25 Июл

География мирового туризма




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время туризм – это стремительно развивающаяся отрасль мировой экономики. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства.

Мировой  природно-рекреационный  ресурс значителен: морские побережья, берега рек и озер, горы, лесные массивы, выходы минеральных источников и лечебных грязей. В этих местах отдыхающие и туристы находят, целительный климат, возможности для отдыха, занятий спортом, охотой, рыбной ловлей.

В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны, где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями: Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика, Египет.

Актуальность развития туризма можно увидеть, глядя на  некоторые европейские страны, где доходы от туризма в общем поступлении от экспорта составляют 60% — Испания, 40% — Австрии и формируют основную часть государственного бюджета. По данным Всемирной туристической  организации (ВТО), в 83% странах мира туризм является одним из пяти основных источников дохода. Кроме того, среди всех секторов экономики туризм лидирует по созданию рабочих мест.

Но, к сожалению высокий туристско-рекреационный потенциал России в настоящее время используется далеко не в полной мере. Это является существенным тормозом интенсивного развития туристской отрасли на региональном и национальном уровне.

Важно отметить, что международный туристический поток, в 2014 г. достиг показателя в 1112 млн. туристов. По оценкам экспертов ВТО, этот рынок продолжит развиваться, несмотря на экономический кризис, сильно затронувший отдельные страны. Ожидается, что в текущем году этот показатель вырастет на 3–4% [6].

Анализ, проведенный ВТО 2014г. показывает, что самыми популярными регионами для туристов всего мира, которые в 2014 г. посетили более половины общего количества путешествующих,  приходится  на страны Европы,  а на втором месте по популярности впереди страны Азии и Тихоокеанского региона, а следующие — страны Америки. Европа стала наиболее быстрорастущим регионом — число туристов, выбравших этот регион, выросло на 29 млн. человек (на 6%), а в  2014 г. самой популярной в мире страной для въездного туризма была признана Франция, доля которой  в общем въездном турпотоке составила более 50%. Далее следуют США и Китай. Лидером по доходам от туризма  является Северная и Южная Америка, за 2014 г. рост составил +5,7% , следом за ними идут Европа (+5,2%), Азия, Океания (+4,4%) и Африка (+2,2%). Ближний Восток  из-за  политической нестабильности  оказался единственным регионом, у которого этот показатель снизился (-14%). Больше всего доходов от туризма приходится на Европу.

Одной из главных задач для дальнейшего расширения экономического сегмента туризма является упрощение визовых процедур между  странами. Для России одной из  международных проблем остается  отсутствие  безвизового режима со странами Европейского Союза (ЕС), который  бы мог  гарантировать  право странам свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены ЕС, так и другие европейские государства.   Россия  может быть членом Шенгенского соглашения  и не быть членом ЕС, и так в разных комбинациях.  Шенгенское соглашение подразумевает, получение визы в консульстве одной из стран-участниц, а после право свободно ездить по всем странам Шенгенского договора. Свободный визовый режим не всегда является наличием хорошего  отдыха, поэтому вместе  с изменениями в сфере экономического характера  необходимо менять в лучшую сторону стратегию развития туристической  отрасли. В России туристический рынок  за 2013 год вырос на 14%, а в 2014 году достиг $48 млрд. Расходы иностранных туристов в России за восемь месяцев 2014 года выросли на 16%, и оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире. В Японии доходы от туризма выросли на 48%- это самый большой показатель,  в Швеции на 26%, Южной Африке -26%, Республике Корея — 26%, Индии — 23%, Гонконге, Таиланде,  — 17% [1, с.70].

В 2014 г. внутренний турпоток в России вырос примерно на 10%, опережая по темпам роста выездной туризм.  Темпы роста внутреннего туризма опережают рост выездного: в 2013 г. разница в темпах роста сравнялась 1%, а в 2014 г.  она увеличилась до 3%. Этому способствует большая часть российских туристов, предпочитающие проводить отдых  у себя, включая так же   новогодние каникулы, посещая как крупные, так и малые города России, в итоге число внутренних «каникулярных» туристов в 2014 г. увеличился на 15-20%. Так же число внутреннего туризма выросло за счет посещения россиянами Крыма.

 В превращении малых городов России в туристически привлекательный и конкурентоспособный продукт важную роль играет Ассоциация малых туристских городов (АМТГ). Наиболее привлекательными туробъектами на территории России остаются  Краснодарский край, курорты Кавказских минеральных вод, Ставропольский край, а также Москва и Санкт-Петербург. Активность малых городов России становится всё заметнее так как  государственная целевая программа развития туризма в России  оказывает помощь малым городам, за счет чего создаются целые туристско-рекреационные комплексы.  В 2015 г.  на территории РФ будет уже 64 таких объекта туристско-рекреационных комплексов, строящихся в рамках программы.

Северный Кавказ — перспективный регион России.  Это сельскохозяйственная база России (помимо Сибири и Алтая), в которой сельскохозяйственные угодья занимают более 70 % территории. Значительны природные ресурсы региона: имеются большие запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины, запасы водных биологических ресурсов (рыба и морепродукты), имеет выход в 3 моря (Чёрное, Азовское, Каспийское). Так же Северный Кавказ относится к одним из приоритетных проектов — создание  курортных зон, предусмотренных в Стратегии развития туризма России:  Архыз (Карачаево-Черкесия), Приэльбрусье (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия), Матлас (Дагестан), а также курорт Лагонаки в Адыгее. Согласно постановлению правительства, принятому в 2010 г., в уставной капитал внесено 60 млрд. рублей, что позволило Правительству РФ стать владельцем 98% акций компании, а  общий объём инвестиций в строительство пяти курортов  составляет  451,44 млрд. руб. [2, с.25] .

По своим особенностям и наличию богатых естественных и рекреационных ресурсов Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития туризма и отдыха. Именно поэтому в последние годы в республике всё больше внимания уделяется вопросам развития туризма.

В силу экономических, социальных и политических процессов, происходящих в стране в конце 1980-х и в 1990-е годы, положение этой отрасли чрезвычайно ухудшились. Так, если в 1990 году, объём рекреационного обслуживания составил более 350 тысяч человек, то в 2003 году было принято всего 33,4 тысячи туристов, то есть в десять раз меньше.   По данным Агентства туризма Республики Дагестан с 2014 года  повысился рост инвестиционной активности в туристско-оздоровительной сфере, в основном пляжного туризма. Заработали Дома отдыха и развлекательные центры на побережье Каспийского моря. Благодаря чему число посетителей увеличилось на 400–450 чел.

Подготовленная и рекомендованная Агентством по туризму РД целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса в РД на 2013-2017 годы» позволит решить многие поставленные задачи перед республикой. Предварительный общий объем финансирования программы составляет 8,7 млрд руб. При этом средства республиканского бюджета составят 1,5 млрд руб. (17%), бюджетов  муниципальных образований — 223,6 млн. рублей (3%), внебюджетные средства — более 6,9 млрд. руб. (80%). В 2015 году предусмотрено выделение 2,6 млрд. рублей.

Реализация  данной стратегии    создаст конкурентоспособный  туристско-рекреационный комплекс  на Северном Кавказе,  что приведет не только  к мощному экономическому подъему, а так же к благоприятному имиджу региона. Но построить курортную зону  не достаточно, важно еще подготовить квалифицированные кадры. Согласно данной  Стратегии это позволит  увеличить поток туристов на 180 тыс. человек, создать более 5 тыс. рабочих мест, более 7,5 тыс. койко-мест в местах размещения туристов, повысить качество кадрового обеспечения туристско-рекреационного комплекса, увеличить привлекательность и качество туристских услуг в Дагестане.

Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса – отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца».

  В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц:  акватель, апарт-отель, ботель бунгало, кемпинг, мотель, отель, пансион, приют туристский, ротель, флотель.

В России принята европейская классификация гостиниц, однако не все отели России соответствуют той звездной категории, к которой они относятся.  Классификация  гостиниц осуществляется Федеральным агентством по туризму, но производится по желанию самих хозяев гостиниц (Таблица 1).

Таблица 1

 Динамика категорий и аналогичных средств размещения, их классность по Российской Федерации

  2012г. 2013г. 2014г.
Всего 6774 5621 5953
 в том числе: гостиницы 5006 4039 4220
       
 из них гостиницы класса:      
  5 звезд 47 42 44
  4 звезды 178 149 164
  3 звезды 319 275 285
  2 звезды 156 118 106
  1 звезда 38 21 21
  некатегорийные 4268 3434 3600
 меблированные комнаты 760 573 616
мотели 97 81 99
пансионаты 99 88 127
общежития для приезжих 504 494 507
 другие организации гостиничного типа 308 346 384

Источник: [7]

Анализ   показывает, что произошли изменения в гостиницах класса «5 звезд»,  причина тому не  выгодным  строить пятизвездочные отели, из – за медленной окупаемости, а причина  уменьшения  численности гостиниц класса «2 звезды» — по логике туриста «отдых обязательно должен быть комфортным и уютным,  лучше немного накопить  собственного капитала, чтоб хорошо отдохнуть»  становится более актуальным сейчас. Гостиницы — пансионаты — дома отдыха повышенной комфортности, расположенный в курортной зоне, увеличились  за счет того, что туристы выбирают  спокойный тихий отдых у берега озера, в лесной зоне.

В Дагестане существуют  гостиницы, принимающие туристов, приезжающие к нам в основном по деловым вопросам: «Ак-гель», «Президент-Отель», «Петровск», которые строго ведут  гостиничное дело.

Роль гостиничного дела  в туризме является основной. Если принимающая сторона не будет заботиться о средствах размещениях, которую турист посещает сразу после  прибытия, то желание продолжить отдых, а также повторно приехать в эту же гостиницу, быстро пропадет.

В мире существует много гостиничных комплексов, включающие в себя от ночлега до различных оздоровительных процедур. Всемирная премия в области туризма World Travel Awards была основана в 1993г. и считается наивысшей наградой для туристических предприятий. Эта престижная премия ежегодно вручается лидерам международных компаний (Таблица 2).

Таблица 2

Лидеры  мировой  индустрии туризма и авиаперевозок, 2014г.

Номинация Страна Наименование
«Лучший в мире отель» Турция «Burj al Arab»
«Лучший бизнес-отель с апартаментами» Турция «Grosvenor House Dubai»
«Лучший бизнес-отель класса люкс» Россия «Radisson Royal Hotel»
«Лучшим городским отелем» Россия «Swissotel Красные Холмы»
«Лучшим курортом» Италия «Forte Village»
«Лучшая авиакомпания» ОАЭ «Etihad Airways»
«Лучшая авиакомпания»:

бизнес-класс

эконом-класс

 

Сингапур

Германия

 

«Singapore Airlines»

«Lufthansa»

«Лучшие туристические направления»   Мальдивы, Маврикий и Ямайка

Источник: таблица составлена автором  с использованием различных источников и наблюдений

Данные таблицы  показывают, что Россия победила в двух номинациях. Значит, стратегии развития туризма,  составленные  правительством РФ  по поддержке  крупных гостиничных комплексов работает. В России насчитывается менее 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Всего  40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. Для  инвесторов привлекательными остаются   города-миллионнеры и крупные индустриальные центры, так как  в этих регионах  активный экономический рост, постоянный туристический поток и высокий уровень жизни населения.

Для  изучения  состояния гостиничного хозяйства в туризме  рассмотрим  один из экономически развитых регионов России — Московская область,  наиболее привлекательный и перспективный для развития современного  туризма регион, здесь сосредоточено более 20% всех туристических ресурсов страны, включая природные, историко-культурные.  Факторы, влияющие на развитие туризма в Московской области:  1)   положительные факторы:  развитая дорожно-транспортная сеть, наличие трех международных аэропортов, а также собственно Москва с ее населением, обладающим высоким платежным потенциалом. Анализируя потенциальных клиентов гостиничных предприятий  —  это туристы,  которые приехали в регион для участия в различных корпоративных мероприятиях — конференциях, семинарах, тренингах. Вторая группа гостей — индивидуальные туристы: а) гости, приехавшие отдохнуть или поправить состояние здоровья (в основном, это семейный отдых); б)  клиенты, приехавшие группой отметить какой-либо праздник — день рождение, свадьбу, Новый год [3,  с.2].

 Отели дают возможность гостям удовлетворять многие свои потребности, не выходя из здания: в гостинице имеются банкетные залы, помещения для переговоров, бутики, сувенирные магазины, парикмахерские и салоны красоты, мастерские по уходу за одеждой и обувью. В связи с этим, можно константировать о достаточно высокой роли гостиничных предприятий в рамках инфраструктуры туризма, так как они жизненно необходимы для туриста

2) отрицательные  факторы: к слабым сторонам гостиничного хозяйства Подмосковья, да и всей России,  относятся   отсутствие средств размещения, не работают с турфирмами,  не принимают кредитных карт,  высокие цены на услуги, не отвечают реальному уровню сервиса. Чтобы выйти на международный  и профессиональный уровень гостиничных операторов, нужно в корне изменить существующее управление  в сфере гостиничного хозяйства. [4, с.25].

 В отличие от Московского региона в Дагестане много факторов, которые мешают  для полноценного развития туризма: недостаток высококвалифицированных кадров, по результатам опроса туристов, низкий уровень обслуживания гостиничного сервиса, отсутствие рекламы. Большинство российских туристов не знают о возможностях внутреннего рынка. Важен не только факт предоставления услуг, но и информационное обеспечение для работы курортов, негативный окрас республики в сознании россиян.

Решить данную проблему можно путем реализаций инвестиций  в туристические кластеры. Потенциальные возможности, которыми обладает Россия в плане развития туристического и связанного с ним гостиничного хозяйства значительны. Реализация проектов для создания туристических объектов требуют от государства развития инфраструктуры туризма, а также проведения согласованной бюджетно-налоговой,   денежно-кредитной политики республиканских  и муниципальных органов власти, на территории которых будут располагаться различные туристические профиля.  Одним из важных моментов является то, что вопросы развития туризма находятся  в поле зрения государства.  В концепции социально- экономического развития России до 2020 года обращено  много внимания на реализацию туристических программ в разных регионах страны. Решающим  в Концепции является  обеспечение научных и кадровых работников как необходимое условие повышения качества услуг туристской индустрии, т.е. будут способствовать повышению уровня занятости населения.

 

Список литературы

  1. Земцов А.Л. «Как развивается мировой туризм в цифрах» // Финансовая газета, М., 2014г.;
  2. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, М., 2008г.;
  3. Махова Н.В. «Внутренний туризм в России» — Туристический  портал // http: www.tourprom.ru;
  4. Тимофеева А.А. «Экономика туризма» // Федеральный научно- практический журнал // туризм: право и экономика №3, М., 2014г.;
  5. Федеральная служба государственной статистики //http: www.gks.ru;
  6. http://www2.unwto.org.
    География мирового туризма
    Рассмотрены вопросы распространения мирового туризма. Изучена одна из главных и ключевых сфер развития туризма - размещение туристов. Проведен анализ состояния гостиничного хозяйства и определена роль гостиничного дела.
    Written by: Казиханова Диляра Мирзеахмедовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/24/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook