30 Дек

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одним из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки является двигательная координация. Высокий уровень её развития служит фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности [4, с.20]. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья [2, с.17].

Объект исследования. Процесс развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.

Предметом исследования методика развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.

Цель. Исследовать эффективность разработанной методики на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.

Гипотеза. Предполагается, что развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом будет эффективным если:

– проанализировать специальную научно-методическую литературу по развитию координационных способностей в спортивной деятельности;

– разработать специальные упражнения на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом;

– внедрить в учебно-тренировочный процесс и апробировать специальные упражнения на развитие координационных способностей мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.

Задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по развитию координационных способностей в спортивной деятельности.
  2. Разработать специальные упражнения на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.
  3. Внедрить в учебно-тренировочный процесс и апробировать специальные упражнения на развитие координационных способностей — кикбоксеров 11-12 лет.

В основу построения многолетней стратегии технической подготовки в спорте и при занятиях оздоровительными упражнениями должна быть заложена информация о возрастных и квалификационных особенностях развития двигательных координаций различных видов движений. Это позволит реализовать принцип, сформулированный В. К. Бальсевичем [1, с.30], о соответствии педагогических акцентов характеру биологического развития человека или «выработать двигательные навыки с учетом онтогенеза моторики» по Н. А. Бернштейну [7, с.45].

При осуществлении двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под КС мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действием и регулированию им. В соответствии с этим главными критериями оценки КС мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [5, с.5].

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространствами и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих к нервным), имеют выраженные возрастные особенности [3, с.5-6].

Существует иные трактовки критических (сенситивных) периодов развития. Так, одни авторы просто связывают их с моментами перехода от одних, довольно условно выделяемых возрастных периодов, к другим. Критические периоды рассматриваются и как фазы наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию, причем фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат такого воздействия именуются «сенситивными периодами».

Педагогические воздействия таких периодов вполне очевидно. На этом акцентировал внимание еще Л.С. Выгодский (1935), призывая устанавливать оптимальные сроки обучения с учетом границ критических периодов развития детей. По его представлениям, факторы, воздействующие на ребенка в процессе обучения и воспитания, могут давать принципиально различный эффект в зависимости от периода его развития (в одни периоды –оптимальный эффект, в другие – нейтральный, в иные – даже отрицательный). Лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия, можно рационально управлять индивидуальный развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.

Исследуя все факторы, влияющие на способности заниматься кикбоксингом, был сделан выбор возраста, наиболее благоприятного для начала изучения данного вида спорта. Необходимо учитывать, что с начала рождения двигательная координация находится в процессе становления и до 6 лет является несовершенной. К 3 годам дети, как правило, осваивают структуру ходьбы и лишь к 5-ти летнему возрасту овладевают элементами ходьбы и бега, свойственными взрослым [6, с.7]. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. Установление основных этапов развития различных двигательных асимметрий и уточнение их возрастных норм открывает новые перспективы в управлении движениями [8, с.112-116].

Сегодня придерживаются мнения, что в онтогенезе развития двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных действий достигается в возрасте 10-12 лет. В это же время происходит резкое увеличение способностей организма к росту мускулатуры и развития способностей к усвоению нового материала. Кроме того в данном возрасте наиболее благоприятно воспитывать скорость и гибкость. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке.

Учитывая важность координационных способностей в этом возрасте, нами были подобраны специальные упражнения для их совершенствования в тренировочном процессе у юных спортсменов. За основу были взяты следующие упражнения:

– на точность варьирования качественных параметров строго регламентированного двигательного действия в серии попыток (постепенное увеличение или уменьшение, чередование резко контрастных, сближение величин грубых и тонких дифференцировок);

 – на способность приспособления и перестроения двигательного действия в обычных и затрудненных условиях;

– на вестибулярную устойчивость с дальнейшей способностью к согласованию ритма и темпа двигательных действий.

Апробация подобранных упражнений проводилась на базе МБУ ДО СДЮСШОР 1 г. Сургут. В эксперименте приняла группа спортсменов из 12 человек в возрасте 11-12 лет, третьего года обучения. Для оценки координационных способностей спортсменов — кикбоксеров в начале и в конце эксперимента мы использовали метод контрольных испытаний, который включал в себя следующие тесты:

1) для оценки реагирующей способности использовался тест «ловля линейки»;

2) для оценки способности к сохранению равновесия применялась проба Ромберга – «пяточно-носочная» поза;

3) для оценки способности к ориентации в пространстве использовали тесты: «попадание в цель», тест «слаломный бег» и «ходьба по гимнастической скамейке».

Анализ полученных данных, представленных в табл. 1 показал положительную динамику координационных способностей у юных спортсменов во всех пяти тестах:

– реагирующая способность (тест «ловля линейки») улучшилась на 43%;

– способность к сохранению равновесия (тест «пяточно-носочная поза») улучшилась на 406 %;

– способность к ориентации в пространстве в тесте «слаломный бег» на 81%, в тесте «попадание в цель» на 177%, в тесте «ходьба по гимнастической скамейке» на 61%.

 

Таблица 1.

Динамика координационных способностей у юных кикбоксеров за период исследования

Контрольные испытания

(тесты)

Результат

(среднее значение)

Динамика результатов %
Начало исследования Конец исследования
«Ловля линейки» (см) 9,5 4,1 43
«Пяточно-носочная» поза (сек) 17,2 70 406
«Слаломный бег 30м» (сек) 4,7 3,8 81
«Попадание в цель» (кол-во раз) 5,8 10,3 177
«Ходьба по гимнастической скамейке» (сек) 2,8 1,7 61

Таким образом, можно сделать вывод, что полученная в ходе эксперимента положительная динамика результатов координационных способностей у юных спортсменов свидетельствует об эффективности подобранных упражнений, и может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе у юных кикбоксеров.

Литература

1.Бальсевич, В. К. Физическая активность че- ловека/В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. – Киев: Здоров ’я, 1987. – 224с.

2.Бернштейн, Н. А. Очерки о физиологии дви- жения и физиологии активности/Н. А. Берн- штейн. – М.: Медицина, 1966. – 349с.

3.Волков, В.М. К проблеме развития двига- тельных способностей // Теория и практика физиче- ской культуры. — 1993.- 41с.

4.Маслюков, А.В. Совершенствование коор- динационных способностей школьников. Учеб. мет. пособие. Сургут 2005.-70с.

5.Лубышева Л.И. Физическая культура и со- временная социальная практика // Материалы ме- тод. конф. – Казань, 1999. – 400с.

6.Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-коор- динационных качеств как фактор оздоровления де- тей и подростков. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. – 18c.

7.Лях В.И. Критерии определения координа- ционных способностей // Теория и практика физи- ческой культуры. -1991.-№11.-40с.

8.Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006.– 290с.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ.
В статье представлены результаты исследования координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.
Written by: Тополев Юрий Юрьевич
Published by: Басаранович Екатерина
Date Published: 01/12/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.2016_33(1)
Available in: Ebook