25 Июл

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В техногенной образовательной среде (ТОС) студент примерно 80% своего времени занимается учебной деятельностью самостоятельно. В этой ситуации для того, чтобы его развитие происходило в ускоренном темпе необходимо, чтобы выполнялись два главных условия:

  1. Студент все время должен находиться в «зоне ближайшего развития» (ЗБР).
  2. Темп смены «зон ближайшего развития» должен быть таковым, чтобы он в конце курса овладел всеми компетенциями, предусмотренными по стандарту (ФГОС 3+).

Рассмотрим эти условия более подробно. В своих трудах [1, с. 35; 2, с. 479] Л.С. Выготский писал, что обучение только тогда хорошо, когда идет впереди развития, т.е. обучение проходит в ЗБР. При организации обучения с использованием дистанционных технологий, вначале необходимо установить у студента «зону актуального развития» (ЗАР), т.е. установить до какой сложности проблемы он самостоятельно может решать на поле осваиваемых им компетенций [5, с. 315; 4, с. 434]. При развитии студента за зоной актуального развития (ЗАР) находится ЗБР, а далее зона дальнейшего его развития (ЗДР). Это означает, что уровень развития студента такой, что проблемы сложности соответствующие ЗДР он пока не воспринимает, и преподаватель (ТОС) ничем помочь ему не может. На рис. 1 изображены множество учебных проблем на поле учебных компетенций УК={УК(1), УК(2), …, УК(*)}.

Рисунок 1. Модель состояний развития студента

Круги проблем с номерами 1, 2, 3 соответствуют сложности ЗАР, ЗБР, ЗДР студента. Из контекста сказанного следует, что развитие происходит по следующему алгоритму. В процессе учебной деятельности по решению проблем, происходит развитие студента, т.е.  повышение уровня развития его способностей на фоне освоенных им знаний [75, с. 673]. Со временем по ходу развития студент становится способным разрешать более сложные проблемы самостоятельно, т.е. он полностью становится способным разрешать проблемы из ЗБР самостоятельно, т.е. ЗБР в когнитивной сфере становится его ЗАР. Таким образом, повышение уровней развития способностей происходит по спирали, как показано на рис. 2.

Рисунок 2. Модель роста способностей студента в процессе решения проблем на поле компетенций

Таким образом, в когнитивной сфере «точка старта» развития способностей на поле компетенций у всех студентов разная, а к «финишу» они должны освоить компетенции примерно на одном качественном уровне. Из сказанного следует, что каждый студент перед освоением курса должен получить индивидуальный план развития (ИПР) способностей, основанный на результатах диагностики. Диагностика «стартового» состояния развития проводится по следующей методике:

  1. Строится граф учебных компетенций УК(1), УК(2),…, УК(*) [6, с. 580], поддерживающих компетенцию (УК – дисциплину), которую студент должен освоить (рис.3).

Рисунок 3. Иерархический граф компетенций, поддерживающих осваиваемую компетенцию УК

  1. Проводится диагностика качества освоения каждого УК(*) графа, т.е. автоматизированным образом проверяются знания и умения в рамках УК(*).
  2. В совокупности подсчитывается показатель качества освоенных ранее компетенций УК(1), УК(2), УК(3), УК(4), УК(5). Из графа видно, что теоретически студент в результате проверки по каждой компетенции может набрать 1 балл (УК(1)=УК(2)=УК(3)=УК(4)=УК(5)=1). Допустим, практически, он имеет следующие показатели УК(1)=0,85; УК(2)=0,7; УК(3)=0,6; УК(4)=0,85; УК(5)=0,9. На диаграмме (рис. 4) показано качество владениями студентом компетенциями УК(1), …, УК(5).

Рисунок 4. Лепестковая диаграмма качества владения

 компетенциями студента

Таким образом, в рассматриваемом случае, студент в сумме набрал УК(1)+УК(2)+УК(3)+УК(4)+УК(5)=3,9 баллов из 5 возможных. В результате его показатель качества владения компетенциями поддерживающими курс окажется равным 3,9/5=0,78.

  1. Организуются «малые группы» из студентов, у которых примерно одинаковые показатели качества владениями поддерживающими компетенциями. На рис. 5 показана шкала-критерий по которой происходит это разделение.

Рисунок 5. Шкала для организации малых групп

  1. Для каждой группы проектируется контент курса с целью освоения учебной компетенции УК.

Очевидно, преподавателю для того, чтобы добиться требуемого темпа развития способностей студента, на фоне усвоенных им знаний, т.е. быстрой смены «зоны ближайшего развития», необходимо построить план интенсивного развития (ПИР) этого студента на основе специально организованной деятельности. Для организации интенсивной теоретико-практической деятельности необходимо построить диаграммы Ганта для каждой малой группы. Как известно [3, с. 177], диаграммы Ганта используются для иллюстрации плана работ в каком-либо проекте, т.е. являются методом планирования работ при проектировании. В рассматриваемом случае проектом преподавателя является развитие способностей студента до требуемого по стандарту уровня, т.е. чтобы студент освоил требуемую учебную компетенцию и мог решать учебные проблемы до определенной сложности. Таким образом, у каждой малой группы будет своя диаграмма Ганта.

Рисунок 6. Эпизод диаграммы Ганта организации учебной деятельности малой группы в техногенной образовательной среде

Эта диаграмма Ганта вручается каждому студенту перед началом освоения компетенции УК.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Л.С. Выготский // Умственное развитие деятельности в процессе обучения. – М:, Л:, ГИЗ, 1935. – С. 33-52.
  2. Выготский Л.С. Современные течения в психологии / Л.С. Выготский // Развитие высших психологических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С.458-481.
  3. Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами. – СПб.: Издательство: БХВ-Петербург, 2011. – 506 с.
  4. Нуриев Н.К. Дидактическая инженерия: проектирование техногенной образовательной среды быстрого развития / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, А.Н. Нуриев, О.Н. Зайцева – Материалы VII Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2015» (ИКТ в образовании: технологические, методические и организационные аспекты их использования) — Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2015. — C. 429–435.
  5. Нуриев Н.К. Проектирование электронной образовательной среды быстрого развития инженеров / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, Д.А. Ахметшин, А.А. Али // Ученые записки ИСГЗ. — 2014. — Т. 1.  — № 1.  — С. 312-318.
  6. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Ахметшин Д.А. Дидактическая инженерия: логистика профессионального развития на основе обучения // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society)” (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html). – 2015. – V.18. – N 2. – С. 576-589. ISSN 1436-4522.
  7. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К. Параметрический портрет достижений преподавателя в контексте развития его интеллектуально-деятельностного потенциала // Educational Technology & Society – 2014 (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html). – Т. 17. – № 4. — С. 662–675.
    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    Методология рассматривается как наука об организации, ведения и оценки результатов деятельности. Очевидно, методики и технологии организации, ведения занятий, а также контроля освоения компетенций в традиционной (аудиторной) и техногенной среде значимо отличаются. Дидактическая инженерия представляет собой методологию подготовки студентов в компетентностном формате в техногенной образовательной среде.
    Written by: Крылов Дмитрий Александрович, Нуриев Наиль Кашапович, Старыгина Светлана Дмитриевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook