28 Ноя

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. В педагогической практике возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в инновационной системе развития личности.

Несмотря на то, что способность к творческой деятельности дается человеку от природы, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенного в нем творческого потенциала (М.Н. Скаткин). Формирование творческих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности. Возможности развития творческого потенциала ребенка в полной мере предоставляет дополнительное образование, которое в последнее время наряду с общеобразовательной школой, активно включается в процесс воспитания и развития детей.

Материал и методика исследований. Методологические основы исследования строятся на основе анализа научной литературы по данной теме с использованием наработанного педагогического опыта в системе дополнительного образования с целью выявления необходимых данных для научного исследования по проблеме формирования творческого потенциала личности.

Результаты исследований и их обсуждение. Творческий потенциал личности в психологии и педагогике рассматривается как сложное многоаспектное явление, находящее свое выражение в когнитивных, личностных и творческих проявлениях человека, способствующих становлению творчества. Понимание его сущности раскрывается через анализ процесса художественного творчества, посредством которого формируется творческий потенциал личности (Л. С. Выготский, В. С. Кузин, А. А. Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон и др.).

Художественное творчество является одним из видов деятельности, в котором возможно наиболее эффективное формирование художественного потенциала личности (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, М. С. Каган, В. И. Кириенко, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, Ю. А. Полуянов и др.). В художественно-творческой деятельности такой потенциал проявляется, прежде всего, в стремлении личности запечатлеть и выразить свои переживания, чувства и мысли в художественном образе. В процессе его создания происходит выражение внутреннего мира личности как субъекта творчества, самопознание ею своих индивидуальных возможностей, субъективных качеств.

С точки зрения психологии, важная особенность художественного образа – способность влиять на целостность восприятия содержания произведения и переживаний личности. Через художественный образ переживания способны войти в резонанс с внутренним миром воспринимающего и вызвать в нем соответствующее эмоциональное состояние, на фоне которого происходит усвоение определенных ценностей, идеалов и установок (В. П. Бранский, Л. Салямон). Прочность их усвоения зависит от того, насколько они пережиты. Эмоциональное переживание художественной идеи позволяет личности приобретать определенный эмоциональный опыт, который фиксируется на подсознательном уровне и проявляет себя позднее в поведении человека уже в реальных жизненных ситуациях (Л. С. Выготский). Таким образом, основная функция художественного образа заключается в способности регулировать потенциальное поведение воспринимающего его человека, изменяя его отношение к окружающей действительности.[1]

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что художественный образ может являться средством реализации творческого потенциала личности, формирование которого возможно при определенных условиях в художественно-творческой деятельности.

Теоретическое исследование последних представлений о творческом потенциале позволяет выделить различные подходы к его определению:

 — творческий потенциал как процесс человеческой активности, выполняющий преобразующую функцию и являющийся отражением глубинной сферы психических процессов индивидуума, основой внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения (Р. Л. Арнхейм, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, О. И. Никифорова, Я. А. Пономарев);

 — творческий потенциал как художественно-эстетическое отношение личности, проявляющееся по отношению к художественной картине мира окружающей действительности (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Б. С. Мейлах, А. А. Мелик-Пашаев, С. Х. Раппопорт);

 — творческий потенциал как процесс художественного восприятия (С. Н. Беляева – Экземплярская, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. А. Корсунский, А. Г. Костюк, З. Н. Новлянская, О. И. Никифорова).

— творческий потенциал как уровень и содержание художественных потребностей личности, способ их удовлетворения (М. С. Каган).

Анализ и обобщение теоретических исследований позволяют нам рассматривать творческий потенциал личности как скрытую возможность художественного преобразования воспринимаемой действительности в художественный образ.

 В качестве компонентов структуры творческого потенциала личности определены следующие: эмоциональная направленность личности (практическая, эстетическая, романтическая); творческое мышление; особенности зрительного восприятия (способность выбирать главное); образное представление окружающей действительности; эмпатия.

Основываясь на исследованиях (В. Н. Дружинина, Л. Б. Ермолаевой-Томиной, В. П. Зинченко, В. С. Кузина, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева и др.) о развитии и формировании творческого потенциала личности в художественно-образовательной деятельности мы определяем следующие психолого-педагогические условия его развития:

 — создание творческой среды (предметно-информационная обогащенность, отсутствие установления лимита времени для выполнения творческих заданий, организация креативного взаимодействия в группе), направленной на развитие эстетического восприятия личностью предметов и явлений окружающей действительности;

 — организация творческого процесса (творческая личность педагога, формирование потребности личности в творческом выражении эмоционального отношения к окружающей действительности средствами изобразительного искусства, эмоциональный настрой на творческий поиск, наличие проблемных ситуаций, создание непринужденной обстановки), ориентированного на художественно-эстетический опыт личности;

 — творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса, основанное на принципах гуманистического и личностно ориентированного общения (позитивное подкрепление всех идей и ответов учащихся, создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия, ситуации успеха).

В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Современная система дополнительного образования — это дополнение к внешкольной работе, а строится оно как и все виды образования по определенным программам, которые необходимы для воспитания и развития личности каждого ребенка. Современная система дополнительного образования уже на ранней стадии обучения в ней ребенка может носить профессиональный характер. Его ценность в том, что оно способствует реализации общего базового образования и помогает в профессиональном самоопределении учащихся. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся:

— в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

— в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

— в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

— в возможности получить допрофессиональную подготовку. [2]

Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармоничных отношений человека с миром, является формирование творческого потенциала личности, в процессе которого активизируется творческая деятельность индивида и максимально реализуются потенциальные возможности его внутреннего мира.

Главной слабостью современного образования является его недостаточное воздействие на творческий потенциал учащихся. Поэтому особой заслугой современной педагогики можно считать успешную разработку и внедрение в практику методов развития творческих способностей учащихся (А. Бодо, Ж. Берре, А. Моль). Классификация творческих способностей дается, в частности, в работе А.Н. Лука. Способам развития творческого потенциала посвящены работы М.А. Прокофьева, С.А. Изюмовой, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова и др.

Анализ психолого-педагогической и философской литературы показал, что имеется значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий проблемы развития учащихся в условиях дополнительного образования. Вместе с тем, следует отметить, что недостаточно выявлены возможности для развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Проблема исследования обусловлена тем, что в педагогике не получил должного освещения вопрос о новом статусе учреждений дополнительного образования как инновационной сферы, выявляющей «зону ближайшего развития» детей (Л.С. Выготский), вариативного образования как мощного средства формирования творческого потенциала личности. Преобразование внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования поднимает ряд проблем. В их числе: разработка программы развития образовательных учреждений данного типа; разработка и освоение методик анализа эффективности деятельности учреждения дополнительного образования; обновление программно-методического материала; разработка системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для учреждений дополнительного образования.

            В современной системе дополнительного образования обучение остается ориентированным скорее на формирование навыков учащихся в использовании художественно-выразительных средств изобразительного искусства. При этом раскрытие и понимание внутреннего мира личности как совокупности субъективных смыслов, образов и переживаний остается не реализованным. Поэтому в системе дополнительного образования особого внимания заслуживает создание обоснованных методов, обеспечивающих полноценное формирование творческого потенциала личности, способной средствами искусства осмысливать современный окружающий мир.

Помимо этого, остро стоит проблема изучения психолого-педагогических условий, которые позволили бы личности творчески активизироваться в художественно-образовательном процессе, развить и в последующем реализовать свои потенциальные возможности.

Таким образом можно выделить следующие характерные черты системы дополнительного художественного образования, по которым формируется творческий потенциал учащихся:

  1. Выявлена сущность творческого потенциала личности и составляющих его компонентов. Ими являются творческие способности личности; уровень воспитанности личности; интегральные качества личности (целеустремленность, трудолюбие, воля и т.д.).
  2. Успех воспитания творческого потенциала учащихся во много зависит от своевременной диагностики уровня сформированности творческих качеств личности. Критериями служат интерес к творчеству и творческим личностям; потребность в творческой деятельности; способность создавать новое; результаты творческой деятельности.
  3. В учреждениях дополнительного образования творческая деятельность может осуществляться на нескольких достаточно высоких уровнях: интуитивно-творческом; репродуктивно-творческом; частично-креативном; креативно-поисковом; собственно-креативном; креативно-теоретическом; креативно-обобщающем; креативно-исследовательском.
  4. К показателям эффективности формирования творческого потенциала личности в системе дополнительного образования можно отнести появление новых свойств и процессов психики учащихся. Они приобретают такие качества, как повышение устойчивости внимания, расширение объема памяти, повышение уровня развития креативного и дивергентного мышления.

Сложившийся за годы опыт формирования творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования средствами художественно – эстетической деятельности нуждается в обобщении и систематизации, создании инновационных педагогических технологий и моделей, способствующих повышению эффективности применяемых программ и методов.

Одной из самых эффективных на сегодня методологий творчества является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Создание системы упражнений на основе данной теории позволяет существенно увеличить вероятность решения нестандартных, творческих задач. Проделанная работа была посвящена выявлению и формированию творческих способностей путем выполнения творческих заданий. Нами была разработана серия занятий по композиции на базе Чебоксарской детской художественной школы № 4 им. Э. М. Юрьева. (г.Чебоксары, Чувашская Республика). Программа занятий была выстроена по трем направлениям:

  • Интуитивное рисование;
  • Рисование по представлению;
  • Рисование под музыку.

Интуитивное рисование.

В начале 19 века этот метод предложил английский художник Дж. М. У. Тернер. Интуитивное рисование – это путь от подсознания к сознанию, от хаоса к упорядоченности, от фрагментарности к целостности. Это путь к озарению, источнику, откуда художник черпает фантазию для своего творчества.

Рисование по представлению.

Особенность этого вида рисования состоит в том, что изображаемый предмет в момент исполнения рисунка отсутствует. То есть художник свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет в любом ракурсе и освещении, выбирая то, что необходимо по замыслу. Рисование по представлению тоже развивает поразительные способности.

Рисование под музыку или «Дети рисуют музыку».

Эта своеобразная методика связана с «зарисовыванием» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном это абстрактные композиции).

Циклы занятий включали в себя соответствующие этим трем методам темы заданий:        Встреча с чудом;

 Игра в предметы;

Музыкальные фантазии.

В ходе выполнения этих творческих работ нами была разработана и апробирована методика пофазного развития творческих способностей с помощью вышеперечисленных методов. Работа осуществлялась в соответствии с фазами творческого процесса и была направлена на формирование положительного мотивационного компонента, через интерес к творческой деятельности, обогащение эмоционального и художественного опыта детей, совершенствование восприятия и развитие образного видения.

В связи с вышесказанным мы отмечаем несколько моментов, важных для обучения на уроках изобразительной деятельности.

  1. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
  2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных творческих задач. Тогда приобретенные навыки становятся гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
  3. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.

Таким образом, благодаря такому подходу к работе с учащимися, мы имеем множество возможностей для развития творческого потенциала. Они позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяют контекст деятельности; выступают как эффективные средства созданию мотива к рождению чего-то нового; способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Педагогу на своих уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить. Поэтому в связи с этим мы можем сделать вывод, что необходимо ориентировать педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов реализации творческих интересов учащихся в любом виде изобразительной деятельности.

Резюме. Формирование творческого потенциала требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и практическими навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.

Сложившийся за многие годы опыт формирования творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования средствами художественно – эстетической деятельности нуждается в обобщении и систематизации, создании инновационных педагогических технологий и моделей, способствующих повышению эффективности применяемых программ и методов. Трудоемкость развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования приводит к необходимости создания комплекса методических разработок, экспериментальных программ, диагностических методик мониторинга качества образования в учреждениях дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асфаров, О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та,. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352с. (С. 176 – 185)
  3. Коган, Л.Н. Художественный вкус/Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1966. – 422 с.
  4. Овсянников, М.Ф. Краткий словарь по эстетике/М.Ф.Овсянников. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во: АСТ, Транзиткнига, Астрель, 2004.
    ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    В статье рассматриваются основные особенности системы дополнительного образования. Показаны возможности системы в развитии творческого потенциала обучающихся. Раскрываются критерии и показатели сформированности художественно-творческих способностей.
    Written by: Анварова Ольга Вадимовна, Рязанцева Ирина Михайловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook