30 Дек

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ДНИ ПОГРУЖЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ФГОС-2




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Рассмотрим в данной статье  образовательную технологию Дней погружения как способа новой организации деятельности учащихся, создающей возможности раскрытия образовательного потенциала учащихся и педагогов с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС-2).

Дни погружения – многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология, выстроенная на методологии полицентрического подхода,  осуществляемая на протяжении  нескольких часов.

Особенности Дней погружения: интегративный характер содержания и полицентрический подход как методологическая основа  их проведения; актуальность  для реализации в организациях общего образования  требований  ФГОС-2.

Полицентрический подходметодологический подход, предполагающий обновление содержания образования за счет интеграции разных форм постижения действительности, развитие мотивации и самореализацию всех участников образовательного процесса на основе гуманизации и демократизации  образовательного процесса.

  1. I. В основе образовательной технологии лежат концептуальные идеи современного образования: гуманизации, социализации, демократизации образовательного процесса, его личностной и развивающей направленности, позволяющей создать условия для личностного развития и самореализации каждого ее участника. В основу психолого-педагогических обоснований Дней погружения как одной из форм интегративных полицентрических модулей как образовательной технологии положены идеи
  • ​ о человеке и образовании как феноменах (В.И.Вернадский, Ю.А.Гагин, В.П.Казначеев, О.Е.Лебедев, В.И.Слободчиков, Л.Г.Татарникова и др.);
  • ​ полипарадигмального подхода к сущности образовательного процесса и его реализации в познании и педагогических исследованиях (В.Г. Афанасьев, Г.Г.Гранатов, Н.В.Груздева, И.А.Колесникова, И.Пригожин, О.Г.Прикот, А.П.Сопиков, А.И.Субетто и др.);
  • ​ концепции направляемого развития образовательных систем, нетрадиционного проектирования и модульного построения образовательного процесса (С.В.Алексеев, Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, П.И.Пидкасистый, В.Е. Радионов, И.Б.Сенновский, П.И. Третьяков и др.);
  • ​ интеграции содержания образования (Т.К.Александрова, И.Ю.Алексашина, Н.В.Груздева, И.Д.Зверев, В.А.Игнатова, В.Н.Максимова, С.А.Расчетина, Л.Г.Татарникова, А.П.Тряпицына и др.);
  • ​ психологических исследований в области развивающего обучения и педагогической акмеологии Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.В.Кузьминой, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.;
  • ​ разработки разнообразных образовательных технологий и их авторских классификаций (М.В. Кларин, А.К. Колеченко, Г.К. Селевко и др.);
  • ​ педагогических мастерских как отдельной образовательной технологии (Н.И.Белова, Т.Б.Казачкова, Т.В. Модестова, И.А.Мухина, А.А.Окунев, О.В.Орлова и др.).

В реализации Дней погружения прослеживается воплощение основных принципов построения современного образовательного процесса: научности и прикладной направленности, системно-деятельностного подхода и  гражданственности, преемственности и систематичности, интеграции и дополнительности,  единства групповых и индивидуальных форм деятельности, соответствия возрастным и индивидуальным  особенностям учащихся, сознательности и творческой активности участников образовательного процесса, здоровьесбережения и здоровьесозидания, направляемого развития образовательного процесса. Сохраняют свое значение и получают новые грани осмысления такие педагогические принципы, как наглядность, природосообразность и культуросообразность образовательного процесса.

  1. II. Содержательный блок в технологии всегда представлен интегративным содержанием. Интеграция имеет много уровней обобщения: от сравнительно легко реализуемых внутритемных и внутрипредметных связей – к межпредметным связям на уровне (в восходящем порядке) фактов, понятий, закономерностей, философских и общенаучных идей. Нам представляется наиболее эффективной интеграция на уровне объединения в едином процессе познания процесса (объекта, события, проблемы и т.п.) разных форм постижения действительности: научного познания,  искусства, философии, народной культуры, жизненного опыта и др. Именно на таком интегративном содержании выстроено современное экологическое образование и образование для устойчивого развития.

III. Организационно-практический блок  технологии в ее основных этапах отражает психолого-педагогические основания построения современного образовательного процесса и потому имеет сходство с технологией педагогических мастерских.

  1. Индуктор – фактор, вызывающий познавательный интерес, эмоциональный настрой на деятельность, свидетельствующий о личной значимости постигаемого. Таким внешним фактором может быть фото- или видеосюжет, проблема, поразительный факт, случай из жизни, фантастический рассказ, загадка, музыкальное произведение и многое другое.

Индукция как актуализация, «разворачивание» внутреннего (личный опыт) и внешнего (заданная тема) смыслов. На этом этапе выявляется образ понятия, который в процессе обогащения его интегративными знаниями в ходе занятия преобразуется в интегративное понятие.

  1. Самоконструкция и социоконструкция, социализация, в ходе которых осуществляется создание и предъявление созданного индивидуально и в группе продукта. В это время развиваются умения рефлексивной деятельности: соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников Дня погружения; формирование и корректировка коммуникативных умений; идет интенсивная работа с источниками информации, развитие познавательной сферы.

Показателем правильного построения этапов данной технологии, как и в педагогических мастерских, является «разрыв» – внутренний конфликт несоответствия своего старого знания новому, который направляет к дальнейшему поиску.

  1. Рефлексия как самоанализ, осмысление своей деятельности, осознание своих внутренних изменений и «разрывов», интеллектуального и эмоционального развития, что способствует становлению человека как индивидуальности. Очень желательна по итогам данной технологии пострефлексия, или индивидуальная рефлексивная работа участников после «проживания» Дня погружения, которая направлена на дальнейшее проектирование и выстраивание индивидуальной картины мира человека, осознание и совершенствование своей личности.
  2. IV. Диагностический блок представлен в наиболее полном виде на этапе рефлексии и пострефлексии. Рефлексия – самооценивание образовательного процесса, которое позволяет вычленить главное в образовательном событии, как для целостного постижения окружающего мира, так и для постижения своей индивидуальности, социального окружения.

 Как правило, рефлексивные суждения учащиеся выражают письменно,  по желанию авторов могут быть высказаны и вслух. Суждения по выбору учащихся могут быть подписаны или представлены в анонимной форме.

Для учеников первых – вторых классов возможна самая простая форма выражения своих впечатлений (луч в цвет настроения, выбор смайлика и т.п.). Для учащихся начальных классов допустима помощь в виде начальных слов рефлексивных высказываний. Наиболее значимыми показателями удовлетворенности учащихся Днем погружения является их поведение и эмоциональное состояние, интерес и готовность к дальнейшей познавательной деятельности.

Педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, педагогов, а подчас – и родителей, принимавших участие в Дне погружения, также позволяет проанализировать эффективность данного формата  образовательной технологии интегративных полицентрических модулей/

Образовательная технология в формате Дня погружения имеет (по классификации Г.К. Селевко) следующие характеристики:

  • общепедагогическая, поскольку включает совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, последовательность этапов деятельности субъектов образовательного процесса, применимые к современному опережающему образовательному процессу;
  • социогенная и психогенная по основному фактору развития, так как учитывает влияние и требования общества к образованию, взаимодействие внутри группы, мотивы и потребности каждого участника образовательного процесса;
  • ​ по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, поскольку на этапе индукции, а подчас и на некоторых других этапах, включаются личностные ассоциации участников – связи между ощущениями, представлениями, идеями; и интериоризаторская, то есть направленная на формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение учеником внешних действий с предметами и социальных форм общения;
  • ориентированная на саморазвитие, формирование самоуправляющих механизмов личности;
  • альтернативная по модернизации содержания и организационной форме по сравнению с традиционными системами обучения.

Проведение полицентрических Дней погружения требует соблюдения следующих основных организационно-педагогических условий:

  • ​ Выбор актуальной для всех участников Дня погружения проблемы, темы. Чаще всего проводится анкетирование учащихся и педагогов, а иногда – и родителей, что позволяет выявить актуальную тему и/или проблему для всех участников образовательного процесса. Происходит освещение социально значимых для страны и мира событий; изучение природных явлений и влияния на них деятельности человечества, всестороннее знакомство детей с жизнью и творчеством выдающихся людей.
  • ​ Осознание методологической концепции Дня погружения всеми педагогами – участниками Дня погружения и ее реализация в практике его проведения. Для подготовки педагогов проводится цикл специальных занятий об инновационных тенденциях в образовании; на конкретных примерах анализируется, насколько реальная практика работы школы соответствует (или не соответствует) педагогическим инновациям.
  • Всестороннее раскрытие избранной темы (проблемы, явления) на основе принципа интеграции содержания, с привлечением разных способов постижения мира. Как уже отмечалось, для более полного раскрытия сущности события (явления, объекта) необходим синтез научных подходов, отражения в разных видах искусства, в опыте народа, в традициях разных культур и др.
  • Применение разнообразных видов деятельности и форм организации образовательного процесса, что способствует здоровьесбережению учащихся, поскольку их не утомляет однотипная деятельность, позволяет учителю ярче проявить свое педагогическое мастерство и выбрать адекватные содержанию и запросам учащихся различные образовательные технологии или их элементы.
  • Учет и развитие индивидуальности каждого ученика и педагога, предоставление возможностей для максимальной самореализации каждого участника педагогического процесса. Это положение реализуется через свободный выбор учащимися направления изучения одной из граней рассматриваемой проблемы (явления, события), возможного освоения разных ролей (интеллектуального или эмоционального лидера, исполнителя, организатора и др.) при групповой форме работы; через свободный диалог и полилог  между педагогами и учащимися.  Учет индивидуальных особенностей детей открывает широкие возможности для проявления учащихся-интравертов и экстравертов, аудиалов, визуалов, кинестиков, с преимущественно образным или логическим мышлением… Учителя часто предлагают формы деятельности на Днях погружения не только в рамках преподаваемого учебного предмета, но и в тех видах деятельности, которыми они увлечены на досуге (театрализация, художественное и декоративно-прикладное творчество, хоровое пение, конструирование, киноискусство и др.).
  • ​ Нетрадиционное проектирование на основе принципа направляемого развития Дня погружения как целостного социально и личностно значимого события. Нетрадиционное проектирование предполагает инициативу «снизу» (от учеников, педагогов, родителей). Первые ростки идеи важно поддержать и создать условия для ее проработки как самим автором идеи, так и с помощью единомышленников, которых увлекла задача. Это может быть временный трудовой коллектив педагогов, методический совет, проблемная группа или иные формы организации творческого «ядра» коллектива. Необходимо несколько раз обсудить предлагаемые варианты раскрытия темы и организации Дня погружения, найти оптимальные решения. Чем более широкий круг педагогов примет участие в проработке идеи, тем осознаннее будет их позиция на этапе реализации этого проекта. Важна роль руководителя (как правило, завуча или методиста) в правильном отборе содержания и форм деятельности в Дне погружения, осмыслении основной методологической идеи и ее методически грамотного воплощения. Мотивированное, обоснованное принятие (или отклонение) отдельных предложений, готовность к диалогу и дальнейшему обсуждению является свидетельством становления в педагогическом коллективе демократичных и гуманистических отношений, способствует творческому росту педагогов.
  • ​ Осознанная, тщательная и слаженная работа всего педагогического коллектива. Этому способствует как вся система внутрифирменного повышения квалификации педагогов, так и специальные семинары, круглые столы, мозговые штурмы по выбору оптимального содержания и форм деятельности; открытая защита проектов своей мастерской, студии, станции, лаборатории перед коллегами. Особое внимание необходимо обращать на четкое соблюдение регламента работы на Дне погружения. Это довольно трудно осуществить при создании оригинального продукта деятельности (модели, сценки, видеорепортажа и др.).
  • ​Привлечение к проведению Дня погружения родителей, специалистов разных сфер деятельности, социальных партнеров образовательного учреждения. Это способствует социализации учащихся и педагогов, поскольку иной стиль общения увлеченность своей работой, расширение представлений о возможной будущей профессиональной деятельности расширяет социальный опыт участников Дней погружения. Особенно радостно ребенку осознавать, что его мама и/или другие родственники проявили уникальные способности и умения, стали авторитетными среди его сверстников и педагогов.

Актуальность результатов, достигаемых при использовании образовательной технологии Дней погружения,  определяется их соответствием новым федеральным государственным образовательным стандартам, позволяя

— расширить и углубить предметные образовательные результаты,

— формировать у них умения работать в команде, находить новую информацию, видеть и уметь решать проблемы и реализовывать другие универсальные учебные действия, отраженные в метапредметных образовательных результатах; способствуют самоорганизации школьников;

Технология Дней погружения позволяет достичь социально и лично значимых образовательных результатов для школьников:

— осознание своих жизненных ценностей, способностей и возможностей;

— умения сосредоточиться на выполняемом деле;

— уважение к другим людям, принятия возможности иных точек зрения;

— осознание преимуществ коллективного взаимодействия;

— формирование активной жизненной позиции школьников

— их будущий профессиональный выбор.

За последние годы в школах и лицеях Санкт-Петербурга были проведены Дни погружения различной тематики.

Посвященные юбилейным датам:

  • «Наш ХХ век (в честь вступления в новое тысячелетие).
  • «Город над вольной Невой» (к 300-летию Санкт-Петербурга).
  • День Победы (К 65-летию победы в Великой Отечественной войне)
  • «Недаром помнит вся Россия…» (Посвящен Отечественной войне 1812 года)
  • «Мы – «ЗА» устойчивое развитие» (Посвящен Году охраны окружающей среды, провозглашенному в 2013 году).
  • А.С.Пушкин (к 200-летию со дня рождения).
  • М.В.Ломоносов (к 300-летию со дня рождения)
  • «Экология и культура» (посвящен Году культуры и Году охраны окружающей среды в Российской Федерации)
  • «Международный день леса» (о лесе как экосистеме, его роли в жизни природы и человека)

    Посвященные  окружающей среде:

  • Экология Санкт-Петербурга (Экологическое состояние Санкт-Петербурга и его влияние на здоровье горожан).
  • «Наши братья меньшие» (о домашних питомцах).
  • «Времена года. (Времена года с позиций различных форм постижения мира и себя в нем).
  • «Периодические явления в жизни природы» (В Космосе, на Земле, в живых системах).

  Человековедение:

  • «Семья» (этические, экономические, психологические и другие аспекты жизни семьи).
  • «Как стать звездой?» (погружение акмеологической направленности).
  • «Где живет душа?» (интегративные представления о душе).
  • «Здоровье – это…» (здоровье как ценность и условие развития личности).
  • Образование как ценность (Осознание многогранной ценности образования для самореализации личности).
  • Погода в доме (О создании экономичного, экологичного и  здорового дома с гармоничными семейными отношениями).

Мы полагаем, что интегративные полицентрические модули в формате Дней погружения как образовательная технология может войти в практику деятельности многих образовательных учреждений, оживит и обогатит современный образовательный процесс.

Литература

  1. Алексеев, С.В. Профильная эколого-образовательная программа: уч.-метод. пособие / С.В.Алексеев, Н.В. Груздева. – СПб: СМИОПресс, 2000. – 104 с.
  2. Мы – “ЗА” устойчивое развитие: опыт проведения Дня погружения: Методические рекомендации /под ред. Н.В.Груздевой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 96 с.
  3. День погружения  «Экология и культура». Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Груздевой.  – СПб.: СПб АППО, «Крисмас+», 2014.  –128с .
  4. День погружения «Экология и культура». Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Груздевой.  – СПб.: СПб АППО, «Крисмас+», 2014.  –136 с.
    ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ДНИ ПОГРУЖЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ФГОС-2
    Written by: Груздева Наталья Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook