26 Мар

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Воспитание подрастающего поколения ответственная и чрезвычайно важная задача педагога. Для того, чтобы обучать и воспиты­вать подрастающее поколение, учителю необходимы разносторонние знания, определенные умения и навыки, а кроме того педагогические спо­собности.

Что же собой представляют педагогические способности, ка­ково их содержание? Под педагогическими способностями следует понимать совокупность свойств человеческой личности, отвечающей требова­ниям педагогической деятельности и обеспечивающей легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких по­казателей [1, c. 8].

В структуру педагогических способностей входят различные компоненты: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черта характера, педагоги­ческий такт, распределенное внимание, организаторские способ­ности.

Можно выделить  основных этапы в формировании педагогических способностей:  обучение в школе, колледже, лицеях, высшее образование.

В период обучения в школе, колледжах, лицеях создаются благоприятные условия для всестороннего развития способно­стей учащихся, как общих, так и специальных и для форми­рования профессиональной направленности, в том числе педаго­гической направленности и педагогических способностей. О будущей профессии некоторые учащиеся начинают мечтать и думать в очень раннем возрасте и вплоть до поступления в профессио­нальное учебное заведение. Профессиональная направленность у учащихся формируется под влиянием всех собы­тий общественной жизни, под воздействием личности учителя и изучения учебных предметов в школе, колледжах, лицеях. На разных этапах развития учащихся, содержание педаго­гической направленности различно. Интерес к педагогической профессии возникает часто из стремления подражать любимому учителю и быть таким, как он, заниматься тем же делом. Отсюда часто стремление стать в будущем учителем. Следствием этого является интерес к педагоги­ческой профессии, а в дальнейшем и поступление в высшее педагогиче­ское учебное заведение. Истоки формирования педагогических способностей лежат в школе, в активном участии в жизни школьного коллектива, класса.

Необходимость учителя решать организационные и воспита­тельные задачи способствует приобретению организаторских навыков и умений, накоплению психолого-педагогических зна­ний об учащихся, дающих возможность уже на этой стадии осущест­влять индивидуальный подход к ним. Здесь же начинают фор­мироваться и такие черты характера, как выдержка, требова­тельность, чуткость и другие, необходимые для успешной педа­гогической деятельности. Однако формирование указанных педагогических свойств во многом зависит от системы воспитательной работы учителя.  Организаторские способности, такт, требовательность к себе нужны не только в педагогической профессии. Поэтому эти ка­чества необходимо развивать у учащихся независимо от их профессиональной направленности.

Новый этап в формировании педагогических способностей начинается с поступления в высшие профессиональные образовательные учреждения. Это период овладения научными знаниями, формирования мировоззрения, педагогических убеждений, педагогической направленности и способностей. Задачи высших учебных заведений были бы срав­нительно просты, если бы туда поступали люди, уже имеющие педагогическую направленность и способности. На самом деле это обстоит далеко не так. Так, из 57 опрошенных нами студен­тов 15 выбрали специальность «Информатика и ИТ», из жела­ния стать учителями информатики в колледжах, лицеях, остальные —  исключительно из интереса к компьютерным технологиям, программированию, при отрицательном отноше­нии к профессии педагога. Двое студентов оказались без какого-либо интереса и к компьютерным технологиям, и к педагогиче­ской работе. Среди студентов Наманганского инженерно — педагогического института есть много таких, которые в школе, колледжах, лицеях мечтали о профессии инженера, врача, артиста, а к профессии педагога относились даже с не­которым пренебрежением. Но даже рано сложившаяся и устойчивая педагогическая направленность не всегда означает наличие в достаточной сте­пени развитых педагогических способностей.

Таким образом, среди студентов высших учебных заведений встречаются люди, не имеющие либо педагогической направленности, либо практического опыта общественной ра­боты, либо того и другого. Поэтому одной из важнейших задач высших учебных заведений является формиро­вание у всех студентов педагогической направленности и педа­гогических способностей. Ведь именно выпускники – бакалавры инженерно – педагогических вузов в будущей ведут профессиональную педагогическую деятельности в академических лицеях, профессиональных колледжах. В период обучения в вузе, студентам необходимо серьезно подго­товиться к будущей самостоятельной деятельности. Это, в свою очередь влечет за собой аккуратное посещение лекций, тщательную подготовку к практическим и лабораторным занятиям, пробуждение интереса к дисциплинам педагогического цикла, которые оказывают большое влияние на формирование педагогической направлен­ности. Согласно действующим учебным планам, государственному образовательному стандарту подготовка к педагогической деятельности студентов инженерно-педагогических вузов по направления профессиональное образование, на примере 5111000- Профессиональное образование (5330200-Информатика и информационные технологии) осуществляется целым рядом учебных предметов, каждый из которых нацелен на педагогическую подготовку будущего специалиста [4, c.3] .

Интенсивность выработки навыков и умений и формирования педагогических способностей зависит от организации педагоги­ческой практики. При создании методических указаний для руководителей практики и студентам по проведению педагогической практики, необходимо учитывать различные технологии по проведению лекционных, практических занятий, а также организации внеучебных воспитательных работ. Большое внимание необходимо уделять организации внеучебной воспита­тельной работе. Так как она обширна и студент некоторые стороны может упустить или не придать им должного значения, либо же отнести всю вне­классную воспитательную работу на конец педагогической прак­тики, сократив до минимума время на ее проведение.

Таким образом, формирование педагогических способностей осуществляется в сложном процессе отдачи и приобретения — применения ранее полученных знаний, умений и навыков на практике и извлече­ния из практики новых знаний, выработки новых умений и навы­ков. Формирование педа­гогических способностей совершается в ходе решения многооб­разных педагогических задач, которые ставит перед учителем практика и которые он сам ставит перед собой, исходя из нужд практики и особенностей объекта своей деятельности.

Список использованной  литературы

  1. Абдуллаева О.С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза по направлению «Профессиональное образование» // Молодой учёный — Казань, 2013 — № 10(57) — С.491-493.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 — Профессиональное образование (5330200 — Информатика и информационные технологии).
  3. Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. N 463-I. — Ташкент: «Адолат». 1997.
  4. О.С. Абдуллаева. Современное состояние подготовки будущих учителей информатики к педагогической деятельности.- Журнал «Замонавий таълим». №10 Тошкент 2014 г.
  5. О.С. Абдуллаева. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжей и академических лицеях.- Журнал «Молодой ученный». №19, Казань 2014 г.
  6. О.С. Абдуллаева. Усовершенствование процесса подготовки студентов к педагогической деятельности.- Журнал «Халқ таълими». №1, Тошкент 2015 г.
  7. О.С.Абдуллаева. Формирования умений и навыков у учащихся средних специальных профессиональных образовательных учреждений.- Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». №8(98), Москва 2015 г.
    ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
    В статье описывается формирование и развитие педагогических способностей в процессе непрерывного образования. Также выделяются три основных этапа в формировании педагогически способностей.
    Written by: Абдуллаева Озода Сафибуллаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/24/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook