26 Мар

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества… Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Этнокультурное образование способствует: приобщению детей к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителей; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию этнической толерантности и уважения, формированию готовности и умения жить в этнокультурной среде. Ребёнок должен понимать: он нужен Родине таким, какой он есть. Именно в сочетании, многообразии культур заключается сила нашей страны. Россия — это люди разных национальностей, разных языков, разного вероисповедания, и их национальная культура — это неразрывная часть общероссийской культуры и элемент мировой культуры. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

— любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

— осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;

— умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;

— социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;

— уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов;

— осознание необходимости выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В соответствии с новыми стандартами этнокультурное образование реализуется, во-первых, через введение в учебный план специальных дисциплин этнокультурной направленности (таких, как родной язык и литература), во-вторых, через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов (например, таких, как история, география, литература), в-третьих, – во внеучебной деятельности (через работу кружков, воскресных школ, фольклорных коллективов, музейную педагогику, и.т.д.). Основой этнокультурного образования  является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Федеральные государственные стандарты общего образования в вариативной части Базисного образовательного плана предусматривают «реализацию содержания образования, обеспечивающего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых».

 

Список литературы:

  1. Новикова Г.П. Актуальные проблемы совершенствования международной инновационной деятельности МАНПО.- Педагогическое образование и наука.- 2012. -№ 4. — С. 14.
  2. Харисова Л.А. Воспитание Россиянина в условиях поликультурного образования. — Внешкольник. 2010. №4 (139). С.15-22.
  3. Шукаева Т.М. Оценка деятельности учреждений общего образования по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС//Педагогическое образование и наука. -2013.- № 5. -С. 54-56.
  4. Шукаева Т.М. Выявление актуальных направлений и задач модернизации педагогической системы школы на основе требований ФГОС и концепции «Наша новая школа»/Л.А. Харисова, Т.М.Шукаева. — М., 2012.
    ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
    В статье рассматривается этнокультурное образование в условиях введения ФГОС. Рассматривается роль этнокультурного компонента в условиях введения ФГОС.
    Written by: Шукаева Тезата Магометовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/24/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook