26 Мар

ЭТИКЕТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современных условиях жизни Российского общества мы не можем не учитывать утвержденные Указом президента (№ 808 от 24.12.14) «Основы государственной культурной политики», в которых отмечено: «Россия – страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала» [4].

В культурное наследие России, наряду со всем перечисленным в Основах (п. III. Общие положения), входит, и мы в этом убеждены,  этикет. Этот поведенческий  порядок создавался российским обществом с начала XVIII века и постоянно совершенствовался в целях соответствия общественному развитию. Главное, что оставалось неизменным, заключается в том, что в основе этикета лежит важнейший принцип жизни общества  – проявление уважения к людям, стремление вести общение, как в деловых, так и в личностных ситуациях, на позиции доброжелательности и взаимной привлекательности.

Мы много лет работали над проблемой внедрения этикета в  профессиональное педагогическое образование и в процесс воспитания детей, руководствуясь убеждением:  все начинается с поведения человека среди людей. От поведения зависят его отношения с людьми, через поведение он дает им важные о себе знаки (что он за человек, каковы его настрой, устремления, есть ли желание общаться, как он относится к окружающим людям, его  профессиональные качества и многое другое), благодаря знанию того, как принято в обществе себя вести и общаться, он понимает поступки и действия тех, кто с ним общается, наконец, от поведения зависит  успешность человека в жизни и в деятельности.

Во Введении «Основ государственной культурной политики» зафиксировано: «В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [4]. Исходя из данного тезиса, мы утверждаем: культура поведения личности, т.е. человека, стремящегося к самосовершенствованию, является  значимым ресурсом, основой  взглядов, убеждений, действий, потенциалом проявления личности в общественной и личной жизни.  Культура поведения в современном состоянии общественного развития тесно связана с тем, насколько личность владеет этикетом.

Известно: этикет лежит на нравственных основах, укрепление которых особенно необходимо в современном обществе.

Мы несколько лет, вместе с  коллективом дошкольной образовательной организации № 1578 Северного округа Москвы, вели исследовательскую работу над проблемой социализации дошкольников посредством овладения этикетом всеми участниками педагогического взаимодействия.  Под нашим руководством также ведутся магистерские исследования данной проблемы.

К каким выводам мы пришли в ходе нашей научной и педагогической деятельности?

  1. Этикет, точнее его соблюдение, создает благоприятные условия для всестороннего воспитания детей, для успешного функционирования педагогического коллектива, для установления доброжелательных отношений между педагогами и родителями, для укрепления авторитета педагога, что соответствует одной из задач, зафиксированных в Основах, а именно: повышение общественного статуса педагога, утверждение в общественном сознании представления о нем как «эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета» [4].
  2. Владение этикетом способствует успешной социализации детей, т.е. их вхождению в общество и принятию ими этого общества, освоению законов общежития.
  3. Этикет способствует воспитанию нравственных качеств в людях, вдумчиво осваивающих его, вне зависимости от того взрослый ли человек или ребенок вводит этикет в практику своего поведения.
  4. Этикет укрепляет мораль и эстетику общества.

Однако при всей необходимости данного явления в развитии общества и личности, о чем мы писали в монографиях и учебных пособиях  [1,2,3],  этикет трудно входит в жизнь общества. Прежде всего, потому, что в России этот порядок поведения изначально формировался дворянством, социальным слоем, который  в XX веке резко отрицался, как и все, что было создано лучшими его представителями. Не понимая сути явления, которое строится на уважительном отношении к людям, сводя этикет к поведенческой технике, не задумываясь над главным назначением этой техники, люди отрицают то, что шлифовалось веками.

Исследование проблемы внедрения этикета в педагогическую деятельность показало нам две негативные стороны жизни современных детей, как дошкольников, так и  младших школьников.

Первая заключается в огромной занятости родителей: совершенствуют себя, расширяют профессиональные компетенции, стремятся как можно больше средств заработать на жизнь семьи. И мало общаются с детьми, полагая, что педагоги научат их ребенка всему необходимому.

Вторая сторона заключается в том, что родители нацелены на активное воспитание своего ребенка, на то, чтобы дать ему все: развивают физическую культуру, приобщают к искусствам, учат иностранным языкам. Делают из ребенка личность – уникальную, индивидуальную. Это замечательно! Однако нередко родители упускают из вида тот факт, что  созданная ими уникальная личность  живет, и будет жить дальше, в обществе, среди людей. Надо уметь общаться с людьми,  надо видеть их уникальность и достоинства,  надо договариваться и считаться с их убеждениями. Именно на это нацеливает этикет.

Исходя из  отмеченных нами сторон, педагогам необходимо в процессе формирования культуры поведения  дошкольников и младших школьников обучать их правилам этикета. Этот процесс ведет к качественному обновлению личности, которая знает этикет, осознает, почему этикет необходим, владеет техникой соблюдения его правил, способна выбрать в процессе общения то правило, которое в наибольшей степени отвечает ситуации, и соблюдает правила этикета в интересах развития сотрудничества, общения, развития себя и  партнера по общению.

Благодаря активному внедрению этикета в жизнь общества мы  можем ослабить кризисные явления, зафиксированные в «Основах государственной культурной политики» (п. II. Основания для выработки государственной культурной политики): снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей, рост агрессии и нетерпимости, проявление асоциального поведения, рост индивидуализма, приводящий к пренебрежению правами других людей  [4].

За последние тридцать лет, со времени возрождения в нашей стране  этикета как общественного явления, он активно внедрялся в программы педагогических вузов и училищ, в программы воспитания дошкольников, в дошкольные и школьные образовательные  организации.

Была доказана его необходимость в педагогической и любой другой деятельности, а также в личной жизни.

Общество активно поддерживало этот процесс, свидетельством чего служит издание большими тиражами книг по истории этикета и раскрытию сущности современного этикета, выпуск энциклопедий и справочников этикета, написание монографий, учебной и методической литературы, проведение курсов по этикету содержательного и педагогического характера, телевизионные и радийные передачи. Ведутся по проблеме внедрения и значения этикета научные педагогические, исторические, философские исследования, защищаются диссертации.

Основная цель современной государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности (п. IV. Цели государственной культурной политики). Гармония не может существовать без высокого уровня культуры поведения личности, в основе которой лежит  владение правилами этикета.

Список литературы:

1.Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете. М.: Просвещение, 207. – 127 с.

2.Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе. М.: Экон-информ, 2014. – 240 с.

3.Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М.: Экон-информ, 2012. – 147 с.

4.Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ президента Российской Федерации. – www.pravo.gov.ru, 25.12.2014, N 0001201412250002.

ЭТИКЕТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
В статье раскрывается педагогический потенциал этикета и необходимость обучения его правилам детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Written by: Курочкина Ирина Николаевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/24/2016
Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
Available in: Ebook