30 Янв

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТЕ ОБЖ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Социально-экономические преобразования в России за последние годы привели к потребности в специалистах, обладающих определенными компетенциями. У выпускников образовательных учреждений требуются конкретные, сформированные качества личности, которым уделяется все большее внимание. Задачи по формированию таких качеств поставлены и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте обучения (ФГОС). Основными качествами будущих специалистов должны быть: способность к самообразованию, самосовершенствованию и повышению своего профессионального уровня; умение использовать свои знания и навыки в новых, постоянно изменяющихся условиях; конкурентоспособность и коммуникабельность; творческое отношение к своей профессиональной деятельности; самостоятельность и ответственность.

Поэтому важным является не только овладение студентами ключевых понятий и возможностей будущей специальности, составляющих основные научные и профессиональные знания, но также формирование необходимых качеств личности. Эти ключевые понятия возможностей будущего специалиста в его профессиональной деятельности и личностные качества называют компетенциями. Именно с формированием компетенций на данном этапе связывают тенденции развития современного образования по новому Федеральному государственному образовательному стандарту.

Компетенции определяются, как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», они должны способствовать социальной мобильности выпускника и устойчивости на рынке труда [5].

Компетенции подразделяются в новом образовательном стандарте на профессиональные и общекультурные. Их можно и необходимо формировать в ходе изучения любой дисциплины. В понимании дисциплины ОБЖ общекультурные компетенции можно рассматривать, как способность проявлять инициативу в ситуации риска, ответственность, способность разрешать проблемные ситуации, готовность к социальной мобилизации и адаптации в нестандартной ситуации, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей в любой сфере деятельности [6].

Существует два направления методов в педагогических технологиях, используемых для формирования компетенций: традиционное и инновационное.

К наиболее распространенным традиционным методам обучения относятся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический, исследовательский, словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические работы, методы стимулирования и мотивации обучения, методы контроля и самоконтроля и др. [4]. Традиционные методы обучения используются на протяжении многих лет и не требуют разъяснения по их содержанию.

Система организации образовательного процесса для формирования компетенций при инновационном обучении должна включить в себя следующее:

  • активизацию деятельности преподавателя как помощника в развитии личности студента;
  • активизацию процесса поисковой мыслительной деятельности обучающихся в связи с изменением способов организации технологии получения знаний;
  • широкое использование групповых форм обучения с целью развития социальных, коммуникативных и других качеств личности, свойственных отдельным общекультурным компетенциям.

В качестве основных инновационных методов и форм обучения, которые необходимо использовать в образовательном процессе при формировании профессиональных и общекультурных компетенций, необходимо рассматривать: проблемное обучение, информационные компьютерные педагогические технологии, блочно-модульное обучение, элементы педагогического менеджмента, интегрированное обучение, метод проектов, внеаудиторные мероприятия, дистанционное обучение и другие. В данном процессе большое значение приобретают активные методы обучения и личностная направленность профессионального образования, что, в конечном счете, активизирует развитие индивидуальных качеств будущих специалистов любой сферы деятельности, в том числе профессиональных, творческих, коммуникативных, гражданских и позволит им стать полноправными членами общества [2]. Активный метод обучения — это форма отношений студентов и преподавателей, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия на равных правах. Студенты являются при этом не пассивными слушателями, а активными участниками. Наиболее современная форма активных методов — интерактивные методы, ориентированные на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения.

Для формирования компетенций у студентов необходимо не только применять активные методы обучения, но и делать определенный подбор индивидуально направленных заданий с учетом возможностей каждого студента и целей занятий. Опыт проведения занятий показывает, что в настоящее время — время активного процесса информатизации общества — необходимо интенсивнее использовать в обучении информационные компьютерные технологии, способствующие личностно-направленному обучению. Информационные технологии (ИТ) обучения обладают рядом функций, которые позволяют активизировать педагогический процесс формирования компетенций и сделать его более эффективным: обучающей, развивающей, активизирующей, формирующей, информационной, управленческой, контролирующей, эмоционально-мотивационной, прогностической, моделирующей, познавательно-иллюстрирующей, телекоммуникационной [7]. Информационные технологии обучения можно рассматривать как разновидность педагогических технологий, позволяющих сформировать определенные профессиональные и личностные качества у студентов. Они подразделяются на технологии декларативного и процедурного типов, а также характерные для современного бизнеса. К первой группе относятся [1]:

  • декларативные технологии с использованием мультимедийных обучающих уроков на CD-дисках, презентаций, рекламной информации, учебных баз данных, компьютерных лекционных курсов, а также применение компьютерного тестового контроля с программными и аппаратными средствами для их создания; возможности локальной или корпоративной вычислительной сети образовательного учреждения при организации учебного процесса;
  • технологии процедурного типа с использованием программных средств компьютерного моделирования для решения управленческих задач, пакетов прикладных программ, тренажеров, лабораторных практикумов; дистанционное обучение.

Ко второй группе относятся информационные технологии с использованием:

  • специального программного обеспечения, применяемого в различных сферах деятельности;
  • Интернет-технологий для поиска информации на серверах и в информационных системах;
  • корпоративных информационных систем вузов или колледжей, позволяющих создать для каждого обучающегося свое рабочее место (виртуальный кабинет), где он может получать задания от преподавателей, воспользоваться наличием литературы из электронной библиотеки.

Важным направлением, способствующим формированию компетенций с использованием информационных технологий, является также дидактический материал, который может быть представлен не только в виде лекций или заданий на бумажных носителях, но и виде мультимедийных дисков с обучающими уроками или с обучающими программами; специально разработанные программные средства для проведения занятий по определенным дисциплинам; компьютерные тесты и т.д. Такой материал может использоваться при организации работы в компьютерных информационных системах, в которых задания для студентов помещаются на сервере и могут быть взяты в любое удобное для них время [2].

Формирование компетенций с использованием возможностей информационных технологий происходит не только в ходе обучения различным дисциплинам или отдельным темам занятий, но и при проведении различных внеаудиторных мероприятий.

Так в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», можно применять информационные технологии при проведении социологических исследований с использованием персональной компьютерной техники; визуализации данных, полученных в ходе выполнения практических заданий; подготовке рефератов и презентаций для докладов на занятиях или конференциях; при проведении компьютерного тестирования, а также при использовании Интернет-технологий для поиска нужной информации.

В качестве педагогических технологий можно рассматривать:

  • внеаудиторную групповую самостоятельную работу студентов;
  • самостоятельное (аудиторное и внеаудиторное) индивидуальное выполнение ситуационных заданий;
  • использование метода проектов;
  • метод «мозгового штурма»;
  • оформление отчетов по итогам выполненных работ с контролем и оценкой результатов;
  • обсуждение итогов выполнения работ в виде дискуссий, на семинарах, круглых столах с подготовкой презентаций или нужного демонстрационного материала;
  • подготовка рефератов и выступлений на круглых столах, открытых уроках или конференциях с визуализацией итоговых результатов;
  • поиск требуемой информации в электронных библиотеках, серверах с применением Интернет-технологий.

Анализ формирования компетенций с использованием информационных технологий позволил установить, что наиболее интенсивно они формируются при выполнении проблемно-ситуационных заданий, привлечении студентов к научно-экспериментальной работе, разработке проектов, подготовке выступлений на конференциях, при работе научных клубов, кружков [2].

Так в дисциплине ОБЖ при использовании метода проектов можно  применять средства поиска информации по сети Интернет; ее визуализацию в виде диаграмм, графиков, рисунков; проводить анализ и обработку данных на компьютерах; подготовку презентаций, докладов для выступлений по тематике проектов. Все это повышает профессионализм студентов, активизирует познавательную деятельность, способствует лучшему усвоению методов работы с информацией, формирует самостоятельность, ответственность, способность решать проблемные ситуации, оценивать накопленный опыт и другие компетенции [3].

На основании анализа условий формирования компетенций не только в дисциплине ОБЖ, но и в других, можно разрабатывать рекомендации по корректировке учебно-воспитательного процесса:

  • активнее проводить работу в научно-практических кружках, семинарах, конференциях;
  • эффективнее использовать в учебном процессе возможности информационных технологий с подготовкой специального дидактического материала и применения различных педагогических технологий;
  • вести подготовку самого преподавательского состава для применения информационных технологий, компьютерных средств, современных методов интерактивного обучения и т.д.

Практика подтверждает, что формирование компетенций повышает качество обучения студентов, что отвечает требованиям нового ФГОС.

Кроме того, направленность обучения на формирование компетенций у студентов позволяет:

  • «оживить» весь учебно-воспитательный процесс с необходимостью активизации проведения различных внеаудиторных мероприятий;
  • усилить практическую направленность обучения с использованием ситуационных заданий и решением конкретных практических задач на персональных компьютерах;
  • приблизить содержание предметного обучения к повседневной жизни студентов, их реальным проблемам;
  • повысить роль учебного процесса в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности;
  • повысить степень мотивации у студентов к обучению;
  • сформировать активную позицию в жизни и деятельности выпускников;
  • сформировать способность отстаивать свою точку зрения, умение вести доказательную беседу, гармонизировать социальные отношения;
  • сделать труд преподавателя больше как организатора в самостоятельном процессе обучения студентов;
  • увеличить долю индивидуального самообразования с переносом акцентов на использование различных способов работы с информацией.

В итоге можно сказать, что профессиональные и общекультурные компетенции проходят через всю жизнь выпускника любого общеобразовательного учреждения и формирование компетенций является необходимым условием улучшения качества образования, отображает его современные тенденции развития и благоприятно сказывается на повышении конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда и при их устройстве на работу. Конечно, во многом процесс формирования компетенций зависит от подготовленности самого преподавателя, от наработанного им дидактического материала, от умения применять различные педагогические технологии, от использования различных, в том числе и компьютерных, способов контроля. Это требует постоянного самосовершенствования, что создает определенное напряжение и трудности, но и представляет профессиональный интерес.

 

Список литературы:

  1. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М., Пед. общество России, 2005. – 192с.
  2. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза. Дисс. …канд. пед. наук. Москва, 2008. 327с.
  3. Зуев А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе/А.М. Зуев//ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2014.-№1.-С.36-41.
  4. Казакова, А.Г. Методические рекомендации «Современные педагогические технологии» / А.Г. Казакова. – М.: ИПК СК — 2002. – 41с.
  5. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. — М., 2007. -23с.
  6. Суворова Г.М. Общекультурные компетенции студентов специализации по безопасности жизнедеятельности / Роль курсов ОБЖ и БЖ в достижении целей новых ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. г. Сергиев Посад, 2012. – 112с.
  7. Туева С.С. Повышение эффективности использования компьютерных технологий в обучении студентов гуманитарных вузов: Дисс … канд. пед. наук. – М., 2002. –205с.
    ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТЕ ОБЖ
    Written by: Зуева Елена Григорьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook