25 Июл

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В последнее время возрастает роль такого научного направления, как акмеология, направленной на изучение достижения высшего результата в формировании высокоактивной личности. Так, например, создаются и открываются кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, организуется и проводится научно-исследовательская работа по изучению данного феномена, издаются учебные пособия, монографии и журналы и пр.

В научный оборот сам термин «акмеология» (от др.-греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, др.-греч. logos – слово, речь, учение) ввел в 1928 году Н.А. Рыбников, подразумевая под ним науку, занимающимся изучением развития зрелых людей. Он предложил строить акмеологию по подобию науки педология (объединение подходов к развитию ребенка с точки зрения педагогики, психологии, биологии, медицины). В 60-х гг. 20 века Б.Г. Ананьев, а после и А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др. включили термин «акме» в название раздела науки, занимающегося изучением развития человека с момента рождения до его смерти. С их точки зрения акмеологию стоит понимать как совокупность наук (гуманитарных, общественных, естественных, технических), изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения [1, с.2-3]. На сегодняшний момент акмеология — интегративно-комплексная наука, которая изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества, как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [1, с.7].

Для понимания сущности понятия «акмеология» рассмотрим его с точки зрения основных трех наук – философии, психологии и педагогики.

Философы древности (Апполодор, Платон и др.) выделяли основную акмеологическую идею – это важность развития личности. В основе их рассуждений — размышления о сущности человека, о его месте в мире и пр. По их мнению данная наука изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность [6]. Основные акмеологические понятия о самореализации творческого потенциала личности были связаны с понятием «самодвижения».

К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.К. Маркова выделили два направления осуществления связи между акмеологией и философией: 1) с точки зрения мировоззренческого направления философия задает, во-первых, аксиологические идеалы, определяющие критерии постановки и изучения акмеологии (нравственные, юридические, эстетические, культурологические и т.п.); во-вторых, праксеологические цели акмеологии как общественной науки и особого раздела современного человекознания [1, с. 8-9]. 2) Методологическое направление обосновывает акмеологию как самостоятельную научную дисциплину, определяя средства ее построения с помощью интеграции знаний смежных наук о человеке и представлений о становлении его профессионально-творческого мастерства. Средствами выступают многочисленные методологические принципы, выделенные Б.Г. Ананьевым: оперирование философскими категориями и научными понятиями, выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования, анализ феноменологии и синтеза знаний о ней, построение концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведение экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществление их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления [3].

В психологии делается акцент на том, что предмет изучения акмеологии -взрослая зрелая личность. Об этом свидетельствуют многочисленные определения. Например, акмеология – это: 1) комплексная наука, предметом которой являются условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности, прежде всего, в профессиональной деятельности, а также методы и средства обеспечения этого уровня [6, с. 283]; 2) наука, изучающая феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации [8, с. 76]; 3) наука, изучающая человеческую личность в период ее социальной, духовной и творческой зрелости, а также взаимоотношений ее с обществом (в противовес к детской и подростковой психологии и психологии старения) [4]. 4) наука, изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии [2, c. 217]. 5) знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека [13].

В педагогической интерпретации акмеология – наука, изучающая развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (как профессионала) [10, с.9]. Данная научная область изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – акме. [7, c.7]. Акмеология – это наука о вершинных достижениях человека, изучающая закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [1, с.7]. Акмеология – это междисциплинарная область, изучающая закономерности профессионального роста, методы достижения наивысших результатов в творческой деятельности и практической жизни [12, с.25]. Отмечается, что акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации и временем, необходимым для её овладения. Данная наука выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, исследует факторы, определяющие качественные и количественные характеристики «акме», а также изучает проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности [11, с. 14].

Одна из основных задач акмеологии – выделение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном, в младшем школьном, в подростковом и юношеском возрасте, с целью дальнейшего успешного проявления себя на ступени зрелости [9, с. 16]. А также разработка методологического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления своих социально значимых и творческих качеств [11, с. 14]

В зарубежной научной литературе термин «акмеология» практически не используется, тем более как самостоятельная научная область исследования не является. Психология зрелости рассматривается только как один из разделов психологии развития. Хотя имеются научные публикации и работы в области развития профессионализма личности и деятельности.

В результате, наука акмеология нацелена на изучение творческого потенциала и жизненной самореализации личности, факторов, путей и способов достижения социального успеха и профессионального мастерства. Основной задачей является выявление оптимальных факторов и условий, позволяющие человеку достичь своего «акме» в профессиональной деятельности. Поэтому развивающаяся, самореализующаяся достигающая вершин профессионализма личность — объект исследований в акмеологии. Следует отметить, что кроме общей акмеологии активно развиваются различные ее направления, связанные к конкретной областью профессиональной деятельности. Так в последние два десятилетия получили широкое распространение военная, информационная, медицинская, управленческая, педагогическая, политическая, спортивная, этническая акмеология и др.

Список литературы

  1. Акмеология/ под ред. А.А. Деркач. – М.: РАГС, 2004. – 299 с.
  2. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.– СПб: Питер, 2001. – 288с.
  4. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
  5. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. – М.: РАГС, 2010.
  6. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб.: Политехника, 2003. – 395 с.
  7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  8. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие/под ред. А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой. – М, 2000. – 388с.
  9. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Совр.слово, 2005. – 720 с.
  10. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под.ред. О.Б. Акимовой; ГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». – Екатеринбург, 2012. – 251 с.
  11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М Бим-Бад. – М.: Большая Росс. Энциклопедия, 2003. – 528 с.
  12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
  13. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
    АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
    Данная статья носит теоретический характер. В ней представлен результат анализа различных подходов с точки зрения философии, психологии и педагогики к содержанию понятия «акмеология». Данная наука исследует творческие потенциалы и жизненную самореализацию личности, изучает факторы, пути, способы достижения человеком социального успеха и профессионального мастерства.
    Written by: Балыкова Ирина Евгеньевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook