30 Дек

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Самостоятельная работа студентов любого образовательного учреждения является составной частью основных образовательных программ подготовки бакалавров и, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), является важнейшим элементом образовательного процесса.

Перед вузом ставится задача максимально задействовать потенциал студентов, активизировать их возможности в процессе обучения, заинтересовать студентов в самостоятельном приобретении знаний. Стала уже крылатой фраза «… научить студентов учиться…», которая наиболее метко передает основную тенденцию образовательного процесса в настоящее время. При этом неизбежно уменьшение количества аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины, и возрастание доли самостоятельной работы студентов бакалавриата.

Переход к новой системе обучения вызвал трудности не только у студентов, но и у преподавателей вузов. Перечислим некоторые из них:

  • сложность в перестроении подачи материала с трансляции готового знания к проблемному изложению, стимулирующему развитие самостоятельной деятельности студентов бакалавриата;
  • недостаточное научно-обоснованное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
  • необходимость применения новых критериев контроля аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, ориентированных на формирование компетенций;
  • формирование устойчивой мотивации у студентов необходимости качественного выполнения самостоятельной работы. [1]

При переходе к новой системе обучения, каждое аудиторное занятие должно быть как можно более информативным. В связи с этим становится нецелесообразным проведение аудиторных контрольных работ. Во-первых, преподаватель во время аудиторной контрольной работы выполняет роль стороннего наблюдателя, не включенного в образовательный процесс (следить за работой студентов может любой другой человек: студент, лаборант, ассистент и др.). Во-вторых, объем учебного материала, усвоение которого можно выявить по результатам проведения аудиторной контрольной работы, ничтожно мал (максимальное количество заданий, которые может выполнить даже сильный студент, не превышает 6-7). В-третьих, при проведении аудиторной контрольной работы сложно (а иногда и невозможно) дифференцировать предлагаемые задания для проверки знаний с учетом индивидуальных способностей каждого студента. Преподаватель, конечно, может составить разноуровневые варианты контрольной работы, но у студента, как правило, нет времени на анализ предлагаемых заданий и быструю адекватную оценку своих возможностей. При этом не исключена ситуация, когда одни студенты, переоценив свои возможности, не справятся с заданиями, а на выполнение более простого варианта времени уже не будет, другие же студенты – наоборот, могут недооценить себя.

Какая же форма работы позволит избежать указанных недостатков и может стать альтернативой традиционной аудиторной контрольной работе?

В данной статье авторы рассматривают применение домашних контрольных работ, как один из способов решения этой проблемы.

В последнее время наиболее распространенной формой оценки знаний стали разного рода аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМы). Появилось огромное разнообразие тестирующих программ. Однако, студенты математических специальностей должны уметь, именно, решать задачи. Очевидно, что усвоение определений, ключевых понятий, простых вычислительных действий удобно и уместно проверять при помощи тестов. Но можно привести множество примеров математических задач, которые практически невозможно «загнать» в рамки тестовых заданий:

  • геометрия – задачи на построение, исследование кривых и поверхностей второго порядка, определение кривизны и кручения линии (поверхности) и другие;
  • алгебра – проверка аксиом группы (кольца, поля), нахождение НОД многочленов и его линейного представления, решение алгебраических уравнений третьей и четвертой степени, определение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами и другие;
  • математический анализ – исследование функции и построение ее графика, задачи на доказательство непрерывности, дифференцируемости функции и другие;
  • теория вероятностей и математическая статистика – исследование корреляционной зависимости двух случайных величин, проверка статистических гипотез и другие;
  • исследование операций и методы оптимизации – задачи линейного, целочисленного, динамического программирования и другие.

И это далеко неполный перечень задач, которые студенты должны уметь решать, но оценить степень их умений и навыков с помощью тестирующей программы сложно.

В таких ситуациях, «спасением» может стать проверка знаний посредством домашних контрольных работ (ДКР). Конечно, это не является панацеей решения проблемы, и проведение ДКР сопряжено с некоторыми трудностями, но несомненны и явные преимущества в отдельных случаях перед аудиторной контрольной работой и тестовыми проверочными работами. Итак, рассмотрим подробнее этот вид организации проверки знаний студентов.

Домашние контрольные работы выполняются студентами после изучения соответствующих разделов программного материала данного курса и являются формой промежуточного (итогового) контроля знаний студентов по дисциплине.

Контрольные работы для студентов являются важной составной частью учебного процесса, итогом их самостоятельной работы над учебным материалом, а также средством самоконтроля.

Каждый студент обязан выполнить в установленный срок и передать преподавателю на проверку контрольные работы, определенные учебным планом и учебным графиком представления контрольных работ.

К выполнению ДКР следует приступать только после обстоятельного изучения учебного материала по разделу или в целом по курсу, решения соответствующих задач, выполнения упражнений, предусмотренных программой и методическими указаниями.

Контрольная работа должна носить совершенно самостоятельный характер. Самостоятельность работы и творческое применение приобретенных знаний при выполнении ДКР способствует углубленному изучению дисциплины, вырабатывают умение обобщать изучаемый материал и аргументировать выводы, приучают точно и грамотно излагать свои мысли [3].

Задания контрольной работы должны быть:

  • понятными для студентов, содержать информацию о литературе для самоподготовки;
  • направленными на закрепление темы, изученной на предыдущем занятии;
  • не только на воспроизводящем уровне, но и способствовать решению проблемных задач;
  • приемлемого объема.

Выполнение ДКР, как правило, имеет цель простимулировать познавательную активность студентов, направленную на изучение нового материала, и сэкономить аудиторное время. Тем не менее, желательно, чтобы первичные знания студентов по данной теме были сформированы ранее [2]. Авторы предлагают следующую организацию написания ДКР.

Желательно, чтобы задания ДКР были оформлены как учебно-методические рекомендации для студентов определенного направления и профиля подготовки. В этих рекомендациях должны быть

  • отражены содержание и структура изучаемой дисциплины;
  • указана основная и дополнительная литература, рекомендованная для самоизучения и самоподготовки;
  • перечислены требования к написанию и оформлению ДКР;
  • прописаны сроки предъявления выполненной ДКР;
  • возможно, представлено подробное решение так называемого нулевого варианта;
  • перечень самих заданий ДКР.

Количество вариантов заданий в ДКР должно быть соизмеримым с числом студентов в группе (в потоке). Это позволит предотвратить естественный соблазн студента продублировать работу своего сокурсника, выдав ее за свою. Кроме того, для учета индивидуальных способностей студентов в ДКР могут быть предусмотрены варианты заданий нескольких уровней сложности.

На начальном этапе такой работы преподаватель сталкивается с проблемой создания большого количества однотипных вариантов заданий, а в последующем – с проблемой проверки выполненных ДКР. И здесь неоценимую помощь преподавателю могут оказать специальные компьютерные программы по созданию типовых вариантов расчетов по отдельным темам учебных дисциплин. Такие компьютерные программы должны предоставлять пользователю (преподавателю) следующие возможности:

  • выбирать требуемый уровень сложности заданий, и тем самым, дифференцировать их в соответствии с уровнем подготовленности студентов;
  • генерировать необходимое количество однотипных вариантов с указанием ответов, если это возможно (это поможет преподавателю при проверке выполненных ДКР);
  • переносить сгенерированные варианты в текстовый файл для последующего возможного редактирования (и/или печати).

Создание описанных компьютерных программ является непростой задачей для большинства преподавателей (и авторы настоящей работы – не исключение). Выход из ситуации, тем не менее, прост – самостоятельная работа студентов. Только здесь авторы подразумевают принципиально другой вид самостоятельной деятельности студентов, а именно, разработка компьютерных программ по созданию типовых вариантов заданий в рамках выполнения курсовых и дипломных работ студентами профиля подготовки «Информатика». Таким образом, организуется параллельная работа по подготовке необходимых учебно-методических рекомендаций и руководству курсовых и выпускных квалификационных работ.

Учебно-методические рекомендации с заданиями ДКР студенты получают в самом начале изучения дисциплины. При этом за каждым студентом закрепляется номер его индивидуального варианта, который по возможности не меняется на протяжении всего изучения дисциплины. Обычно в качестве номера варианта выступает порядковый номер студента в списке группы или две последние цифры в номере зачетной книжки. ДКР должна быть выполнена в отдельной тетради и оформлена согласно требованиям, указанным в учебно-методических рекомендациях. Поясним более подробно, как авторы видят процесс выполнения ДКР.

На каждом аудиторном практическом занятии рассматривается определенная тема. Для ее закрепления студенты получают домашнее задание обязательное для выполнения. В качестве домашней работы (или в дополнение к ней) выступают задания из ДКР трех уровней сложности на заданную тему соответствующего варианта. Студент может выполнить только первый уровень (простой), либо первый и второй уровни, либо все три уровня. При этом в тетрадь для ДКР он оформляет решение только самого сложного решенного им уровня. Таким образом, ДКР выполняется постепенно в процессе изучения конкретных тем общего раздела или дисциплины в целом.

Защита ДКР проводится в рамках итогового контроля (зачета, экзамена) по дисциплине. Преподаватель вправе сам выбрать форму защиты ДКР. Возможно, это будут лишь несколько вопросов по ходу решения отдельных заданий ДКР, или решение аналогичной задачи (всей или только какого-то этапа решения), или аргументированное объяснение своего решения.

В заключение отметим, что ни одна из форм контроля качества знаний и умений (аудиторная контрольная работа, тестирование, ДКР и др.) не может объективно описать реальную картину сформированности компетенций конкретного студента. Тогда как комбинация всех возможных форм, их правильно подобранное сочетание, дает наиболее полную, беспристрастную оценку.

Список литературы:

  1. Ведерников В.А., Савичева Г.В., Силенок Н.В. Методическое сопровождение самостоятельной работы учащихся / Профильное обучение в информационной образовательной среде: Сборник материалов международной очно-заочной научно-практической конференции. г. Новозыбков, Брянская обл., 21-22 ноября 2013 г. Брянск: Аверс, 2013. – с. 149-154.
  2. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод. пособие для пед. работников вузов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. — 429 с.
  3. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир: ИЦ АГПИ. 2002. – 98с.
    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
    При сохранении тенденции увеличения доли самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе, становится нецелесообразным контроль знаний по результатам проведения традиционных аудиторных контрольных работ. И в этом случае, альтернативой могут стать домашние проверочные работы. В настоящей работе проанализированы особенности организации деятельности преподавателя и студентов с применением домашних контрольных работ, а также плюсы и минусы их использования при оценке знаний по математическим дисциплинам.
    Written by: Савичева Галина Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/12/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook