29 Авг

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ДНЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Многочисленные исследования механизма утомления позволили установить, что продолжительная умственная работа отражается на функциях почти всех систем организма [3, с.25]. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Работоспособность студентов под влиянием учебной деятельности претерпевает изменения, которые наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении учебного года [1, с.97].

Высокий уровень активности зрительной сенсорной системы обеспечивает мгновенную и точную перестройку любой умственной или двигательной деятельности [2, с.27]. Совершенствование функций зрительной сенсорной системы значительно улучшают тактильное и мышечное восприятие. Таким образом, изменение уровня активности зрительной сенсорной системы, так как и частоты сердечных сокращений, является индикатором восприятия человеком физических и психологических напряжений. Учебные нагрузки в течение дня оказывают воздействие, прежде всего на зрительную сенсорную систему организма студентов. Поэтому исследование влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма студентов и явилось предметом наших исследований.

В результате анкетного опроса установлено следующее: учебное время студентов  в среднем составляет 52-58 часов в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка составляет в среднем около 8-9 часов, следовательно, их рабочий день – один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. С учетом того, что работоспособность организма зависит от естественного биологического ритма, учебный день студентов характеризуется разными периодами врабатывания:  так, 37,7 % студентов отнесли себя к «утреннему» типу, это так  называемые «жаворонки», они достаточно легко рано встают, наиболее работоспособны с 9 до 14 часов дня. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это – тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного ВУЗа. Альтернативой выступают студенты  «вечернего» типа – «совы» (28%). Они  наиболее работоспособны во второй половине дня; поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия (зачастую пропуская первую пару); в первой половине дня «заторможены», поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении ВУЗа.

Учебный день студента можно условно разделить на аудиторные занятия и самоподготовку. По мнению студентов, до 60 % времени в течение учебного дня, они проводят сидя, при этом более половины учебного времени (до 40%) за компьютером. По мнению специалистов, исследующих причины и физиологию утомления [2, с. 34], в диагностических целях перспективным является применение субъективных оценок функционального состояния организма. Поскольку симптоматика утомления многообразна, субъективные проявления отражают состояние объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека. Поэтому среди методов оценки утомления рекомендуется использовать методы субъективного шкалирования и разнообразные опросники. В анкетном опросе студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале ощущаемое утомление функциональных систем в конце учебного дня (табл. 1).

Таблица 1.

Субъективно ощущаемая студентами нагрузка в конце учебного дня, (баллы)

 

Показатель

I курс

n = 77

II курс

n = 74

III курс

n = 68

Зрительная сенсорная система 9,7 9,2 9,1
Шейный отдел позвоночника 8,8 9,4 7,3
Поясничный отдел позвоночника 8,4 8,2 8,3
Мышцы спины 7,8 7,6 7,9
Умственное  утомление 8,9 8,8 9,1
Физическое утомление 5,6 6,5 6,7

Данные, полученные при анкетировании студентов, позволили установить функциональные системы и отделы позвоночника, испытывающие наибольшее утомление в динамике учебного дня. К ним относятся: зрительная сенсорная система (процессы восприятия и обработки информации), шейный и поясничный отдел позвоночника.

Для получения объективных данных о функциональном состоянии организма студентов в течение учебного дня, мы фиксировали значение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД с/д) в состоянии  покоя системы (рис. 1), а также показатели зрительной сенсорной системы (табл.2).

Рисунок 1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы организма студентов в течение дня

Исследование латентных периодов зрительно-моторных реакций характеризует тормозно-возбудительные процессы центральной нервной системы (ЦНС). Состояние тормозно-возбудительных процессов предопределяет скорость восприятия информации, которая поступает от сенсорных систем.

Материалы исследования показывают, что у студентов первокурсников наблюдаются достоверные изменения латентное время напряжения (ЛВН) после каждой учебной пары. Так после первой пары показатель ЛВН увеличился на 16,6%, после второй на 11,5% и после третьей на 16,0% (р<0,05). Характерно отметить, что в период перерыва между парами показатель ЛВН имеет тенденцию к восстановлению. Однако с накоплением общей усталости наблюдается достоверное их повышение. Наиболее значительное увеличение показателя ЛВН наблюдается после третьей пары, что с исходным уровнем (до первой пары) составляет 37,8%. Удлинение латентного периода напряжения характеризуется и значительными внутригрупповыми показателями разницы между максимальными и минимальными значениями. Так, если после первой пары разница между максимальными и минимальными значениями составляла

28,6 мс, то после второй пары 32,4 мс, а после третьей 55,2 мс. В конце семестра наблюдается тенденция к меньшему изменению показателей ЛВН в течение учебного дня, что вероятно объясняется естественной адаптацией первокурсников к учебным нагрузкам. Наблюдаются меньшие повышения показателей ЛВН на протяжении учебного дня. Так, после первой пары показатель ЛВН повысился на 9%, после второй – на 7,8%, а после третьей – на 11,2%. Совершенствование адаптационных механизмов способствовало уменьшению разницы внутригрупповых показателей между максимальными и минимальными значениями. После первой пары эта разница составила 22,6 мс, после второй 35,2 мс и после третьей 40,6 мс. Анализируя показатели латентного времени расслабления (ЛВР) зафиксировано, что показатели ЛВР достоверно повышаются в процессе учебного дня. В начале семестра наблюдается достоверное увеличение латентных периодов двигательной реакции. После первой пары показатель ЛВР увеличился на 9,3%, после второй пары на 12,5% и после третьей на 10,9% (р<0,05). В конце семестра динамика показателя несколько стабилизируется и снижается разница между показателями до и после занятий. После первой пары наблюдается повышение показателя ЛВР на 4,2%, после второй на 4,5%, после третьей на 7,5%. Анализируя динамику показателей ЛВР необходимо отметить, что внутригрупповые показатели между максимальными и минимальными значениями достигают от 50 до 75 мс. Материалы исследования свидетельствуют, что студенты первокурсники менее способны к быстрому расслаблению мышц, что вызывает утомление во время удержания сидячей позы в течение учебного дня. Показателем функционального состояния зрительной сенсорной системы является общее количество минимальных разностных порогов ощущения увеличения яркости.

Накопление физического (неподвижное сохранение сидячей позы), психического и эмоционального утомления вызывает снижение количества минимальных приростов ощущения (КМПО) в процессе учебного дня студентов. Установлено, что после первой пары КМПО снизилось на 22,8%, после второй на 15,8%, и после третьей на 18,6% (р<0,05). Значительное напряжение при восприятии зрительной информации нарушает фотохимические процессы в рецепторном аппарате глаза, что вызывает снижение их различительной способности [4, с.35]. Наблюдается значительное повышение внутри-групповой вариативности к концу учебного дня, что связано с увеличением размаха между КМПО максимального и минимального значения. Если после первой пары разница между КМПО максимального и минимального значения составляла 34,8%, то после третьей пары 55,6%. В конце семестра наблюдается некоторая тенденция к стабилизации КМПО, что связано, по всей видимости, с повышением общей адаптации первокурсников к учебным нагрузкам. Установлено, что после первой пары КМПО снизилось на 17,4%, после второй – на 14,2% и после третьей на- 16,7%.

Темновая адаптация является показателем мобильности глазо-двигательного и рецепторного аппарата. Скорость восприятия зрительного ощущения после световой адаптации в полной темноте, является характерным показателем восстановления фотохимических процессов после значительного снижения зрительного пурпура в период засветки глаза. Проведённые исследования темновой адаптации у первокурсников в процессе учебных занятий показали значительные её изменения (табл. 2). В начале семестра установлена такая динамика показателей темновой адаптации. После первой пары период темновой адаптации увеличился на 16,2%, после второй пары на 25,3% и после третьей на 38%.

Таблица 2.

Динамика темновой адаптации зрительной системы студентов в процессе учебного дня

Период контроля Время контроля (с)

M ± m

 

max

 

min

 

V%

 

 

Начало семестра

До 1 пары 23,2 ± 1,3 32,3 18,4 9,3%
После пары 27,4 ± 1,2 35,3 21,3 10.3%
До 2 пары 25,3 ± 1,3 33,2 18,6 10,1%
После пары 32,5 ± 0,8 35,6 22,7 12,5%
До 3 пары 31,2 ± 1,7 38,4 21,7 12,1%
После пары 43,2 ± 1,2 51,4 31,2 14,3%
 

 

Конец семестра

До 1 пары 25,1 ± 1,5 30,1 23,4 7,8%
После пары 27,8 ± 1,1 34,2 18,4 11,7%
До 2 пары 28,2 ± 0,9 36,1 23,7 9,4%
После пары 32,7 ± 1,2 40,1 19,8 12,7%
До 3 пары 31,2 ± 1,8 38,3 47,9 13,6%
После пары 37,7 ± 1,2 44,1 21,2 12,7%

Таким образом, накопление общего физического, эмоционального утомления вызывает замедление реакции распознавания рецепторного аппарата глаза в темноте. Динамика среднегрупповых показателей зависит от разницы между максимальными и минимальными показателями. Так, максимальный показатель после третьей пары увеличился по сравнению с исходным на 54,5%, а минимальный на 27,7%. Несмотря на значительные изменения внутригрупповых показателей, коэффициент вариации колебался в пределах 14,4%. С развитием механизмов общей адаптации первокурсников, в конце семестра наблюдается тенденция к положительной динамике показателей темновой адаптации. В таблице 2 показано, что показатели времени темновой адаптации несколько снизились. Установлено, что после первой пары время показатели темновой адаптации повысились на 14,8%, после второй пары – на 17,2% и после третьей пары – на 21,5%. На фоне незначительного колебания общего коэффициента вариации наблюдаются изменения внутригрупповых показателей. К примеру, максимальный показатель после третьей пары увеличился по сравнению к исходному на 45,7%, тогда как в начале семестра это увеличение составляло 55,3%. Минимальный показатель времени темновой адаптации в конце семестра после третьей пары увеличился на 14,3%, тогда как в начале семестра увеличение времени темновой адаптации составило 18,3%.

Таким образом, проведённые исследования показали, что зрительная сенсорная система является индикатором умственного утомления в процессе учебных занятий. Естественный процесс адаптации стабилизирует показатели функций зрительной сенсорной системы и вызывает меньшие изменения. Результаты исследования представлены в виде допустимых рамок вариативности функционального состояния сенсорных систем, методов контроля функций зрительной сенсорной системы, а также условий, на основании которых необходимо осуществлять коррекцию функционального состояния организма студентов в системе учебного дня.

Выводы: Анализ проведённых исследований свидетельствует, что зрительная сенсорная система является индикатором реагирования организма на различные виды утомления – психического, умственного, физического. Естественный прирост адаптации к учебным нагрузкам снижает уровень функциональных сдвигов зрительной сенсорной системы. Актуальной задачей становится разработка практических рекомендаций по психогигиене умственного труда для студентов.

Список литературы:

  1. Бурень Н.В. Коррекция психофизической подготовленности студентов технических специальностей игровыми средствами / Н.В. Бурень, А.С. Ровный // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч.тр. под ред. Ермакова С.С. – Х: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. — №.1. – С. 97-102.
  2. Макаренко Н. В. Критическая частота световых мельканий и переделка двигательных навыков / Н. В. Макаренко // Физиология человека, 1995.- № 3. – С. 13-17.
  3. Навакатикян А.О. Физиология и гигиена умственного труда / А. О. Навакатикян, В. В. Крыжановская, В. В. Кальниш // – К.: «Здоров’я», 1987. – 152 с.
  4. Ровний А. С.   Сенсорні   механізми   управління   точнісними   рухами людини / А. С. Ровний // – Харків: ХДАФК, 2001. – 220 с.
    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ДНЯ
    Рассматривается проблема адаптации студентов первокурсников к учебным нагрузкам в течение учебного дня. В исследовании принимали участие 67 студентов в возрасте 17-18 лет. Установлено, что зрительная сенсорная система является индикатором реагирования организма на различные виды утомления – психического, умственного, физического.
    Written by: Меженская Марина Ивановна, Нагорная Татьяна Владимировна, Богатко Николай Олегович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook