30 Апр

ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

С 2010 года начальная школа в общеобразовательных учреждениях страны перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Главная задача стандарта – сформировать такие личностные характеристики ученика, как любознательность, способность к организации собственной учебной деятельности, готовность самостоятельно действовать, доброжелательность и умение взаимодействовать с другими людьми. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация школьников к «взрослой жизни во взрослом обществе»[4], то есть обучающиеся должны овладеть набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные, образовательные и профессиональные задачи. Обучение, воспитание и развитие обучающихся должно проходить через организованную педагогом образовательную деятельность. Организовать образовательную деятельность, которая бы способствовала развитию универсальных учебных действий, личности ученика возможно при применении на уроке деятельностных форм, развивающих образовательных технологий.

Образовательная деятельность – это, в первую очередь, совместная деятельность, в результате которой происходит максимальная активизация образовательной коммуникации и достижение всех групп образовательных результатов. Одной из наиболее эффективных форм совместной деятельности является работа в группах. Согласно новому Стандарту начального общего образования именно групповая работа является наиболее эффективной формой организации совместной деятельности для достижения образовательных результатов, в частности для формирования коммуникативных УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[1; 2].К сожалению, групповые формы работы не нашли широкого применения в педагогической практике в общеобразовательных школах. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования 70 педагогов начальной школы и 33педагогов, преподающих английский язык в начальной школе, которое было проведено автором статьи в 2012 году. Анализ результатов анкетирования показал, чтопреподаватели выделяют ряд трудностей при организации групповой работы, связанных как с деятельностью педагога, так и с деятельностью учащихся. Во–первых, дисциплинарного характера («плохая дисциплина», «дети много разговаривают не по теме урока» — 70% респондентов). Во – вторых, большие временные затраты («занимает весь урок», «не успеваю проконтролировать все группы», «трудно оценить индивидуальный вклад каждого в общую работу» — 54% педагогов). В–третьих, разная языковая подготовка учащихся («сильные учащиеся выполняют задания раньше и мешают остальным детям», «все делают сильные учащиеся, остальные не работают» — 52% опрошенных). Из этого следует, что педагоги не видят преимуществ групповых форм работы, так как ориентированы только на предметные результаты, а не на организацию образовательной коммуникации.Групповая работа «смущает» педагогов потерей их руководящей позиции и, прежде всего, контрольно-оценочной функции; они не понимают, как использовать ресурс сильных детей, например, для взаимообучения в группе[3].

Групповая форма организации образовательной деятельности младших школьников требует определенных профессиональных и методических усилий от педагога, так как всю работу или ее часть необходимо организовать на английском языке. Однако современные образовательные технологии богаты приемами и методами именно для организации работы в группе. При организации группового взаимодействия педагогами иностранного языка, входящими в состав экспериментальной группы (12 чел.), были определеныкритерии оценивания эффективности данной формы работы:

  • количество фраз речевого этикета и классного обихода,используемых обучающимися на английском языке во время работы. Например: I agree with you, that’s right, will you help me, let’s do it together идругие;
  • количество вопросительных предложений на английском языке,используемых во время работы в группе. Например:What do you think about my opinion? Can you repeat it? May I ask you? Do you agree with him? идругие;
  • процент выполнения заданий повышенного уровня, которые требуют от учащихся умения самостоятельно продуцировать высказывание, выбирать слова и структуры по своему усмотрению, умения логически мыслить и применять знания в различных ситуациях, творчески подходить к решению поставленной задачи. Например, к заданиям повышенного уровня в начальной школе относятся такие задания как: «подбери слово к его описанию», «найди пять ошибок в тексте», «заполни пропуски» и другие.
  • количество человек, принимающих участие в презентации результатов работы группы;
  • объем говорения на английском языке во время презентации результатов работы. Обязательноеиспользованиеследующихфразприпрезентациирезультатовработывгруппе:letmeintroduceourteam…, wewanttopresenttheresultsofourwork (project), the theme of our project is…, the main idea is …, the first (second) part of our project is about …, thank you for attention идругие;
  • объем говорения на английском языке во время работы в группе.

Для того чтобы увеличить объем говорения на иностранном языке при групповом взаимодействии, нами было сделано следующее:

  • разработаны «подсказки» с фразами, которые можно использовать при работе в группе. Например, для работы по станциям учащимся предлагаются следующие выражения:

May I ask you? Can you help me? Are you ready? Is that right? May I help you? I think we shall do this task.  Let’s check the task. I am sorry, I can’t do it. I don’t understand, help me, please. Write down the score in the map, please. Will you give me your pen? Listen to me, please.

  • составлены учебные инструкции, позволяющие учащимся самостоятельно справиться с заданиями. Приведем пример инструкции для работы с текстом «Thegreengarden» с использованием приема технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения».
  • Read the story.
  • Translate the words in bold (слова, выделенныежирнымшрифтом)
  • Use the vocabulary at the end of your text book.
  • Try to understand the story.
  • Look at the pictures. They help you to understand it.
  • Choose (выберите) truestatements (далее идут выражения, прочитав которые учащиеся должны выбрать только верные выражения)
  • разработаны карты оценивания работы обучающихся в группе на этапе рефлексии и анализа проделанной работы. Например, карта самооценивания работы в группе при работе над мини – проектом по определенной лексической теме (Таблица 1).

Таблица1.

Пример картысамооценивания работы в группе

Как я сотрудничал со своими товарищами? Однозначно «да» Однозначно «нет» Скорее «да», чем «нет» Скорее «нет»
 вместе со всеми работал над достижением общей цели        
усердно работал над заданием        
высказывал новые идеи        
вносил свои предложения        
был внимательным слушателем        

Для того чтобы учащиеся оценивали работу друг друга в группе, нами были разработаны карты взаимооценивания (Таблица 2). Приведем пример карты взаимооценивания при обучении диалогической речи. Учащимся необходимо было представить, что они попали в языковой лагерь и начали обучение английскому языку, но сначала им необходимо было познакомиться со всеми членами группы, задав вопросы и ответив на вопросы другого участника группы. После выполнения данной работы младшие школьники должны заполнить следующую карту.

Таблица 2.

Пример картывзаимооценивания работы в группе

Name______________________________________
  Questions (вопросы) Answers (ответы)
Приветствие    
Имя    
Возраст    
Что умеет делать?    
Семья    
Прощание    

  • реализованы следующие виды учебных заданий для групповой работы (Таблица 3):

Таблица 3.

Виды заданий для групповой работы

Технология РКМЧП Задания по организации диалога между членами группы Задания логического характера
Мозговой штурм Верно или не верно Текст с пропусками
Создание кластера Продолжите предложение Сформулируйте правило
Корзина идей. Актуализация ранее изученного материала

 

Охота за сокровищами. Учитель составляет задания, которые должны выполнить младшие школьники. Группа может использовать разные источники для выполнения данных заданий. Найдите лишнее слово

 

Таблица «Знаем – хотим узнать — узнали»

 

Выполнение мини – проектов по лексическим темам. Магический квадрат. Необходимо найти определенные слова или выражения по теме
Составьте синквейн по теме Составьте рассказ Распределите слова по группам
Задайте вопросы другой группе по прочитанному тексту
Опишите картинку
Составьте и разыграйте диалог
Придумайте вопросы для интервью

О качестве группой работы свидетельствуют результаты диагностики умений групповоговзаимодействия на уроке иностранного языка, в которой участвовало 129 учащихся общеобразовательных организаций экспериментальной группы. Диагностика проводилась с помощью метода наблюдений с заполнением карт наблюдений педагогов по критериям, предложенным в таблице 4. Карты наблюдений заполнялись педагогами три раза (стартовая диагностика, промежуточная и итоговая). Промежуточная диагностика помогла педагогам скорректировать работу для получения более высоко результата итоговой диагностики. Приведем результаты экспертизы групповой работы.

Таблица 4.

Результаты экспертизы групповой работы на уроке ИЯ

Критерий

Классы

констатирующий итоговый констатирующий итоговый констатирующий итоговый констатирующий итоговый констатирующий итоговый констатирующий итоговый
количество фраз речевого этикета и классного обихода, используемых обучающимися на английском языке во время работы 5 8 4 6 4 7 5 10 2 5 3 5
количество вопросительных предложений, используемых во время работы в группе 2 6 1 5 2 6 2 6 0 2 0 2
количество выполненных заданий повышенного уровня (темп учебной работы) 1 4 1 3 1 3 1 4 0 2 0 2
количество человек, принимающих участие в презентации результатов работы группы (в группе всего 4 человека) 2 4 1 4 2 4 2 4 2 3 1 3
объем говорения на английском языке во время презентации результатов работы 40-50% 50-70% 40-50% 50-70% 40-50% 50-70% 40-50% 50-70% 30-40% 40-55% 30-40% 40-55%
объем говорения на английском языке во время работы в группе 10-15% 15-30% 10-15% 15-30% 10-15% 30-50% 10-15% 30-50% 10% 10-20% 7% 10-12%

Анализ результатов входной и итоговой диагностик показал, что наблюдается положительная динамика по всем критериям во всех классах. По сравнению с констатирующим экспериментом количество фраз речевого этикета и классного обихода, используемых детьми на английском языке во время работы в группе, увеличилось в среднем на 3-5 фраз. Большего прогресса по данному критерию добились обучающиеся3б и 4б классов. Словарный запас учеников 4в и 4г, которые имели невысокий уровень языковой подготовки, увеличился на 3 фразы. Количество вопросительных предложений, используемых во время работы в группе, также увеличилось во всех классах с 2 до 4. В презентации результатов работы группы стали принимать участие практически все члены группы. Тот факт, что все выходят к доске и не боятся представлять, свидетельствует о результативности и сплоченности работы в группе. Произошло и увеличения объёма говорения на английском языке во время работы в группе и во время презентации работы в среднем на 15-30%. Стали разнообразнее и способы взаимодействия учащихся в группе: сильный ученик помогает и объясняет все необходимое слабому ученику, а средний ученик активно работает как с сильным, так и со слабым.

Таким образом, мы видим, что групповая форма организации образовательной деятельности является эффективной формой организации совместной деятельности для формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Список литературы:

  1. Дьячкова, С. Обучение в малых группах по методике сотрудничества [Электронный ресурс]/ С. Дьячкова. – Режим доступа: http: //www.urokorg/book/export/html/50.
  2. Кузнецова, А.М. Обучение в малых группах. Применение группового обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.practiceducation.com.
  3. Плотникова, Н.Н. К вопросу о преподавании иностранного языка в современной начальной школе: мнение педагогов / Н.Н. Плотникова // Вестник ТГПУ , 2013. — № 4 (132). – С. 103-108
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010. — 32с.
    ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    Современная начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение, воспитание и развитие учащихся согласно ФГОС НОО должно проходить через организованную педагогом образовательную деятельность. Образовательная деятельность – это, в первую очередь, совместная деятельность, в результате которой происходит максимальная активизация образовательной коммуникации и достижение всех групп образовательных результатов. Одной из наиболее эффективных форм совместной деятельности является работа в группах. Групповая форма организации образовательной деятельности младших школьников требует определенных профессиональных и методических усилий от педагога, так как всю работу или ее часть необходимо организовать на английском языке. В статье представлен опыт педагогов иностранного языка, работающих в начальной школе по организации группового обучения младших школьников для достижения образовательных результатов, в частности для формирования коммуникативных УУД.
    Written by: Плотникова Наталья Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook