30 Дек

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Для детей предусмотрена сдача норм ГТО в пяти возрастных группах: 1 ступень – 6-8 лет, 2 ступень – 9-10 лет, 3 ступень – 11-12 лет, 4 ступень – 13-15 лет и 5 ступень – 16-17 лет. В каждой группе содержатся обязательные нормативы, которые можно сдавать по выбору. Содержание контрольных упражнений соответствует возрастным особенностям школьников.

Для успешной подготовки к сдаче норм ГТО необходимо выполнять такие физические упражнения, которые способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Среди различных видов двигательной активности аэробика занимает одно из ведущих мест по развитию различных функциональных систем организма и способствует развитию основных физических качеств. Эмоциональность аэробных упражнений, выполняемых под музыку, способствует увеличению объёма выполняемых упражнений.

Методика исследования. Целью данной публикации является демонстрация возможностей комплексов аэробных упражнений для подготовки к сдаче нормативов ГТО детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальной части исследования участвовали две группы детей от 6 до 7 лет, которые были разбиты на контрольную и экспериментальную группу по 21 человеку каждая. Показатели статистической обработки результатов физического развития детей представлены в таблице 1.

Средние показатели роста у детей в контрольной группе были несколько выше и составили 1,185+0,130 м, а в экспериментальной группе – 1,165+0,125 м, соответственно. Коэффициент вариации показателей в контрольной группе составил 4,3% против 4,0% экспериментальной группе.

Наоборот колебания веса отдельных участников экспериментальной группы были более значительны по сравнению с показателями детей контрольной группы (таблица 1). Статистически значимых различий между группами не обнаружено (р>0,05).

Таблица 1.

Статистические показатели физического развития детей, входящих в экспериментальную и контрольную группы

№п/п

Показатели

Х σ V Размах
Рост,

м

Экспериментальная группа (n=21) 1,165 0,047 4,0 0,125
  Контрольная группа

(n=21)

1,185 0,051 4,3 0,130
Вес,

кг

Экспериментальная группа 19,9 2,70 7,6 7,3
  Контрольная группа 21,4 1,24 5,8 3,1

В работе с экспериментальной группой аэробика рассматривалась как основное средство физического воспитания. Планирование занятий с преимущественным использованием аэробики велось исходя из следующих методических положений:

  1. Безопасность аэробной тренировки основана на выполнении следующих требований:
  • при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;
  • необходима смена работающего звена или направления движений через каждые 8 счетов;
  • изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, так и уменьшения.
  1. Новые движения или способы перемещения должны выполняться в медленном темпе, вплоть до их имитации.
  2. Необходимо для облегчения выполнения аэробных упражнений использовать сопровождающие команды и подсказки словом и действием (показом).
  3. На занятиях следует составлять комплексы в соответствии с физическими возможностями занимающихся.

Занятия с экспериментальной группой проводились три раза в неделю.

Количество упражнений, число повторений, темп их выполнения на занятии подбирались исходя из задач урока и физическим возможностям детей. При этом учитывалось, что самый больший тренировочный эффект дают упражнения, выполняемые в смешанном режиме энергообеспечения, т. е. аэробно – анаэробном.

Все аэробные упражнения были разбиты на три группы:

  1. Упражнения общей физической подготовки, которые включали в себя средства гимнастики, подвижных игр, спортивных игр, легкой атлетики.
  2. Упражнения специальной физической подготовки – комплексы аэробики, растяжки, стретчинга.
  3. Упражнения технической подготовки – выполнение отдельных элементов, соединений, комбинаций, их частей.

Структура типичного недельного цикла занятий в экспериментальной группе представлена в таблице 2.

Подбор аэробных упражнений позволяет одновременно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи урока. Аэробные упражнения имеют несколько вариантов исполнения, что позволяет изменять состав аэробных упражнений на уроке физической культуры. При занятиях аэробикой выполняются различные виды движений, которые предусматривают выполнение ходьбы, бега, прыжков. Эти движения сочетаются с выполнением наклонов, поворотов, махов и других более простых и сложных движений. Такое сочетание позволяет добиваться кумулятивного эффекта при развитии основных физических качеств, необходимых для сдачи норм ГТО.

Таблица 2.

Структура типичного недельного цикла занятий в экспериментальной группе

№ заня-тия Вводная часть занятия Основная часть занятия Заключительная часть занятия
Применяемые упражнения Направлен-ность Применяемые средства Развива-емые двигательные качества
1. Круговая разминка

(упражнения группы 1)

Упражнения группы 1 Хореография Танцевальная

пауза

Гибкость
2. Круговая разминка

(упражнения группы 1)

Упражнения группы 2 Акробатика Подвижные игры Гибкость
3. Круговая разминка

(упражнения группы 1)

Упражнения группы 3 Базовые элементы Эстафеты Гибкость
4.* 3-5 мин. 7-10 мин. 7-10 мин. 3 мин. 2 мин.

Примеры аэробных упражнений для заключительной части урока представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3.

Комплекс аэробных упражнений для развития гибкости для заключительной части урока

Содержание Дозировка, раз Методические указания

Стоя

1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову:

1–3 – три пружинистых  наклона вперед, руками касаясь пола,

4 – и. п.

5–7 – наклон назад, руки в стороны,

8 – и. п.

8 Ноги не сгибать.

 

 

 

 

 

 

Наклон назад выполнять медленно, отводя голову назад

2. И. п. – стойка ноги врозь, левая рука на поясе, правая – в сторону.

1 —  наклон влево, правую руку вверх,

2-7 – держать,

8 – выпрямиться и поменять положение рук.

9–16 – то же вправо.

8 Наклон выполнять точно в сторону, не сгибая ног

Сидя на полу

1. И. п. – сед, руки вверх:

Наклон вперед с захватом руками голеней

 

3 раза с удержанием по 15–20 с Не допускать болевых ощущений под коленями
 

2.

И.п. – сед ноги врозь, руки вверх.

1–7 – наклон вперед,

8 – и. п.

9–15 – наклон вправо,

16 – и. п.

17–32 – то же в другую сторону

3 раза с удержанием по 15–20 с Грудью и животом коснуться пола.

При наклоне в сторону, плечо положить на пол

3. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе:

1–2 – наклон назад,

3–4 – и. п.

8 Выполнять в медленном темпе

Лежа на спине

1. И. п. – лежа на спине

1–8 – «Березка»,

1–8 – ноги за голову,

1–8 – «Березка»,

1–8 – и. п.

4 Следить за правильностью выполнения упражнения.
2. И. п. – лежа на спине.

«Мост»

 

3 раза с удержанием по 15-20 с Следить за правильностью выполнения упражнения, руки как можно ближе поставить к пяткам
3. 1. Шпагат правая впереди.

2. Шпагат левая впереди.

3. Прямой шпагат (поперечный)

Удерживать

по 30 с

Максимальная амплитуда упражнения

Таблица 4.

Комплекс аэробных упражнений для развития силы разных групп мышц

Содержание Дозировка, раз Методические указания
1. И.п. упор присев

1- упор лежа,

2- упор лежа ноги врозь,

3- упор  лежа,

4-и.п.

8 -10 раз Спина прямая, ноги прямые.
2. И.п. упор лёжа

1-8 сохранить это положение

Удерж. 8-10 с  
3. И.п. упор лёжа на коленях

1-2 сгибание рук

3-4 разгибание рук

6-8 раз При сгибании рук расстояние груди от пола не более 10 см
4. И.п. сед ноги врозь, руки на полу перед собой

1- поднять ноги,

2-7 держать ноги над полом,

8- и.п.

4-6 раз Туловище держать вертикально, опираться на всю ладонь, ноги прямые.
5. И.п. сед ноги врозь, руки на полу перед собой

1- приподнять туловище над полом,

2-7 держать туловище над полом,

8 – и.п.

4-6 раз Не наклоняться к ногам, опора на всю ладонь.
6. И.п. сед ноги врозь, руки на полу перед собой

Оторвать ноги и таз от пола (сед углом ноги врозь)

4-6 раз Продержать сед углом 5-6 с
7. И.п. сед, ладони на полу у бедер

1- поднять ноги и туловище (сед углом),

2-7 держать ноги над полом,

8- и.п.

4-6 раз Туловище держать вертикально, ноги не сгибать

Контрольная группа занималась по общепринятой программе физического воспитания. Занятия физической культурой проводились три раза в неделю в каждой из групп.

Результаты исследования. Результатом действия экспериментальной программы оказалось улучшение всех показатели в тестовых упражнениях у детей ЭГ за время педагогического эксперимента (таблица 5). Однако улучшение показателей в беге на 30 м, прыжке в длину с места оказались недостоверными при уровне значимости р>0,05. Такие результаты объясняются, вероятно, тем фактом, что при выполнении аэробных упражнений в этом возрасте значительное место занимали упражнения, способствующие развитию в первую очередь гибкости и подвижности суставов, координационных способностей и общей выносливости.

Таблица 5

Динамика результатов тестирования у ребят экспериментальной группы за время педагогического эксперимента

Наименование теста Результаты педагогического эксперимента Значение t критерия Стьюдента Уровень значимости, P
Начало Окончание
Бег 30 м, с 7,39+0,80 6,88+0,78 2,09 >0,05
Прыжок в длину с места, м 0,98+0,14 1,18+0,12 2,01 >0,05
Бег 300 м, с 84+8,0 69+9,4 4,45 <0,01
Наклон вперед, см 4,5+6,8 10,5+5,7 5,58 <0,01
Подъем туловища за 30 сек., раз 11+6 17+4 3,81 <0,01

Другое объяснение слабого прироста скоростно-силовых качеств, которые наблюдаются у ребят этой группы, связаны с необходимостью выделения значительного времени на освоение техники аэробных упражнений и выполнение этих упражнений в невысоком темпе, что предусмотрено методическими рекомендациями выполнения экспериментальной программы.

Значительное сокращение времени преодоления дистанции 300 метров связано, вероятно, с аэробной направленностью занятий в экспериментальной группе. При этом размах величины этого показателя у отдельных детей достигал 16 секунд, что свидетельствует о значительных различиях функциональных возможностях отдельных индивидуумов, связанных с гетерохронностью физического развития детей этого возраста.

Отметим, что комплексы аэробных упражнений, направленные на развитие отдельных физических качеств, способствуют улучшению результатов педагогического контроля. Например, упражнения, представленные в таблице 4, способствуют развитию силовых способностей, и следствием этого является улучшение средних показателей в тесте «подъём туловища за 30 с» с 11 до 17 раз. Надо отметить, что аэробные упражнения строятся на основе семи относительно простых базовых движений. Сочетание же этих упражнений с движениями отдельных звеньев тела, поворотами, наклонами, движениями рук формируют мышечный корсет ребёнка и улучшают координацию движений.

Сравнение результатов ребят из контрольной и экспериментальной группы, представленные в таблице 6, показывает, что ребята из экспериментальной группы демонстрируют достоверно более высокие достижения во всех тестах, но величина полученных сдвигов несколько отличается. Так при оценке результатов беговых тестов уровень различий несколько меньше (p<0,05), чем при оценке силовых, скоростно-силовых качеств и гибкости (p<0,01).

Таблица 6.

Результаты итогового тестирования детей из контрольной и экспериментальной групп

Наименование теста Результаты Значение t критерия Стьюдента Уровень значимости, P
КГ ЭГ
Бег 30 м, с 7,49+0,66 6,88+0,81 2,67 P<0,05
Прыжок в длину с места, м 1,02+0,12 1,18+0,12 4,31 P<0,01
Бег 300 м, с 81+8,0 69+9,4 4,45 P<0,01
Наклон вперед, см 5,5+5,8 10,5+5,7 2,81 P<0,05
Подъем туловища за 30 сек., раз 12+5 17+4 3,58 P<0,01

Гибкость у детей как в экспериментальной, так и в контрольной группах достоверно улучшилась. В экспериментальной группе прирост оказался более высоким и составил в среднем 6 см. Результаты ребят этой группы превосходят и показатели тестов на гибкость в контрольной группе в среднем на 5 см (p<0,05).

Выводы. Результаты тестирования детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе позволило установить следующие закономерности:

— занятия с детьми с применением аэробики в целом положительно влияют на их физическую подготовленность,

— наблюдается положительная динамика развития скоростных и скоростно-силовых качеств,

— отмечаются достоверно более высокие сдвиги в показателях выносливости, и силы у детей, применяющих аэробику как средство физического воспитания,

— занятия аэробикой создают благоприятные предпосылки для сдачи норм ГТО, поскольку способствуют развитию основных физических качеств ребёнка.

Список литературы.

  1. «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне » (ГТО)»: Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172.
  2. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлева Е.Б. Учителю физической культуры о гимнастической аэробике: Методические рекомендации. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. – 36 с.
  3. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлева Е.Б. Как подготовиться и принять участие в соревнованиях по аэробике?: методические рекомендации. – М.: МГПУ, 2011. – 72 с.
  4. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Аэробика в школе: Учебно-методическое пособие для учителя физической культуры. – М.: Советский спорт, 2014. — 124 с.
    АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
    В статье рассматривается возможность использования аэробных упражнений для подготовки дошкольников для сдачи норм ГТО.
    Written by: Михайлова Эльвира Ивановна, Михайлов Николай Георгиевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/10/2017
    Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
    Available in: Ebook