30 Апр

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ: НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Изменение требований к качеству и результатам основного общего образования, выраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, утверждение нового Профессионального стандарта педагога [8] предопределяют необходимость реформирования национальной системы педагогического образования, пересмотра ценностных ориентиров, концептуальных подходов и способов их реализации в подготовке педагогов. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, вынесенный на широкое общественное обсуждение в 2013 году, и утвержденная в мае 2014 года «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [6] инициируют поиск способов гармонизации подготовки педагогов-исследователей в многоуровневом университетском образовании, усиления практикоориентированности программ обучения с целью формирования практических компетенций студентов. Успешное решение данной стратегической задачи предполагает актуализацию и эффективное использование резервов развивающей образовательной среды – как внутренней, университетской, так и внешней, аккумулирующей разные формы сетевого взаимодействия и активного творческого сотрудничества университета с социальными партнерами, региональными образовательными организациями области.

 Обобщая многолетний опыт работы в системе образования Тюменской области, обозначим основные направления и способы активизации ресурсов региональной образовательной среды с целью формирования практикоориентированной исследовательской деятельности педагогов. На современном этапе в развитии областной образовательной системы наблюдается тенденция к внутрирегиональной интеграции образовательных комплексов и учреждений, поиск путей  органичного синтеза фундаментальности университетской системы обучения и его прикладной направленности, что создает условия для успешного профессионального становления будущих учителей и обеспечения их готовности к практической деятельности. В связи с этим в Тюменском государственном университете – региональном центре профессиональной подготовки педагогов – реализуется курс на сохранение традиций вузовской модели с ее мощными культурологическими и методологическими основами, разветвленными международными связями, практикой развития гуманитарной и исследовательской культуры студентов, их раннего приобщения к науке, с одной стороны, и обогащение, «оплодотворение» этих традиций и подходов продуктивным опытом педагогических вузов, всем лучшим, что наработано в многолетней специализированной системе обучения учителей, — с другой. Выбранный курс развития предполагает изменение содержания обучения, научную основу которого составляют фундаментальные дидактические теории и методология научной деятельности, пересмотр учебных планов и перераспределение часовой нагрузки на теоретическую подготовку и практику, а также обновление образовательных технологий. В.И. Загвязинский, автор социально-личностной концепции образования, определяя основные принципы модернизации вузовской системы подготовки педагогических кадров, говорит о необходимости «разумного баланса теории и практики за счет их интеграции, относительно кратких, но эффективных, объединяющих метапредметных курсов (общая физика, общая педагогика, экология и др.), синтезирующих конкретно-научное и психолого-педагогическое содержание (социология образования, педагогическая политология, социально-педагогическая диагностика и др.)» [4, с.15].  Целесообразно, по его словам, и расширение «практики в передовых образовательных учреждениях, в школах мастеров педагогического труда», которая должна быть «тесно увязана как с теоретическими положениями, так и с овладением современными техническими средствами» [Там же]. Некоторые содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов, смыслообразующий компонент вузовской подготовки раскрыты Е.Г. Беляковой, которая убедительно доказывает, что осмысленность педагогической деятельности как часть общей и методологической культуры педагога является обязательным условием квалифицированной постановки педагогических задач, целенаправленного поиска и конструирования способов их решения, углубления профессионально-личностной рефлексии и творческого саморазвития в профессии  [2].  Помимо этого, в основе программного обеспечения подготовки будущего учителя должны быть не только логика и специфика предмета, что, конечно, обязательно, но и логика культуры, основы и философия культуры в широком контексте гуманитарных ценностей, что позволит педагогу грамотно осуществлять воспитательную деятельность по развитию личности обучающегося, его гуманитарного мышления, организовывать ценностно-смысловое постижение и диалогическое открытие школьником метатекста культуры.

Разработка модели гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников предполагает и новые формы практики. Известны разные направления расширения практикоориентированности педагогической практики студентов: организация качественных стажировок студентов в образовательных учреждениях;  практика непосредственного обучения в стенах школы (опыт Великобритании, где реализуется система непрерывного трехуровнего педагогического образования, которая предполагает начальный, «пробный год» работы в школе и уровень послевузовского обучения [1]); последовательное вхождение выпускника в профессию под руководством опытных педагогов-наставников, которые оказывают многопрофильную компетентную шефскую помощь, как это практикуется, например, в Финляндии и Германии; развитие и осуществление многоаспектных партнерских отношений вуза и школ; интенсивные формы педагогической практики (как, к примеру, в США  годовая интернатура, специальные послевузовские тренинги, институты менторства и педагогическая  интернатура, создающая условия для успешного завершения специальной подготовки и профессиональной адаптации выпускников [7].

 Содержание педагогической практики должны составлять не только разные способы и формы практического знакомства (на уроках, мастер-классах опытных педагогов-наставников, педсоветах и заседаниях методических объединений школы) с программным обеспечением образовательного процесса и УМК, методиками и образовательными технологиями, но и, безусловно, продолжительная по времени, самостоятельная педагогическая деятельность студентов (подготовка и проведение уроков, внеурочных занятий по предмету, воспитательных мероприятий, практика живого общения с детьми и родителями в разных формах), сопровождаемая обязательной и неформальной рефлексией. Это может быть обсуждение — совместно с учителями и преподавателями вуза, куратором — первых педагогических шагов, ведение дневника или заметок практиканта, творческий отчет или эссе студента о полученном опыте, ценностных открытиях в ходе педагогической практики, о неких сдвигах в профессиональном мышлении и личностном сознании. Возможно и создание портфолио (в том числе и электронного, цифрового) с работами студента и учащихся, отзывами и пожеланиями педагогов-коллег – оно может стать формой оценки личностных результатов студента и может быть использовано при аттестации, устройстве на работу и т.д. Всесторонняя профессиональная помощь педагогического коллектива и индивидуальное методическое, психологическое сопровождение студентов, также как и начинающих учителей, — обязательное условие успешной адаптации к школьной жизнедеятельности и функциональным обязанностям, залог дальнейшего профессионального роста педагога.

Сочетание методологической грамотности как основы профессиональной исследовательской компетентности педагога с практико-ориентированными содержательными подходами, повышение академической мобильности в решении практических задач образования и гуманитарной культуры, составляющей ценностно-смысловое ядро общей педагогической культуры, и обеспечит, на наш взгляд, соответствие уровня профессиональной подготовки учителя требованиям Профессионального стандарта и запросам социума. Однако успешная реализация этих стратегических линий невозможна без эффективной системы дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, которая в течение 70 лет осуществляется на базе  Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО). Институт не только проводит очное, дистанционное и очно-дистанционное обучение педагогов, но и конструирует и реализует индивидуальные образовательные программы накопительной системы повышения квалификации исходя из системного анализа результатов ежегодных социальных опросов педагогов, обучающихся и их родителей, потребностей образовательных учреждений области, а также персонифицированных банков данных, портфолио учителей. В режиме дистанционного обучения педагогам разных уровней образования (дошкольного, общего, профессионального,  высшего), специалистам дополнительного образования предлагаются 39 электронных курсов, включающих 200 тематических модулей, а также интерактивное методическое сопровождение по всем актуальным проблемам педагогического образования — в методкабинете и через систему консультационной помощи  on-line на сайте института, в формате видеоконференцсвязи, Skype и т.д.  В региональном институте разрабатываются гибкие и вариативные траектории профессиональной подготовки, внедряются программы по переподготовке педагогических кадров и освоению дополнительных педагогических квалификаций: управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги, педагоги по работе с обучающимися с ОВЗ, с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.).

Концепция непрерывного, открытого и неформального образования реализуется через сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями области, тьюторское и проектное сопровождение педагогических коллективов и учителей-исследователей. Специалисты предметных кафедр регионального института аккумулируют и обобщают деятельность педагогов области по апробации новых учебно-методических комплексов, электронных учебников и учебных пособий федеральных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-граф», «Русское слово», разрабатывают научно-методические рекомендации для их массового внедрения в учебно-воспитательный процесс. ТОГИРРО организует и координирует деятельность региональных предметных лабораторий, пилотных площадок по внедрению ФГОС второго поколения, инновационных площадок («Сетевое взаимодействие по воспитанию патриотизма в молодежной среде», «Спортизированное физическое воспитание как условие интеграции основного и дополнительного образования» и др.), стажировочных площадок по организации работы с одаренными детьми (66 образовательных учреждений Тюменской области), по вопросам воспитания и социализации школьников (7 образовательных учреждений). На основе обобщения экспериментальной практики школ в педагогическом пространстве области за последние три года были реализованы несколько весьма значимых сетевых проектов: «Развитие учебно-информационных умений через введение межпредметного интегрированного курса на предметах гуманитарного цикла в 5 классе» (руководитель – Обласова Т.В.), «Школа как пространство чтения» (Медведева Е.Г.), «Интеграция предметов естественно-математического и социально-гуманитарного циклов»  (Каткова О.А.), «Языковое развитие личности в системе общего образования в условиях реализации ФГОС» (Володина Е.Н.). Участники проектов — школы Тюменской области, практикующие инновационные подходы к образованию в условиях его модернизации. В системной проектной и творческой деятельности развиваются методологическая и исследовательская культура учителей, совершенствуются навыки прогнозирования и моделирования при составлении педагогических программ и планов, при разработке процедур проведения опытно-поисковой и экспериментальной работы [3;5].  Включение студента, проходящего практику или стажировку в образовательном учреждении, в творческий педагогический поиск будет эффективным, если педагогического коллектива участвует в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности: это позволяет концептуально целостно осмыслить актуальные проблемы и задачи, стратегию развития школы, апробировать новые подходы, технологии, методы организации образовательного процесса. Так в практической деятельности формируется осознанное рефлексивное отношение будущего учителя к особенностям и противоречиям школьной жизни, развивается активное творческое мышление педагога-исследователя.

Особое внимание в региональной образовательной деятельности уделяется молодым педагогам, их индивидуализированному сопровождению на всех этапах вхождения и погружения в профессию, на пути овладения современными образовательными технологиями и методиками, секретами профессионального мастерства. На открытых уроках, семинарах и мастер-классах, педагогических марафонах, дискуссионных площадках и круглых столах они знакомятся с передовым опытом школ и лучших педагогов – мастеров своего дела, победителей и лауреатов профессионального конкурса «Учитель года» областного и российского уровней. Участие в конкурсном движении и системная помощь в подготовке к конкурсам – еще одна форма повышения квалификации педагогов, мощный стимул к практикоориентированной исследовательской деятельности и качественному обновлению образования, способ укрепления профессиональных связей в региональном образовательном сообществе.

В условиях интеграции региональных образовательных ресурсов важен и потенциал профильной довузовской подготовки педагогических работников. В Тюменской области есть и богатые образовательные традиции обучения в педагогическом колледже, и опыт педагогических классов (школа № 66 г.Тюмени), что представляется весьма перспективным с точки зрения поиска и реализации механизмов сетевого взаимодействия организаций основного, среднего,  высшего и дополнительного профессионального образования. Традиционные совместные научно-практические конференции и семинары, форумы и круглые столы по обсуждению актуальных педагогических проблем, путей реализации преемственности на всех уровнях образования объединяют усилия педагогов, создают условия для развития партнерских отношений и творческих инициатив. Региональная образовательная среда создается и благодаря взаимодействию и интеграции профессиональных сообществ — Ассоциации участников и победителей конкурса «Педагог года», Совета молодых педагогов Тюменской области, районных школ молодого педагога, Ассоциаций учителей-предметников и др., их активному и плодотворному сотрудничеству в разных социально-педагогических направлениях. Многовекторная практико-ориентированная творческая деятельность научно-педагогического сообщества стимулирует педагогический поиск, генерирует новые идеи и проекты, формирует, актуализируя механизмы развития личности, педагога-исследователя, а значит способствует повышению качества национального образования.

Список литературы:

  1. Абазовик Е.В. Реформирование подготовки учителей в Великобритании на рубеже XX – XXI века / Академический вестник Института образования Российской академии образования «Человек и образование». 2008. № 3 (16). С.83-87.
  2. Белякова Е.Г. Содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов – будущих педагогов // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. С. 25-34.
  3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. 3-е изд. М.: ИЦ Академия, 2010. 176 с.
  4. Загвязинский В.И. Личность педагога в контексте стратегии Возрождения российского образования // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. С. 11-17.
  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: ИЦ Академия, 2012. 208 с.
  6. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект). URL: http: // минобрнауки / документы / 3875
  7. Ленская Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя //Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81-95. Широкова М.В. Технология управления качество м подготовки выпускников педагогических вузов в США // Высшее образование сегодня. 2009. № 11. С.5-6.
  8. Профессиональный стандарт педагога. URL: http: // минобрнауки / документы / 3071
    АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ: НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    Written by: Володина Елена Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/13/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook