30 Дек

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

На сегодняшний момент, Россия стоит на пороге непростого исторического периода. И сегодня существует большая опасность, которая подстерегает современное общество – это не развал экономической и политической системы, а разрушение личности. Ослабление внимания общества и государства к формированию общественного сознания, к образовательным учреждениям, к вопросам воспитания, привело к изменению психологии подрастающего поколения.

Многие исследователи замечают, что существуют такие тенденции, как противопоставление себя обществу, нарастание индивидуализма, прагматизм — на фоне ниспровержения недавно существовавших авторитетов, разрушения выработавшихся на протяжении многих лет стандартов и идеалов. У подрастающего поколения искажены представления ο справедливости, милосердии, доброте, великодушии, патриотизме и гражданственности. Наряду с девальвацией многих ценностей, которые связаны со служением государству, а также и обществу, происходит понижение уровня доверия к старшему поколению, выживаемость, переориентация на собственное благополучие, самосохранение. Постепенно идет обострение процесса отчуждения и индивидуализации. Материальное благо стало занимать главное место в желаниях молодого поколения, образование и культура, как и духовно-нравственные ценности, отходят на периферию их ценностных ориентаций.

На фоне понижения основных показателей качества жизни, у детей на сегодняшний день, их психического, телесного и духовного здоровья, вопрос о духовно-нравственном воспитании является одним из ключевых в проблематике нашего общества. Современная действительность предоставляет ребенку лишь определенную информацию вместо знаний, заданную программу вместо формирования личной фантазии, игровой компьютер и телевизор вместо нужного живого и человеческого общения.

Проблемы общества, мораль, идеалы, культура, традиции могут постоянно меняться из века в век. Но основная суть духовности и нравственности личности практически не изменяется. Главным доказательством актуальности выбранной темы служат высказывания известных педагогов, которые жили в разное время, в различных условиях. Проблемы нравственности как основы образа жизни и решающей роли в формировании и развитии человека как личности, осознавались и ставились на первое место в педагогике. Пристальным изучением данной темы занимались многие ученые, такие как Н. А. Алексеев, Н. А. Бердяев, В. П. Зинченко, Я. А. Каменский, Н. Н. Никитина, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Л. Франк, Н. Б. Шмелева. В их работах очень часто можно встретить понятия «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связаны между собой тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у личности доброжелательных взаимоотношений с окружающими людям. Но многие исследователи дают личное определение данному явлению, основываясь на собственных научных целях и позициях.

Разносторонний вопрос взаимной связи понятий «нравственность» и «духовность». В данном случае целесообразно придерживаться утверждения Б. Т. Лихачева, что духовное совершенствование личности содействует его ответственности перед собственными нравственными принципами и совестью, которые основаны на общечеловеческих ценностях [1, 7]

Проблема духовно-нравственного воспитания воспитанников интернатного учреждения является достаточно актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, лицезревших падение нравственности – это проявление насилия и жестокости со стороны их родителей, а также распад семьи, наркоманию, алкоголизм, бродяжничество. Это способствует утрате семейной функции в передачи детям важных жизненных и культурных ценностей, понижению уровня духовной культуры, большинства воспитанников интерната.

Кроме проблем связанной с воспитанием духовно-нравственных качеств личности, научные и практические исследования, которые проводились учёными в разных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов мало подготовлены к выбору собственного жизненного пути. Выпускник интерната выделятся определенной неприспособленностью к самостоятельной жизни, достаточно низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение построить жизнь по социально-культурным и духовно-нравственным правилам и нормам, непонимание социальных отношений между людьми, все это затрудняет процесс социальной интеграции и адаптации воспитанников.

Поэтому возникает необходимость в новой системе образования, которая бы позволила в полном объеме передать от одного поколения к другому опыт, знания, созидательной и творческой деятельности, опыт в духовной жизни, национальные традиции и ценности. Становится неминуемым обращение школы к духовным лидерам и традициям, которые позволяют сочетать научные и культуросообразные подходы, создающие условия для освоения национальных духовно-нравственных традиций.

Таким образом, главная задача по внедрению в условия дома-интерната постоянного духовно-нравственного и религиозно-ориентированного воспитания выдвигается как остаточно стабилизирующий фактор, который противостоит процессам размывания культуры и тем самым обеспечивает национальную идентификацию, закладывающую личностные основы. Духовно-нравственное воспитание в целом является сложным многоплановым процессом. При реализации и внедрения программы по перевоспитанию детей воспитывающихся в интернате, нужно следователь следующим принципам по духовно-нравственному воспитанию:

— Гуманистическая направленность воспитания – личное отношение педагога к воспитаннику как к самодостаточному и довольно ответственному субъекту. Данное воспитание реализуется через формирование личного отношения к самому себе, к окружающему миру.

— Природосообразностъ – это воспитание основывается на научном понимании социальных и естественных процессов, при этом следует согласовываться с всеобщими законами формирования и развития человека согласно его половому признаку и возрасту.

— Кулътуросообразностъ. Воспитание подрастающего поколения должно базироваться в соответствии с нормами и ценностями национальной культуры и особенностям, которые присущи традициям региона.

— Одно из основных принципов духовно-нравственного воспитания должно быть построено на свободном признании правила — «Сторонись зла и сотвори доброе дело».

— Светский характер в образовании и законность, то есть соответствие функционирующему законодательству Российской Федерации [1, 10-11].

В разрешении данной проблематики можно провести профилактические мероприятия, например, подключение во взаимодействие с детьми интерната волонтеров из разных слоев общества. Но, пока теоретическое осмысление опыта взаимодействия детей-сирот и волонтеров в условиях интернатного учреждения еще не имеет полного отображения в научной литературе.

Проведения воспитательной программы через проектную деятельность:

— «Я и моя школа». Данная программа позволяет формировать осознание принадлежности к коллективу в классе, развитие стремления к сочетанию собственных и общественных интересов, к воссозданию непринужденной атмосферы дружбы и товарищества в коллективе. Это дает в воспитании осознанное отношение к учебному процессу, формирование познавательной активности, развитие готовности к осознанному выбору будущей профессии.

— «Я и культура» (через различные детские творческие объединения). Это дает раскрытие духовной основы культуры. А так же воспитание у воспитанников чувства прекрасного, художественных способностей, формирование творческого мышления, эстетических вкусов и идеалов. Вырабатывание понимания важности искусства в жизни каждого человека.

— «Я и планета». Воспитание и формирование нравственных ценностей через уроки по трудовому обучению или детские творческие объединения. А именно воспитание понимания взаимосвязи между обществом, человеком и природой. Непосредственно формирование эстетического отношения детей из интерната к окружающей действительности и трудовой деятельности как к одному из основных источников радости и творчества человека [3, 43].

О точных результатах при внедрении инновационной деятельности говорить рано, но можно предполагать, что введение в учебную и воспитательную деятельность интернатного учреждения системы постоянного духовного и нравственного образования и воспитания, может стать одним фактором, который способствует развитию нравственных ценностей и чувства самостоятельной идентификации среди воспитанников.

В заключение хотелось бы отметить, что придание духовного характера инновационным процессам в системе образования является первоочередной задачей. Так как для современного общества свойствен не столько кризис политический или экономический, а сколько кризис личности, одолеть который можно только встав на трудный путь восхождения к духовной и культурной традиции общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Жаркова Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. – М., 2013. — 293 с.
  2. Никитина Н. Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Актуальные проблемы современного воспитания. – Волгоград, 2005 – 95 с.
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    В данной статье рассматривается вопрос о духовно-нравственном воспитании детей, которые находятся в интернатных учреждениях.
    Written by: Дергачева Елена Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook