29 Авг

ЭКОНОМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

ВВЕДЕНИЕ

Обучение прикладному плаванию предполагает возможность использования в педагогическом процессе индивидуального двигательного опыта занимающихся [3, с. 110-113]. Индивидуально-ориентированное преобразование движений [4, с. 128-131] в сочетании c индивидуально-вариативной целевой направленностью обучения [5, с. 134-137] позволяет в сжатые сроки улучшить технику прикладного плавания за счет овладения навыками, способствующими экономичности выполняемых движений.

В совокупности с функциональной экономизацией техническая экономизация составляет основу для устойчивой долговременной адаптации будущих специалистов к предстоящим действиям вплавь в водных акваториях. В.Н.Платонов (2005) отмечает, что для устойчивой долговременной адаптации характерно достижение соответствующего резерва, обеспечивающего новый уровень жизнедеятельности системы, устойчивость функциональных механизмов, слаженное взаимодействие афферентных и эффекторных механизмов [2, с. 153].

Среди структурных элементов системы экономизации технических действий в водной среде можно выделить базовые навыки, освоение которых обусловливает более высокую эффективность и экономичность реализации функций прикладного плавания. К ним относятся:

— поддержание горизонтальной стабилизации тела;

— создание динамической обтекаемости;

-использование кинематического проецирования веса;

— достижение размеренности гребковых движений.

Таким образом, метод каскадной экономизации – это метод обучения, позволяющий повысить экономичность передвижений в воде посредством освоения базовых навыков, каждый из которых способствует оптимизации нескольких технических параметров плавания. Цель данного метода заключается в массированном усилении процессов экономизации технических параметров посредством овладения навыками, модифицирующими характерные черты техники плавания внутри сложившихся типологических комбинаций ее элементов. При использовании метода каскадной экономизации входной условный сигнал, вызывающий цепь адаптивных изменений организма, усиливается за счет овладения ключевыми особенностями техники и выдает на выходе поток приспособительных реакций со стороны нескольких параметров техники плавания.

В целях реализации условий снижения общего гидродинамического сопротивления, исключения из двигательного цикла движений, не связанных выполнения функций плавания, последовательного преобразования потенциальной энергии тела и отдельных его звеньев в механическую работу с высоким коэффициентом полезного действия была разработана методика каскадной экономизации техники прикладного плавания.

Для экспериментальной проверки эффективности воздействия предлагаемой методики обучения были сформированы две группы испытуемых из числа студентов – экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Состав участников групп прошел предварительную проверку на статистическую однородность. С испытуемыми обеих групп было проведено по 10 учебно-тренировочных занятий соответствующей направленности.

Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике каскадной экономизации техники плавания с помощью освоения упражнений экономизирующей направленности. В ней предусматривалась следующая дифференциация бюджета учебного времени. Выполнению горизонтально-стабилизирующих упражнений отводилось 40%  учебного времени, антитурбулентных упражнений – 20% времени, весопроецирующих упражнений – 10% времени, равномерно-ритмических упражнений – 30% времени.

Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс, которое  проводилось целостно-раздельным методом [1, с. 78-80].

Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе измерения биомеханических параметров движения до и после проведения эксперимента. Измерение проводилось по стандартным методикам.

В таблице представлена динамика изменений технических параметров, полученная в результате эксперимента.

Рассмотрение данных таблицы позволяет заключить, что у испытуемых ЭГ «шаг» плавания увеличился на 18,8% (р < 0,01), а темп гребков снизился на 12,1% (р < 0,01). У представителей КГ «шаг» плавания увеличился незначительно – на 1,4%, а темп гребков остался неизменным.

Представители ЭГ после освоения ими экономизирующих упражнений общую силу тяги увеличили на 12,9% (р < 0,001). Участники КГ, осваивавшие технику плавания способом брасс, повысили этот же показатель лишь на 1,0 (р < 0,01). Таким образом, несмотря на общую тенденцию к увеличению силы тяги в плавании после проведения эксперимента, абсолютное значение данного показателя у представителей ЭГ существенно превзошел уровень результатов, показанных испытуемыми КГ.

                                                                                                Таблица 1

Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и контрольной групп в результате эксперимента

 

Исследуемые    параметры

 

ЭГ

 

КГ

    До

эксперим.

   После

эксперим.

     До

эксперим.

   После

эксперим.

 

«Шаг» плавания, м 0,69±0,03 0,82±0,04 0,72±0,01 0,73±0,06
Темп гребков, цикл/мин 48,8±1,2 42,9±1,3 48,4±2,7 48,2±1,0

 

Сила тяги при плавании в координации, кг 6,38±0,4  7,20±0,7 6,24±0,5 6,30±0,3

 

Плотность гребка, % 45,5±1,7 49,3±1,5 47,6±1,6 48,8±1,6
Ритмический коэффициент 1,40±0,11 2,15±0,13 1,23±0,07 1,39±0,10

Достоверное увеличение плотности гребка у испытуемых ЭГ составило 3,8%, а у обучаемых КГ –  1,2%.

Рост ритмического коэффициента в ЭГ оказался равным 28,8% (р < 0,01). В КГ рост данного показателя был существенно ниже – 13,0% (р < 0,01).

Вышеизложенное позволяет заключить, что в результате проведенного эксперимента динамика изменений параметров техники плавания испытуемых ЭГ носила более выраженный прогрессирующий характер, чем у обучаемых КГ.

Обучение технике прикладного плавания по методике каскадной экономизации позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых.

Список литературы:

  1. Булгакова,Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. — М. : Физкультура и спорт, 2001. – С. 78-80.
  2. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. – М. : Советский спорт, 2005. – 820 с.
  3. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 7 (101). – С. 110-113.
  4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 8 (102). – С. 128-131.
  5. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. ПонимасовС.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11 (105). — С. 134-137.
    ЭКОНОМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
    В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта студентов. Сформулировано понятие базовых навыков экономизации техники прикладного плавания. Выявлено, что обучение базовым навыкам экономизации наиболее эффективно способствует улучшению технических показателей в прикладном плавании. Установлено, что применение в образовательном процессе методики каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в динамике технических параметров испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
    Written by: Понимасов Олег Евгеньевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook