30 Дек

БАЛИНТОВСКАЯ СЕССИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ПЕРИОД ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В рамках проведённого нами исследования по построению и реализации методической системы подготовки учителя физики-выпускника технического вуза в период постдипломного образования  важное место занимало изучение влияния этой системы в процессе ее применения на качество подготовки педагога.

Одной из эффективных форм организации занятий в период постдипломной подготовки учителей физики-выпускников технических вузов была так называемая «балинтовская сессия»[2, с.81-82], которая в значительной мере помогала достигать требуемых изменений в формировании новых знаний, умений, а также качеств, необходимых учителю физики современной школы (на уровне реализации методической системы) и определять вектор этих изменений.

Данное название метод получил по имени своего создателя английского врача-психоаналитика венгерского происхождения Михаэля Балинта.

В начале 1950-х М. Балинт предложил метод, помогающий снизить эмоциональную напряженность при общении врача и пациента, с целью помочь  врачам, практикующим в общей медицине,  развить у  них внимательное отношение к профессиональным задачам и причинам своих неудач. Позднее с этой же целью Балинтовские сессии стали применяться и для представителей других профессий», работающих в системе «человек-человек» (педагогов, психологов, юристов) [1].

В результате балинтовской сессии можно достичь следующих результатов:

  • обучить участников анализировать информацию о реальных ситуациях;
  • отделять «важное» от «второстепенного», формулировать проблему;
  • привить умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;
  • научить моделировать особо сложные ситуации, когда даже специалист не может охватить все их аспекты;
  • демонстрировать характерные для большинства проблем многозначность и многоаспектность возможных решений.

Обычно при организации сессии обозначают четыре этапа:

1) выделение участника группы, который испытывает определенные, неразрешимые с его точки зрения проблемы (связанные с темой текущего занятия в соответствии с учебной программой). Эти проблемы он готов обсудить, коротко изложив их суть;

 2) члены группы поочередно задают этому участнику вопросы по рассматриваемой проблеме и получают на них подробные ответы. Данная процедура продолжается по кругу до тех пор, пока не иссякнут все вопросы. Тот, у кого нет вопросов, может пропустить свою очередь, а если вопросы появятся позднее, то он имеет право опять включиться в обсуждение. На этом этапе преподаватель может помогать участникам более четко формулировать вопросы, может задавать свои вопросы (в порядке очереди), он также следит за тем, чтобы преждевременно не началась дискуссия;

 3) все члены группы излагают свои варианты и пути решения поставленной проблемы, дают советы и рекомендации. На этом этапе делаются обобщения и выводы;

 4) в заключение тот участник, чья проблема обсуждалась, благодарит всех членов группы, отмечает, что нового и полезного он вынес из этого обсуждения. Преподаватель кратко подводит итоги.

 Обсуждение может послужить своеобразным импульсом для решения, которое может быть отложенным.

 Таким образом, цель балинтовской сессии — воссоздать более широкую картину проблем, найти оптимальные пути ее решения.

Приведем пример обсуждения вопроса, который волнует практически всех учителей физики сегодня: «Как можно вызвать у старших школьников заинтересованность в изучении физики?» (1-й этап).

Вопросы, которые были заданы на 2 этапе:

  1. Сколько обучающихся в классе, сколько мальчиков и девочек?
  2. Каков социальный состав?
  3. Каков статус школы?
  4. Каковы предметные предпочтения большинства обучающихся?
  5. Обучал ли физике учитель этих детей в основной школе?
  6. Какие уроки проходят успешнее всего, а какие можно считать «провальными»?
  7. Что в изучаемом материале вызывает наибольшее отторжение школьников?
  8. Какие формы, методы, средства обучения учитель применяет чаще всего?
  9. Оборудован ли кабинет необходимыми современными средствами (интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные компьютеры и т.п.)?
  10. Какой учебно-методический комплекс использует учитель?
  11. Часто ли учитель подбирает и использует актуальную информацию, указывающую на значение физики в жизни современного человека?
  12. Как обычно проходит урок?
  13. Сколько времени на уроке отводится деятельности школьников?
  14. Знает ли учитель, личностные особенности учеников в классе?
  15. Как часто используются индивидуальные задания?
  16. Может ли заведомо слабый и немотивированный ученик рассчитывать на успех при изучении физики? И др.

Далее (на 3 этапе) было предложено 2 задания, которые выполняли все участники балинтовской сессии.

Задание 1. Перечислите все возможные с вашей точки зрения факторы, вызывающие желание учиться (физике).

Среди факторов было выделено семь основных:

  1. То, чему я учусь, полезно для меня.
  2. Мне нужна профессия.
  3. Успешность в обучении повышает мою самооценку.
  4. Успешность в обучении получает одобрение со стороны учителя/родителей/одноклассников.
  5. Плохая учеба может вызвать ненужные мне проблемы.
  6. То, что я изучаю мне интересно и удовлетворяет мою любознательность.
  7. Мне нравятся задания на уроке (стиль общения, форма организации занятий и т.п.).

Задание 2.

Продумайте мотивацию по нескольким выбранным вами позициям из перечня, составленного в задании 1, при изучении явления электромагнитной индукции в 11 классе. Отметим, что в основном учителя обращали внимание на 1, 6 и 7 позиции.

Общие выводы (4 этап). Что нужно для формирования положительной мотивации и ее поддержания.

  1. Определить, что мешает успешному обучению с положительной мотивацией:
  • пробелы в знаниях школьников;
  • несформированность общеучебных умений школьников;
  • нежелание воспринимать новую информацию в том виде, в котором ее предлагают;
  • влияние внешних факторов;
  • ошибки в коммуникации;
  1. Возможные способы повышения уровня мотивации:
  • демонстрируйте собственный энтузиазм и заинтересованность;
  • опирайтесь на стимулирующие любознательность вопросы, не ограничивайтесь только фактическим материалом;
  • обратите внимание на факторы, вызывающие желание учиться;
  • демонстрируйте связь физики с реальным, окружающим нас миром;
  • используйте потребность школьников в творчестве и самовыражении;
  • поддерживайте активность, включая в урок разнообразную деятельность;
  • регулярно варьируйте предлагаемые задания;
  • проводите нестандартные уроки;
  • старайтесь приблизить обучение к жизненным потребностям обучающихся школьников;
  • свяжите физику с актуальными интересами школьников [2].

Стоит отметить, что организация занятия в форме такой сессии не  предполагает немедленное решение актуальной для большинства участников проблемы, но помогает более глубоко вникнуть в суть проблемы и по-новому взглянуть на поиск возможных путей её решения.

Таким образом,  Балинтовская сессия является средством для приобретения педагогом  нового опыта, где он может получить ответы на интересующие его вопросы из своей практики.

Список литературы:

  1. Зинова У. А. Балинтовские группы, как средство профилактики «синдрома эмоционального сгорания» у педагогов. URL: http://www.b17.ru/article/1332/(дата обращения: 20.12.2014).
  2. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии: Активное обучение»: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова – М.: Издательский центр «Академия»,2009– 192 с.
  3. Фещенко Т.С. Методическая система подготовки учителя физики в рамках постдипломного образования выпускников технических вузов [Текст]: … дис. д-ра пед. наук/ Т.С.Фещенко. – Москва. – 2014. – С.379-384 с.
    БАЛИНТОВСКАЯ СЕССИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ПЕРИОД ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
    Written by: Фещенко Татьяна Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook