26 Сен

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Требования руководящих документов определяющих образовательную деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации свидетельствует о необходимости использования в образовательной деятельности прогрессивных форм и методов обучения, современной учебно-материальной базы. Для повышения качества подготовки и воспитания военных специалистов с высшим образованием, способность творчески использовать в практической деятельности полученные знания, новейшие достижения научно-технического прогресса, обеспечивается военно-научной работой обучаемых. Одной из основных целей при обучении курсантов является овладение ими методами научного познания на основе использования информационных и коммуникационных технологий[1], разработки актуальных вопросов и содействие техническому прогрессу [3, с. 80].

Квалификационные требования к уровню военно-профессиональной (специальной) подготовки выпускников по направлению подготовки (специальности) 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» специализации №1 «Военные гусеничные и колесные машины» предполагают формирование у обучаемых общекультурных[2], общепрофессиональных[3], профессиональных[4], военно-профессиональных[5] и профессионально-специализированных компетенций[6], освоение которых непосредственно связано с ИКТ. Так, исходя из требований федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, освоив ОПК-2 курсант способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения; ОПК-7 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности; ПК-7 способен разрабатывать с использованием информационных технологий конструкторско-техническую документацию; ПСК-1.2 способен к профессиональной деятельности на всех стадиях производства военных гусеничных и колесных машин с использованием передовых информационных технологий; ВПК-37 способностью организовывать изобретательскую и рационализаторскую работу в подразделении, службе.

Под информационными и коммуникационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность методов и средств сбора, обработки и передачи данных (первичной информации), для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта), а также для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности [1, с. 28].

Рисунок 1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Применение информационных и коммуникационных технологий на кафедрах факультета технического обеспечения активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и курсанта. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационных и коммуникационных технологий [4, с. 37].

В образовательной деятельности военного вуза также используются информационно-социальные технологии, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию курсантов и научно-педагогического состава, на уровне, позволяющим решать основные задачи обучения [2, с. 41].

В процессе обучения на факультете технического обеспечения широко используются универсальные прикладные программы и средства ИКТ: анимация, программы подготовки презентаций, имитационное моделирование (3D моделирование) (имитация реальных объектов), управление базами данных, системы автоматизированных методов для сбора и обработки информации, слайды, графические пакеты и т.д.

Применение современных технологий в образовательной деятельности стало намного шире и разнообразнее, в связи с этим возникают некоторые трудности, как у преподавательского состава, так и у обучаемых. Что касается деятельности преподавателей, то им приходится постигать азы новых технологий самостоятельно, что не дает гарантию качественного усвоения и использования получаемой информации, а также незначительный временной ресурс, решение этой проблемы мы видим в систематизации применения ИКТ, а также организации непрерывной подготовки офицерского состава в области ИКТ. Нецелесообразно полностью компьютеризировать образовательную деятельность, так как для обучения будущих офицеров – специалистов служб технического обеспечения не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Формируя компетенции, обогащая новыми знаниями, развивая логическое мышление, компьютер ограничивает развитие диалогической и монологической способности курсанта. Исходя из этого, использование информационных и коммуникационных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности [5, с 122].

Таким образом, применение ИКТ не подменяет привычные методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе обучения. Использование моделирования, анимации способствует улучшению усвоения материала, а эксперименты с моделированием открывают новые возможности для обучения будущих офицеров – специалистов служб технического обеспечения. Только рациональное использование информационных и коммуникационных технологий приведет к наиболее продуктивному обучению.

Список литературы:

  1. Бобонец С.А., Костюк А.В. Основы информационных технологий: учебник. Санкт-Петербург, 2013. – 231 с.
  2. Лавина Т.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе педвуза: ученый совет. Чебоксары, 2005. – 98 с.
  3. Стрельцов Р.В. Об актуальности подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий: Наука и бизнес: пути развития. Москва, 2014. № 4 (34). – 202 с.
  4. Федоров Р.Ю. О роли задач в структуре балльно-рейтинговой системы для технических дисциплин в вузе: Перспективы науки, 2014. № 12 (63). –132 с.
  5. Osborn J., Dillon J. Good practice in science teaching. What research has to say. Second edition, 2010. – 347 p.

[1] далее — ИКТ

[2] далее — ОК

[3] далее — ОПК

[4] далее — ПК

[5] далее — ВПК

[6] далее — ПСК

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Цель данной статьи заключается в раскрытии значимости использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности высшего военного учебного заведения. Интеграция данных технологий в процесс обучения курсантов факультета технического обеспечения: имитационное моделирование, управление базами данных, системы автоматизированных методов для сбора и обработки информации. В статье раскрыты формируемые компетенции у курсантов, а также определены роль и место непрерывной подготовки в области информационных и коммуникационных технологий преподавательского состава.
Written by: Стрельцов Роман Вячеславович, Федоров Роман Юрьевич, Казиханов Шамиль Тельманович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/04/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
Available in: Ebook