28 Апр

ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАДРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Данные отечественной и мировой статистики свидетельствуют о том, что большое число предприятий малого бизнеса уходит с рынка в первые годы своего существования, не выдержав конкуренции. При этом характерен и противоположный тренд: ежегодно появляются новые предприятия, и тенденция к росту числа компаний малого бизнеса сохраняется. Устойчивость предприятия малого бизнеса во многом определяется его конкурентоспособностью, а она, в свою очередь, зависит от качественной, квалифицированной управленческой деятельности специалистов. При этом важно понимать и учитывать, что важной составляющей эффективности управления малым бизнесом в современных условиях нестабильной экономической ситуации и высокой конкуренции является широкое привлечение сотрудников компании к управлению. Малое предприятие имеет в своем составе руководителя-собственника и, как правило, от 1 до 3 сотрудников, которые могут брать на себя управленческие функции, делегируемые руководителем [3]. Данный факт определяет необходимость целенаправленного формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса.

Изучение научной литературы в области теории управления, компетентностного подхода, теории и практики повышения квалификации кадров, нормативных документов, а также личный опрос успешных руководителей предприятий малого бизнеса позволили выделить характерные требования к управленческой компетенции кадров малого бизнеса, которые вытекают из требований рынка и основных функций профессиональной деятельности управленца на малом предприятии. Эти функции следующие: специалист, организатор, администратор, коммуникатор, представитель [5].

На основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых в области компетентностный подхода было выявлено понимание существа компетентности как качественной характеристики профессиональной подготовленности специалиста по должностному назначению, а компетенции как подготовленности, обеспечивающей продуктивное выполнение частных профессиональных функций специалистом [5]. Это позволило определить управленческую компетенцию кадров малого бизнеса как способность и готовность кадров малого бизнеса реализовывать управленческий потенциал в обеспечении функционирования малого бизнеса. Способность характеризуется подготовленностью кадров малого бизнеса к управленческой деятельности и представляет собой совокупность: профессиональных, финансово-экономических и управленческих знаний; владения управленческими технологиями, опыта управленческой деятельности. Готовность — предрасположенность решать управленческие задачи в изменчивых рыночных ситуациях, обеспечивая устойчивость и развитие малого предприятия, и определяется развитостью качеств личности, необходимых для управленческой деятельности (интеллектуальных, психоэмоциональных, волевых, коммуникативных) [5].

Основными компонентами управленческой компетенции являются: когнитивный, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, личностный, а критериями: уровень знаний, мотивация и ценности, владение управленческими технологиями, развитость личностных качеств [5]. Опираясь на выделенные критерии и соответствующие им показатели, а также по итогам диагностики специалистов малых предприятий, имеющих различный опыт управленческой деятельности, были определены характерные уровни проявления управленческой компетенции кадров малого бизнеса: репродуктивный, адаптивный, менеджерский. Это послужило основой для разработки образовательных программ, направленных на формирование управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации. Но предварительно нами был проведен анализ существующей системы повышения квалификации для кадров малого бизнеса.

На базе Федерального Закона № 209-ФЗ от 24 июля 207 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» во всех регионах РФ реализуются различные программы поддержки малого бизнеса: финансовые, юридические, административные, а также программы в области подготовки кадров, в частности в области повышения их профессиональной и управленческой компетенции. Для этих целей организуются учебно-деловые центры, бизнес-курсы, агентства по поддержке малого предпринимательства, технопарки, что свидетельствует о формировании для этой группы работников системы повышения квалификации [3].

При этом изучение опыта деятельности образовательных учреждений в системе повышения квалификации кадров малого бизнеса показало, что существующая система не всегда учитывает специфику повышения квалификации специалистов малого бизнеса, требующей особого подхода, основанного на удовлетворении реальных потребностей слушателей, опирающегося на особенности и возможности обучающихся, учитывающей разнообразие их профессиональной деятельности и управленческого опыта [4]. Опрос руководителей, преподавателей и слушателей образовательных учреждений системы повышения квалификации, руководителей компаний малого бизнеса, опросы прошедших обучение специалистов позволил выявить проблемы и характерные трудности в образовательном процессе по формированию управленческой компетенции кадров малого бизнеса, среди которых хотелось бы отметить следующие: обучающихся недостаточно ориентируются в сущности и содержания управленческой компетенции; зачастую слушатели не осознают необходимости в повышении своей управленческой квалификации; низкая мотивация к обучению и собственному профессиональному развитию как управленца; у слушателей отсутствуют навыки самоанализа: они не замечают и не осознают проблем  в собственной управленческой деятельности,  а относят их к проблемам окружающих или внешним факторам среды; обнаруживаются проблемы в последующем практическом применении полученных знаний и навыков; часто происходит дублирование учебного материала: обучающиеся вынуждены изучать такой материал, с которыми уже знакомы; слушатели не владеют инструментами образовательной деятельности; практически не уделяется внимание социально-психологической адаптации обучающихся в новой для них образовательной среде.

Приступая к формированию управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации необходимо принимать во внимание известные и подробно раскрытые в теории педагогики противоречия в образовательном процессе взрослых людей, которые оказывают влияние на позицию, занимаемую ими в процессе обучения, а именно: между статусом обучающегося (социальным, профессиональным, возрастным)  и  ролью (временной) ученика; между восприятием себя в качестве состоявшегося и самостоятельного профессионала в своей сфере деятельности и необходимостью зависимого контакта с другим профессионалом, выступающим в роли учителя; между необходимостью признания противоречия между имеющейся профессиональной компетентностью, которая является основой стабильности личности и собственной некомпетентностью в области, которая составляет предмет обучения [1].

Вышеизложенное позволяет сделать предварительный вывод, что для кадров малого бизнеса повышение квалификации является новой жизненной ситуацией, иногда сложной и противоречивой, которая требует дополнительной поддержки, сопровождения, с тем, чтобы помочь обучающимся справиться с возникающими противоречиями, создать условия для более успешного преодоления возникающих трудностей, сделать образовательный процесс более эффективным.

Анализ научно-педагогической литературы [2], изучение опыта деятельности конкретных образовательных учреждений системы повышения квалификации кадров малого бизнеса, оценка и анализ получаемых результатов (путем опроса руководителей и менеджеров малых предприятий, анализ эффективности управленческой деятельности после обучения) позволили выявить факторы, оказывающие влияние на формирование управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации.

К первой группе факторов, которые можно определить как  внешние, относятся: развитость системы повышения квалификации и ее и доступность для кадров малого бизнеса; опыт и авторитет образовательных учреждений, занимающихся повышением квалификации кадров малого бизнеса; востребованность и доступность программ обучения для кадров малого бизнеса; наличие квалифицированных педагогических кадров, способных эффективно осуществлять образовательную деятельность и педагогическое сопровождение при работе с кадрами малого бизнеса; развитость социального партнерства в процессе реализации программ обучения, связь обучения с практикой.

Ко второй группе факторов — внутренним — относятся: образованность кадров малого бизнеса, их индивидуальные особенности, определяющие потребности в образовании в области управления и отношение к обучению; имеющийся профессиональный и управленческий опыт; предрасположенность к управленческой деятельности, мотивация  и стремление к росту в качестве управленца; способность прогнозировать проблемы и трудности в деятельности в качестве управленца, готовность самостоятельно их преодолевать; мотивация и активность в обучении; способность понимать существо трудностей, возникающих в процессе обучения, умение их преодолевать; готовность к изменениям на личностном, профессиональном и социальном уровнях, готовность и способность самостоятельно преодолевать возникающие при этом трудности.

Выявленные факторы оказывают существенное влияние на формирование управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации, в частности внутренние факторы, способствующие успешному овладению учебной программой по формированию управленческой компетенции и преодолению возникающих трудностей в обучении, и диктуют необходимость целенаправленного педагогического сопровождения формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации, направленного на повышение  эффективности образовательного процесса, наиболее полное удовлетворение потребности слушателя в овладении управленческой компетенцией, оказание помощи в овладении инструментарием учебной деятельности с учетом образовательной программы, содействие накоплению опыта самореализации в управлении, что, в свою очередь требует раскрытия сущности и содержания педагогического сопровождения формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации и последующей разработки технологии его реализации.

Список литературы:

  1. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования / С.Г. Вершловский // Педагогика. — 2003. — № 8. — С. 3-8.
  2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2013. – С. 718-761.
  3. Островский, А.В. К вопросу успешности управленческой деятельности в сфере малого бизнеса / А.В. Островский // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. междунар. науч.-прак. конф.: В 2 т. / отв. ред. А.А. Потапов. – Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. – Т.2. – С. 241-244.
  4. Островский, А.В. Повышение квалификации кадров малого бизнеса в условиях новой экономики / А.В. Островский // Вестник Академии права и управления. – 2014. – № 35 – С. 176-181.
  5. Островский, А.В. Содержательная характеристика управленческой компетенции кадров малого бизнеса / А.В. Островский // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 2. – С.  466-474.
    ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАДРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    В статье рассматривается сущность и содержание управленческой компетенции кадров малого бизнеса, содержится анализ трудностей, раскрываются факторы, влияющие на формирование управленческой компетенции в системе повышения квалификации, обосновывается необходимость педагогического сопровождения формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации.
    Written by: Островский Александр Валентинович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/19/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook