30 Апр

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Сегодня в нашей стране происходят важнейшие изменения. Становление гражданского общества и правового государства является ключевым направлением процесса преобразования современной российской действительности.  Глобальная трансформация  социально-экономических и политических реалий отразилась и на вопросах воспитания учащейся молодежи. Не случайно приоритет в деле национального возрождения страны отдан формированию гражданина Отечества.

Настоящий гражданин – это человек, который любит Родину, умеет реагировать на происходящие в ней изменения и отстаивать свою принципиальную позицию по ее защите. Гражданская позиция предполагает ответственность за совершенные поступки, обязанности по отношению к самому себе, своим товарищам, семье, коллективу, родному краю.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения должно стать целенаправленным, систематическим и скоординированным процессом в деятельности различных социальных институтов российского общества. Огромный вклад здесь может и должна внести школа.

Воспитание гражданина – кропотливая, многоплановая работа, которая не ограничивается «одноразовыми» акциями и мероприятиями. Подготовить молодого человека к решению важнейших государственных задач, к исполнению функции труженика, а если понадобится – и защитника Отечества, личности, способной отстаивать демократические ценности и идеалы своей Родины, – вот та важная задача, стоящая перед современной школой [4, с. 61].

Одним из важнейших механизмов формирования гражданственности и патриотизма является физическая культура и спорт. Благодаря своей специфике они обладают огромным воспитательным потенциалом, который должен быть использован общественными институтами, и прежде всего учебными заведениями. Целью спортивно-патриотического воспитания должно стать развитие у детей и молодежи социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Не случайно в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения одним из результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования упоминается «принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий» [6, с. 9].

Пропаганда здорового образа жизни, потребность в занятиях физической культурой важны как для взрослых людей, так и для подрастающего поколения. Не случайно наша страна за последние годы стала ареной проведения многочисленных международных соревнований, что можно расценивать как один из способов приобщения граждан России к спорту. Подобное мнение было высказано Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года.  «Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования» [7].

Нам представляется, что не менее значимый эффект в деле гражданско-патриотического воспитания будет иметь рассмотрение вопроса о роли и значении физической культуры в жизни знаменитых людей России. Эти личности могут быть представителями разных исторических эпох, отличаться профессией и социальным происхождением, но тот патриотизм и гражданская позиция, которую они проявляли на протяжении всей своей жизни и деятельности, ни у кого не вызывает сомнения. Тем интереснее и важнее понять истоки их гражданственности, способности преодолевать трудности, возможности создания условий для процветания Отечества.

Высоко расценивали физическое воспитание и спортивные занятия знаменитые отечественные писатели, ученые, педагоги, военные и политические деятели. Среди них мы выделим полководца А. В. Суворова, поэта А. С. Пушкина и президента РФ В. В. Путина. Столь широкий диапазон во времени и в сферах деятельности выбранных персонажей объясняется необходимостью показать влияние спорта для жизни и творчества любого человека.

«Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. Отец его генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, крестник Петра I, мать, Евдокия Федосьевна Манукова, умерла, когда Александру не было еще и 15 лет» [8]. Раннее детство Суворов провел дома, где  получил домашнее воспитание и образование. Юноша был сыном генерала и мечтал лишь о военной карьере, чтобы быть как отец и продолжить семейную традицию.  Однако, будущий великий полководец с рождения был маленького роста, тощим, слабым. Вот тогда и проявились лучшие качества юного Суворова – трудолюбие, упорство, дисциплина. Он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Занимался математикой, картографией и военной историей. Так продвигался к цели будущий генералиссимус Александр Васильевич  Суворов.

Физические упражнения и закаливание укрепили молодой организм, помогли ему стать тем великим полководцем, каким его знает весь мир, прославить в будущем русское воинство, русскую силу, принести честь и славу России. Современники считали его сверхчеловеком. Не удивительно, ведь в возрасте шестидесяти лет «генералиссимус в лютые крещенские морозы занимался обнажённым по нескольку часов, а потом ещё купался в проруби» [3]. В семьдесят лет он совершил знаменитый переход через Альпы. Поход, который прославил его и русскую армию, не был бы возможен без физической подготовки и ежедневных тренировок.

В своей знаменитой книге  «Наука побеждать» Суворов написал изречение: «Кто победил себя, тот стал непобедимым!» Этому правилу он следовал не только сам. Под таким девизом происходило воспитание и тренировка русских солдат. Руководствуясь собственным опытом, Александр Васильевич уделял большое внимание военной подготовке и укреплению здоровья своих воинов. Любой солдат в суворовской армии мог услышать слова, похожие на команду: «Береги здоровье!» Те, кто не следил за своим здоровьем, строго наказывались. Результатом такого воспитания явился следующий исторический факт: «за всю «альпийскую кампанию» никто из наших воинов не простудился, хотя у неприятеля лазареты были переполнены» [3].

Таким образом, великие победы русского оружия под предводительством Александра Васильевича  Суворова явились результатом не только его полководческого гения, но и ежедневных неустанных тренировок простых солдат, воспитанных в духе любви к своему Отечеству, физически подготовленных к самым сложным испытаниям при любых условиях военного времени.

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин с детства увлекался физическими упражнениями, борьбой, проявлением ловкости и силы. По утрам он обычно принимал холодную ванну, купался до глубокой осени в деревне.

В 1811 году юного Сашу Пушкина в числе тридцати других избранных приняли в только что открывшийся Царскосельский лицей. Здесь он проучился шесть лет. Близкий друг поэта И. И. Пущин вспоминает, что в те годы Александр Сергеевич не только упорно учился, но и был мастером бегать, прыгать через стулья, бросать мячик. Расписание занятий включало «вечером в зале – мячик и беготня» [1, с. 362].  По его же воспоминаниям, в лицее преподавали фехтование. Этот предмет был освоен Пушкиным на высший балл, потому что «считался чуть ли не первым учеником у знаменитого фехтовального учителя  Вальвиля» [2, с. 64], преподавателя лицея. Став взрослым, поэт не оставил занятий по этому виду спорта и дрался как на шпагах, так и на рапирах. Не случайно Пушкин считался одним из лучших фехтовальщиков своего времени.

Еще одним обязательным предметом лицеистов была верховая езда, ставшая страстью и огромным увлечением поэта на долгие годы.  Обратимся вновь к воспоминаниям Иван Пущина. Он писал: «…выкроилась для нас верховая езда. Мы стали ходить два раза в неделю в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона постигали нелѐгкую, но необходимую азбуку» [2, с. 82]. После окончания лицея поэт брал уроки верховой езды у известного героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Известно, что ездил Пушкин много и подолгу.

Александр Сергеевич слыл отличным пловцом, хотя научился этому занятию в довольно зрелом возрасте. В 1827 году в России открылась первая школа плавания. По свидетельству современников, поэт был частым посетителем этой школы. Летом он любил купаться в реке или пруду. Когда приходилось бывать в Михайловском, купался в реке Сороти, нырял, плавал. На Неве была устроена купальня, которую нередко посещал литератор.

Не меньшее наслаждение, а порой и соединенное с пользой занятие, находил Александр Сергеевич в обычной ходьбе. Пешие прогулки обогащали его знания при беседе с попутчиками, давали массу впечатлений, пищу для дальнейших  реализаций творческих замыслов Пушкина. Путешествуя и разговаривая с разными людьми, он мог найти общий язык как с представителями высшего общества, так и с простыми мужиками.  Как писал современник, «Пушкин много и подолгу любил ходить; во время своих переездов по России нередко целую станцию проходил он пешком, а пройти около 30 вѐрст от Петербурга до Царского Села ему было нипочѐм» [2, с. 261]. Как видим, физические упражнения, плавание, ходьба приносили ему истинное удовольствие.

В Царскосельском лицее наш поэт научился еще одному занятию – шахматам. Любовь к этой игре он пронес в течение всей своей жизни. Играл много и с переменным успехом. Большое значение, которое придавалось шахматам, проявилось в его желании обучить этой игре Наталью Николаевну. «Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься, — писал Пушкин жене в 1832 году из Москвы. — Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе. Докажу позже» [5, с. 60].

Мы знаем  Александра Сергеевича как величайшего поэта и писателя, как гения русской литературы. За свою недолгую жизнь он сумел много пережить и воплотить свои замыслы в произведения столь мощные  по масштабу и значимости, что можно лишь удивляться его духовной и физической силе. Не каждому дано выдержать подобную нагрузку. Тем важнее осознание необходимости занятий спортом, физической деятельности. Подобно Суворову, ковавшему славу России на военном поле, Пушкин умножал ее, имея свое «оружие» – перо и бумагу.

Каждый исторический период приносит свои спортивные увлечения. XX-XXI века подарили миру такие виды спорта, как горные лыжи, самбо, хоккей, фигурное катание. Многие из них являются популярными в нашей стране, и поэтому тысячи любителей физической культуры поддерживают свое здоровье, занимаясь в различных секциях, клубах и стадионах.

Одним из поклонников физической культуры является Президент Российской Федерации В. В. Путин. Спортом он начал увлекаться с раннего детства, всерьез и надолго. В возрасте 11 лет он переступил порог секции дзюдо. «Я пришёл в дзюдо ещё мальчишкой. И серьёзно увлекся восточными единоборствами, их особой философией, культурой взаимоотношений с соперником и правилами ведения схватки», – вспоминает Путин» [9]. К сегодняшнему дню Президент РФ имеет звание мастера спорта по дзюдо.

Другим, не менее важным для него спортивным увлечением являются горные лыжи. По признанию Путина, катается он с большим удовольствием, отмечая: «Это динамичный, техничный вид спорта и прекрасная возможность активно, с пользой отдохнуть, поддержать физическую форму, получить заряд энергии и хорошего настроения» [9]. Посещая строящиеся олимпийские объекты на Красной Поляне в Сочи, Президент совершал спуски на лыжах, демонстрируя хорошую технику.

В отличие от горных лыж, хоккеем В. В. Путин стал заниматься недавно. «Я два с половиной года назад вообще не мог стоять на коньках. Я считал, что для меня это просто невозможно! Я пытался это сделать один раз, когда ещё активно занимался борьбой», – вспоминает Путин. «Вот это то, что мне нравится» — объясняет Президент своё увлечение этим видом спорта [9].

Плавание также занимает большое место в жизни главы государства. По словам начальника главного медицинского управления, заслуженного врача России Сергея Миронова, плавание у Путина – один из приоритетных видов и восстановления, и адаптации к стрессовой ситуации. Это важно, учитывая его плотный и напряжённый рабочий график.

Выполняя возложенную на него миссию Президента страны, Владимир Владимирович служит обществу и стране. Благодаря спорту Путин имеет прекрасную физическую подготовку и  держит себя в форме. Это помогает ему выполнять государственные дела, а также является примером для подражания. Его патриотизм к России проявляется в том, что своим примером он показывает необходимость здорового образа жизни, того, что любой человек, чем бы он ни занимался, может послужить своему Отечеству в том числе и тогда, когда будет следить за своим здоровьем.

Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был патриотом и гражданином, уважал других людей, любил свою Родину. Всякая личность, понимающая ответственность перед Отчизной, должна также осознавать,  что стать истинным гражданином можно только будучи всесторонне развитым и гармоничным человеком. При этом необходимо отметить, что физические занятия и спортивные увлечения являются важной составляющей  общего формирования гражданина. Воспитание крепких духом и сильних телом граждан должно стать приоритетным направлением деятельности школы. Хорошим подспорьем в этом служит пример жизни великих людей России.

Список литературы:

  1. Александр Пушкин: Сборник / Сост. Т. А. Соколова. – М.: Новатор, 1996. – 511 с.
  2. Анненков, П. В. Материалы для биографии А.С. Пушкина / П. В. Анненков. – М.: Современник, 1984. – 476 с.
  3. Артемов, В. В. Русские полководцы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.knsuvorov.ru/photo.html
  4. Жагерева, Н. Г. Воспитание гражданина: взаимодействие семьи и школы / Н. Г. Жагерева // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 4 (80). Ч. 1. – С. 57–62.
  5. Кормишкин, А. А. Шахматы Пушкина / А. А. Кормишкин // Спортивная жизнь России. – 1999. – № 1-2. – С. 60-61.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование: проект / Российская академия образования: под ред. А. М. Кондакова, Л. П. Кузиной – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
  7. http://news.kremlin.ru/news/17118
  8. http://www.bibliofond.ru/view.aspxid=69137
  9. http://putin.kremlin.ru/interests.
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА
    В статье рассматривается гражданское образование и патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделено физической культуре и ее роли в деятельности знаменитых людей России.
    Written by: Жагерева Наталья Гурьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/13/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook