуля;

4) разработка приложений и контекстных справок;

5) программирование электронного пособия;

6) тестирование и апробация модулей с целью выявления недостатков (ошибки, некорректность формулировок, неудобство использования);

7) устранение недостатков и завершение создания готового электронного продукта.

Кроме того, важным элементом электронного пособия являются методические рекомендации, представляющие собой руководство к использованию учебного материала, включая особенности его организации, способы реализации различных форм работы и т.д.

Электронное пособие реализовано в форме web-сайта и состоит из 9 модулей с различным уровнем лексической и грамматической сложности изучаемого материала. Данная модульная организация и структура пособия позволяет корректировать, заменять, перерабатывать и дополнять текущий материал по мере необходимости.  Формат пособия предполагает широкое привлечение интернет ресурсов, используемых в первую очередь для усвоения грамматического материала, а также для отработки наиболее трудного фонетического материала, включающего англоязычные географические и культурно-исторические реалии [4].

Существенной частью пособия, влияющей на эффективность процесса самообучения, являются разнообразные интерактивные упражнения, сгруппированные в следующие разделы:

Произношение (Pronunciation)  отработка наиболее трудного фонетического материала, включающего англоязычные географические и культурно-исторические реалии.

Проверка понимания (Comprehension check) задания на развитие навыков различных видов чтения и извлечение информации.

Словообразование (Word formation)  задания, направленные на изучение основных способов словообразования.

Лексические упражнения (Vocabulary)  задания, нацеленные на расширение словарного запаса студентов и его активизацию за счет работы с общенаучной и терминологической лексикой по теме каждого модуля.

Грамматические упражнения (Grammar)  изучение грамматических структур в новом научном контексте и устранение трудностей, возникающих при чтении и переводе текстов научно-ориентированной тематики.

Упражнения на перевод (Lexis in Context)  развитие и совершенствование навыков перевода, причем особое внимание уделяется устойчивым сочетаниям слов, фразеологическим оборотам, фразовым глаголам и отраслевой терминологии.

Обобщение материала (Summary)  задания, направленные на обобщение прочитанного материала в форме его краткого изложения, понимание структуры и организации текста.

Тест (Progress test) рубежный контроль усвоения материала.

Пособие также включает рекомендации и вспомогательные материалы в виде гиперссылок для эффективного выполнения заданий и тренировки академических навыков.

Интерфейс электронного пособия предельно прост и удобен и не отвлекает студентов от основного материала. Пособие содержит полный список ключей ко всем упражнениям, что позволяет студентам осуществлять самоконтроль и самодиагностику и оценить результативность образовательного процесса [4].

Данное электронное пособие апробировалось в течение семестра как на занятиях по английскому языку, так и в качестве самостоятельной работы в группах студентов 2 курса, изучающих информационные и компьютерные технологии.  По окончанию курса использования студенты провели самодиагностику и отметили существенные улучшения следующих навыков и умений:

1) понимание основного содержания текста (определение и выделение основной информации, отделение первостепенной информации от второстепенной, установление логической или хронологической связи событий и фактов);

2) понимание деталей, выявление подтверждающей или уточняющей информации, установление взаимосвязи, сравнительный анализ новой и уже известной информации;

3) передача информации с использованием синонимов и антонимов;

4) трактовка, сжатие и обобщение прочитанной информации в краткой форме.

Было отмечено повышения уровня общей культуры и информированности обучающихся в разных областях знания и существенное расширение словарного запаса и знаний отраслевой терминологии.

Таким образом, полученный опыт применения электронных учебных пособий при обучении иностранному языку, позволяет сделать предположение, что электронные учебные пособия являются эффективным элементом стратегии, объединяющей преимущества традиционных и инновационных методов. Тем не менее, необходимо отметить, что пособия подобного рода пока еще проходят период становления, но при соблюдении дидактических принципов, современных подходов в их успешная реализация требует соблюдения лингводидактических принципов и учета психофизиологических особенностей учащихся, а также высокого профессионального уровня разработчиков.

Список литературы:

  1. Актуальность электронного обучения в современной школе. Национальный центр информатизации, 2014.
  2. Мамадалиев К.Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. Москва, 2012. № 11. С. 450–452.
  3. Проходимова Е.М., Зуев А.В. Использование электронных учебников в сфере коммуникативной инфраструктуры как средство повышения эффективности процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МЧС России // Научное мнение. 2014. № 2. С. 150–152.
  4. Резникова С.Ю., Самолетова М.А., Сытникова Е.Б. Milestones in Science. Ростов-на-Дону, 2014. (http://mins.englishforsciences.sfedu.ru)
  5. Самолетова М.А., Улеева Н.М. К вопросу о реализации современных мультимедийных средств в образовательном процессе // Современная наука. Новые перспективы. Быгдощ, Польша, С. 110-115.
    Использование электронных учебных пособий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов
    Рассматривается актуальность использования электронных учебных пособий как инновационного средства в организации и проведении аудиторной и самостоятельной работы студентов естественнонаучных специальностей Южного федерального университета. Результаты, полученные в ходе самодиагностики студентов, показали существенные улучшения языковых навыков и умений.
    Written by: Гудкова Яна Алексеевна, Самолетова Мария Андреевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/10/2016
    Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016
    Available in: Ebook