29 Авг

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ-273 И ФГОС




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Государственно-общественное управление  — участие и взаимодействие в управлении дошкольным образованием в условиях введения и реализации ФГОС ДО, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенции государства в сфере дошкольного образования, и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области дошкольного образования гражданского общества, населения [2].

При государственно-общественном управлении дошкольным образовательным учреждением сочетается деятельность субъектов государственного и общественного управления, которая направлена на организацию функционирования и развития дошкольного образования.

Для осуществления отдельных функций по управлению ДОУ, согласно законодательству Российской Федерации, могут формироваться коллегиальные органы управления. К коллегиальным органам управления ДОУ относится общее собрание (конференция) работников, Управляющий совет, Совет ДОО, педагогический совет, Совет родителей, Попечительский совет, Наблюдательный совет.

Взаимоотношения субъектов государственного и общественного управления в дошкольной образовательной организации определяются законодательством Российской Федерации, нормативными и правовыми документами, локальными актами ДОУ [1].

Традиционную структуру государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией представляют такие коллегиальные органы управления как общее собрание (конференция) работников ДОО, педагогический совет и совет родителей.

Общее собрание (конференция) работников ДОО осуществляет общее руководство дошкольной образовательной организацией, представляет полномочия работников ДОО. В состав общего собрания входят все работники ДОО. Решения общего собрания, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательны для исполнения всеми членами коллектива дошкольной образовательной организации.

Педагогический совет определяет направления образовательной деятельности, перспективы развития ДОО, способствует совершенствованию педагогического процесса в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики, представляет полномочия педагогических работников дошкольной образовательной организации.

Совет родителей координирует деятельность родительской общественности и педагогического коллектива ДОО по вопросам образования воспитанников ДОО, представляет полномочия родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации.

В ДОО могут быть использованы варианты развития государственно-общественного управления, в которые входят коллегиальные органы управления организацией, общественные и профессиональные объединения. Каждая ДОО определяет самостоятельно, в каком направлении развивать систему государственно-общественного управления.

При необходимости привлечения внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ДОО может быть  создан попечительский совет. Решение о создании попечительского совета рассматривается на заседаниях общего собрания, педагогического совета или совета родителей.

В целях развития и совершенствования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по предложению педагогического совета создается методический совет.

Реализуя потребности педагогов ДОО в постоянном профессиональном саморазвитии и совершенствовании уровня своего мастерства, может быть создана школа педагогического мастерства.

В условиях развертывания в ДОО  инновационной деятельности, результатом которой становится создание инновационной методической продукции, необходимым становится создание Экспертного совета. Экспертный совет даёт первичное заключение о качестве методической продукции, о возможности или невозможности её использования внутри образовательного учреждения.

Для привлечения общественности к решению задач дошкольной образовательной организации, систематизации взаимодействия с социумом целесообразно создать совет социальных партнеров.

Таким образом, направления развития системы государственно-общественного управления в дошкольной образовательной организации зависят от потребностей и пожеланий педагогического коллектива, родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, социального окружения, в котором находится дошкольная образовательная организация.

Реализуемые в настоящее время задачи модернизации образования требуют расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в том числе дошкольного образования, в управлении дошкольным образовательным учреждением, в оценке качества дошкольного образования.

Каковы же механизмы реализации государственно-общественного управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования?

  1. Развитие неуправленческих форм сотрудничества ДОУ и общественности для обеспечения вовлечения общественности в решение управленческих задач (разработка и реализация социальных проектов, основной образовательной программы ДОО).
  2. Организация мониторинга образовательных потребностей населения и степени его готовности к развитию самоуправлению. Выявление самоорганизующего потенциала общества, существующих форм активности и инициативы общественности в образовании.
  3. Нормативное закрепление инициативы общественного участия в управлении ДОУ.
  4. Разработка системы информирования общественности (самообследование, доклад по результатам самообследования, сайт ДОУ, публикации в СМИ, прямые рассылки, встречи). Система общественного наблюдения в процедуре аттестации педагогов. Рассмотрение жалоб родителей, мониторинга ООП, социальных проектов.
  5. Развитие самоуправления в педагогическом коллективе. Педсовет как орган самоуправления, организация деятельности Ассоциаций педагогов, м/о.
  6. Вовлечение родителей в процесс соуправления ДОУ по алгоритму: изучаем — информируем-объединяем-оцениваем пределы взаимодействия и влияния на образовательный процесс – делегируем права в пределах компетенции и одновременно акцентируем обязанности.

В условиях введения и реализации ФГОС ДО включение ГОУ возможно:

  • в проектирование ООП ДОУ;
  • в реализацию ООП ДОУ;
  • в формирование спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ;
  • в оценку качества образовательных услуг;
  • в контроль расходования финансирования;
  • в анализ уровня профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС ДО (в ходе аттестации);
  • в контроль за созданием условий реализации ФГОС ДО и ООП ДОУ [4].

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОУ. Включение государственно-общественного управления в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования возможно для информированности относительно целей дошкольного образования, реализации поставленных в основной образовательной программе ДОУ целей.

Сегодня ГОУ становится необходимым инструментов обеспечения качества дошкольного образования, механизмом введения и реализации федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования.

Современными исследованиями в области государственно-общественного управления выделены и описаны основные условия развития государственно-общественного управления в дошкольном образовании:

  1. Ограничение государственной монополии в сфере дошкольного образования и превращение образования в открытый для общества и подотчетный ему социальный институт.
  2. Расширение возможности общественного участия в управлении образовательной сферой и разработки необходимого нормативно-правового обеспечения, дающего право коллегиальным органам управления и другим органам, предусмотренным Уставом ДОО, решающего, а не только совещательного голоса.
  3. Повышение роли органов местного самоуправления в дошкольном образовании.
  4. Создание новых организационных структур ГОУ для интеграции их в процесс управления ДОО.
  5. Широкое вовлечение общественных организаций и политических институтов в управлении системой дошкольного образования.
  6. Создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы дошкольного образования региона, города, района [3].

Литература:

  1. Гапонюк, П. Н. Институциональная методология управления модернизацией современной системы образования/П.Н. Гапонюк: Автореф. дис. … д-ра пед. наук М., 2011- 50 с
  1. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-i-optimizatsii-gosudarstvenno-obschestvennogo-upravleniya-na-urovne-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya#ixzz2xWkAjGsi
  2. Попов, Н. Д. Организационно-педагогические условия реализации принципа государственно-общественного управления в образовательном социуме региона (на примере ЯНАО)/ Н.Д.Попов: Дис. … канд. пед. наук- Тобольск, 2006. 181 с.
  3. Саенко, Т. В. Государственно-общественное управление муниципальной образовательной системой /Т.В.Саенко- Пятигорск: ПГЛУ, 2008. 188 с.
    ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ-273 И ФГОС
    в статье на основе определения понятия «государственно-общественное управление» предложены структуры государственно-общественного управления в дошкольной образовательной организации. Автором предложены механизмы реализации государственно-общественного управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
    Written by: Шумахер Елена Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook