26 Сен

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современная биология в своих теоретических построениях не обходится без исторического метода. Именно в связи с принципом историзма, как своей основы, эволюционная теория рассматривается философами в качестве «интегрирующей, объединяющей концепции современного биологического познания» [1, с. 78]. В учебном познании эволюционная теория выполняет ту же роль. Идея эволюции, как систематизирующая, проводится через всё содержание школьного биологического образования. С позиций положений  о движущих силах и результатах эволюции  рассматривается разнообразие растительного и животного мира, устанавливаются филогенетические связи между крупными таксонами уже в разделе  биологии-7 [2]. В разделе биологии-9 эволюционная идея интегрируется  с идеей системной организации живой природы [3].

Наиболее полно раскрыть потенциальные возможности эволюционной теории  в развитии обучающихся позволяет содержание биологического образования на завершающем  этапе. Чтобы идея эволюции выполняла свою системообразующую функцию, эволюционное учение Дарвина следует рассмотреть в начале раздела биологии-10, в методологическом введении, как конкретизацию принципа историзма [4]. Это позволит в свете эволюционной идеи рассмотреть особенности клеточной организации, закономерности наследственности и изменчивости. Современной эволюционной теории, которую называют синтетической (СТЭ) или неодарвинизмом важно отвести центральное место в разделе биологии-11 [5]. Обращение к истории развития СТЭ позволяет установить связь между классическим дарвинизмом и генетикой, оценить вклад отечественных учёных в разработку СТЭ. Однако,  историческим аспектам развития современной эволюционной теории уделяется недостаточное внимание.

Важнейший резерв повышения  эвристических возможностей СТЭ — обращение к ней как к дедуктивному построению, в основе которого лежит математический закон Харди-Вайнберга. При этом главное внимание следует сосредоточить не на выведении закона, а на его применении. Например, выяснить, почему при доминировании аллеля  нормальной пигментации из популяции  не исчезают люди-альбиносы и  их число, по-видимому, не уменьшается? Чтобы ответить на вопрос,  можно представить  популяцию, в которой на 10 тысяч нормально пигментированных особей встречается один альбинос, т.е. частота гомозигот по рецессивному аллелю (аа или q) составляет 0,0001. Применив уравнение Харди-Вайнберга получим, что в гетерозиготном состоянии аллель альбинизма несут  примерно 2% людей, т.е. 200 человек из 10 тысяч, или каждый 50-й человек.  Из этого следует, что рецессивные аллели накапливаются в популяции в гетерозиготном состоянии, под прикрытием нормального фенотипа и составляют материал для естественного отбора. Именно накопление в популяциях огромного фонда скрытых мутаций служит механизмом стабилизации в ней частот аллелей и генотипов. Данный вывод  о насыщенности природных популяций рецессивными мутациями позволяет подвести обучающихся к пониманию основных положений СТЭ о популяции как единице эволюции и мелких наследственных изменениях как материале для естественного отбора. Таким образом,  СТЭ представляет собой дедуктивную теорию, ведущие положения которой выводятся из математического закона. Положения СТЭ,  выведенные дедуктивно,  важно конкретизировать  и  использовать для объяснения фактов, а  затем систематизировать (свести в целостную теорию). Это позволит подвести обучающихся к пониманию и формулированию положений эволюционной теории в течение изучения всей темы. Целостное определение СТЭ становится  как бы целью познания. В заключение важно не только сформулировать   положения  СТЭ о микроэволюции, но и рассмотреть её главное следствие – закон необратимости эволюционного процесса [4, с.109-111]. При изучении макроэволюции, направленности эволюционного процесса имеется возможность показать, что эволюционная теория  развивалась в атмосфере острых научных дискуссий. Среди выдающихся биологов всегда были и есть как её сторонники, так и противники. Так, отечественный биолог и географ Л.С. Берг предложил ещё в 20-х годах прошлого столетия антидарвинскую концепцию номогенеза, в которой обосновал идею  о направленности и предсказуемости эволюционного процесса. Концепция Л.С. Берга не получила признания, но его идея о направленности эволюции была научно обоснована благодаря закону гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Согласно этому закону мутационная изменчивость вида не безгранична, имеет свои пределы. Поэтому зная генетические  эволюционные запреты, оценивая направление действие отбора и, делая поправку на возможное влияние случайных факторов, можно предсказывать эволюцию.

Кроме концепции номогенеза важно познакомить и с современными антидарвинскими теоретическими обобщениями, прежде всего с концепцией нейтральной эволюции  генетика М. Кимуры и концепцией молекулярного биолога  С. Оно об эволюции, идущей на основе мутирования в нуклеотидных последствиях молчащей ДНК. Опыт доступного изложения данных подходов в учебниках биологии имеется [5, с.128-129]. Обращение к антидарвинским концепциям эволюции позволяет повысить субъективность ученика  в учебном процессе, даёт возможность вести диалог, выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме. Построение части учебной информации в форме диалога продуцирует формы обучения, соотносимые с творческой деятельностью человека (круглые столы, дискуссии). Вместе с тем, знакомясь с разнообразными концепциями эволюции, обучающиеся убеждаются, что именно СТЭ на сегодняшний день представляет собой наиболее полную и  логичную теорию, магистральный путь развития которой лежит в русле идей, заложенных Ч. Дарвином.

Список литературы:

  1. Борзенков В.Г., Северцов  А.С. Теоретическая биология: размышления о предмете. М.: Знание,1980.
  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. 9 класс. Живые системы и экосистемы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. , Черняковская Т.Ф.  Биология. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: проф. уровень. М.: Просвещение, 2010.
  5. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.  Биология. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: проф. уровень. М.: Просвещение, 2010.
    ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    История развития эволюционной идеи от классической теории Ч.Дарвина до СТЭ (современной эволюционной теории) выстраивает в систему содержание общего биологического образования, при этом знакомит учащихся с моделью научного познания, заставляет критически воспринимать информацию, выражать и защищать своё мнение, вести диалог, определять и решать проблемы.
    Written by: Сухорукова Людмила Николаевна, Матюшенко Елена Евгеньевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook