30 Апр

Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Исследование проводилось на базе старшей дошкольной группы МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 25 «Светлячок» г. Ельца, Липецкой области. Для данного исследования была отобрана группа из десяти детей старшего дошкольного возраста.

Цель – определение уровней сформированности у дошкольников представлений  о целостном образе лидера.

Задачи:

— разработать критерии, показатели и уровни о целостном развитии лидера у дошкольников;

— разработать содержание диагностического эксперимента;

— представить результаты в таблице (в общем виде, в % соотношении).

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, социометрия, беседа с педагогом группы, тест «Кто вы?» выявление личностных качеств лидера, методика «Какой я?» (выявление  самооценки лидера).

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы наблюдали за группой из 20 человек. Из этой группы детей мы определили детей у которых проявились лидерские качества на разных уровнях (высоком, среднем, низком). Всего таких детей оказалось 10. Далее предстояло выявить количество детей с высоким уровнем, средним уровнем  и низким уровнем. Критериями для определения уровней явились уже разработанные в науке [5]. Одновременно анализировалось проявление у дошкольников наличие лидерских качеств:  коммуникативность, творческий потенциал, активность, организаторские способности[5]. Критериями уровней лидерских качеств послужили названные личностные характеристики детей.

По названным нами критериям мы разделили детей по уровню наличия у них лидерских качеств низкий уровень (НУ), средний уровень (СУ) и высокий уровень (ВУ). Этих детей оказалось 10 человек.

Высокий уровень  (20 %) — качественный показатель: коммуникабелен — имеет много друзей, участвует в делах  группы, любит коллективные игры, легко общается со взрослыми; творческий потенциал — любит искать и пробовать новое, готов к выдвижению новых идей, предложений; активен — действует энергично, знает как преодолеть трудности, проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — умеет самостоятельно организовать мероприятие, стимулирует  работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей.

Средний уровень (50%)  — качественный показатель:  имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах группы, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал — ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых; активность — действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей.

Низкий уровень (30%)  — коммуникабельность — не имеет друзей, редко участвует в делах группы, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал — не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений; активность — пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей.

На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена работа с детьми (10 человек)   для выявления их представления о лидерах [3].

Детям предлагалось назвать уважаемого и авторитарного ребенка из группы (по нашему определению – лидера).

— С кем ты хотел(а) бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

— Кого ты позвал(а) бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

— С кем ты хотел(а) сидеть за одним столом, а с кем нет?

Старшие дошкольники достаточно осознанно выбрали тех, кого они предпочитают, а к кому не испытывают особой симпатии.

В ходе этой методики детей которые выделены как лидеры, дети представили:

— популярные (высокий уровень) — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;

-предпочитаемые (средний уровень) — дети, получившие два – три положительных выбора;

— отвергаемые (низкий уровень) — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Высокий уровень – 2 (20%)

Средний уровень -5 (50%)

Низкий – 3 (30%)

При проведении этой методики дети подтвердили наше мнение о лидерах, которых мы обнаружили в ходе наблюдения. Следует подчеркнуть, что не все лидеры получили равное количество выборок.

Проведенная методика позволяет констатировать, наличие у определенной части детей четкого представления о качествах лидера. Данная методика помогла выявить детей с различным уровнем представления о лидерских качествах. Далее нам предстояло выяснить насколько наши данные об уровне сформированности лидерских качеств и по материалам опроса детей в ходе, которого дети выбирали лидеров. Предстояла работа с педагогом с целью получения информации о лидерских качествах выделенной нами группы лидеров среди дошкольников. Одновременно педагогу было предложено выделить из числа лидеров (10 человек) детей с высоким, средним, низким уровнем проявлению лидерских качеств (по нашей классификации) и лидеров популярных, предпочитаемых, отвергаемых по классификации детей.

В ходе  беседы с педагогом выяснилось в группе присутствуют дети с проявлением лидерских качеств. Эти дети больше всего стараются организовывать игры, активны в процессе обучения, сверстники тянутся к ним, дошкольники творчески более развиты, чем другие дети. Педагог из этой группы выделил 10 детей  которые по её мнению являются лидерами: на высоком – 2 (20%), средний – 5 (50%), низкий – 3 (30%).

Как свидетельствуют материалы реализации нами  трех методик в изучении лидеров в обозначенной нами группе мнение различных сторон о лидерских качествах совпали, то есть по нашему наблюдению количество детей проявляющие лидерские качества  с высоким, средним, низким уровней совпали с мнением детей о популярных, предпочитаемых  и отверженных, аналогично характеристику лидерских качеств мы получили и от педагога.

Определив уровни сформированности лидерских качеств у дошкольников исследование нами  группы перешли к изучению личности самих лидеров.

Для выявления личностных качеств лидера была проведена  следующая методика тест «Кто вы?».

Выбранным лидерам (10 человек), были предложны геометрические фигуры, которые они должны расставить в зависимости от их отношения к этим фигурам: «нравится», «не совсем нравится», «не нравится».

Каждая фигура в этой методике определяет качества личности.

Круг – качества доброжелательности; квадрат – трудолюбие; прямоугольник – любознательность;   треугольник — символизирует лидерство; зигзаг – творческий потенциал.

В ходе этой методики  предполагаемые «лидеры» не все выбрали треугольник – символизирующий лидера. Некоторые из них выбрав квадрат объяснив свой выбор сказали: «он похож на треугольник».

Заключительным этапом в изучении и диагностики уровней представлений о целостном образе лидера у дошкольников  предполагавшая  выявить   самооценку дошкольникабыла  представлена методика «Какой я?»[ 4].

Эта методика предназначена для определения самооценки дошкольника. Детям задавались вопросы как он себя воспринимает и оценивает по 5 различным положительным качествам личности предложенные Е.И. Тихомировой[5]. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представлены в соответствующем протоколе, а затем были переведены в баллы. За каждый ответ дети получали по 1 баллу.

Высокий уровень 20 %– (4 – 5баллов).

Средний уровень  50% – (2 – 3 балла).

Низкий уровень 30% – (0- 1 балл).

После проведения названных методик не бес интересно выяснить, из каких источников дети узнали о сущности лидера. Были предложены ответы.

Предлагаемые ответы:

А) самостоятельное наблюдение за действием лидера (в сказках, в мультфильмах, в книгах и т.д.);

Б) из рассказов и дискуссий с родителями;

В) из бесед с педагогом;

Г) не смогли пояснить как они понимают сущность лидера.

Высокий уровень —  2 (20%)

Средний уровень -5 (50%)

Низкий уровень – 3 (30%)

Исходя из этого, мы выделили следующие критерии оценки уровня представления о целостном образе лидера у старших дошкольников.

  1. Все 4 методики совпадают по показателям.
  2. Имеются расхождения между мнением детей и остальными методиками.
  3. Расхождение заметное (почти не соответствуют 4 методикам).

Уровни по методикам.

На высоком уровне – 20% дошкольники имеют много друзей, активно участвуют в делах группы, легко общаются со взрослыми, любят искать и пробовать новое, готовы к выдвижению идеи, умеют действовать энергично, знает как преодолевать трудности, проявляют настойчивость при решении проблем, стимулируют работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей.Популярные среди своих сверстников. Выбрали по методике фигуру соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки все качества присутствуют.

Средний уровень  – 50% имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах группы, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал — ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых; активность — действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей. Предпочитаемые среди своих сверстников.  Выбрали по методике фигуру не соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки все качества присутствуют.

Низкий уровень – 30% коммуникабельность — не имеет друзей, редко участвует в делах группы, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал — не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений; активность — пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности — не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей. Отвергаемые среди своих сверстников.Выбрали по методике фигуру не соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки не все качества присутствуют.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа нашей исследовательской работы, использовав, следующие методы:наблюдение, беседа с детьми, беседа с педагогом группы, тест «Кто вы?» выявление личностных качеств лидера, методика «Какой я?» выявление  самооценки дошкольника., мы выяснили, что дети группы имеют средний уровень формирования представления о целостном образе лидера.  Для формирующего этапа исследования мы обозначили группу как экспериментальную.

Всё вышесказанное позволяет нам говорить о недостаточном формировании представления о целостном образе лидера у старших дошкольников и определиться в дальнейшем ходе нашего исследования, предполагающего использование: беседа о представлении целостного образа лидера,  рассказ (отрывок) о лидерах, видео   на этапе формирующего эксперимента в формировании  представления о целостном образе лидера у старших дошкольников, также работа с родителями: анкета, беседа, рекомендации.

Таким образом, мы определили цель формирующего этапа эмпирического исследования – сформировать у детей представление о сущности целостного образа лидера.

Список литературы

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г.Асеев. — М.: Мысль, — 2000.
  2. Бердюгина О.Г. Социология лидерства: методические рекомендации к спецкурсу [Текст] / О.Г. Бердюгина. —  Екатеринбург,  — 1998.
  3. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 2002.
  4. Учебное пособие: Психология Немов Р. С. Книга 3 Психодиагностика. М., — 2001.
  5. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика.[Текст] / Е.И. Тихомирова. — М., — 2005.
    Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера
    Written by: Друмя Юлия Александровна, Плетенева Ирина Финагеновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook