28 Апр

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность исследования. Санитарное просвещение ­– важнейший раздел профилактического здравоохранения. В любом медицинском учреждении пациент может увидеть разнообразные формы наглядной агитации за здоровье и здоровый образ жизни. Средствами санитарного просвещения служат также радио и телевидение, газеты и журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

С 2002 года в России существует Межрегиональное общественное движение «Здоровье нации» (МОД), Национальный центр санитарного просвещения населения «Санпросвет» (НЦСП).  Одной из первоочередных задач, которые ставят его организаторы, является повышение санитарной культуры самих медицинских работников, а вслед за этим и населения [3].

Нельзя не согласиться в оценке важности санитарной культуры медицинского работника, но только одной санитарной культуры для эффективности санитарного просвещения недостаточно. Важную роль играет общее мировоззрение врача, фельдшера, акушерки, медицинской сестры – принципиально важно понимание ими самого термина «здоровье».

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946 года записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». В 1998 году ВОЗ скорректировала свое определение и взамен социальной выделила нравственную составляющую: «Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным» [цит. по: 2, с. 3].

Обращая внимание на здравоохранительную функцию морали, Ю. К. Абаев (2015) писал: «Самодовольство и раздражительность, мнительность и уныние, чревоугодие и любострастие – мощные союзники различных недугов. К сожалению, из понятия «здоровый образ жизни» все больше вытесняется моральная составляющая, а из причин болезней — их нравственная обусловленность» [1].

Еще ранее И. А. Гундаров (2001) доказал, что духовное неблагополучие служит фактором риска смерти, а духовность является реальным механизмом оздоровления. Он предложил считать «духовно благополучным» такой тип деятельности человека, который соответствует общечеловеческим ценностям [4].

Ведущее значение нравственности в подержании здоровья наглядно демонстрирует древнейшая психофизическая система оздоровления Йога, в которой сущность человека  представлена в виде пирамиды. На вершине пирамиды – нравственность, ниже – разум, под ним – мир эмоций, а в основании – физическое здоровье. В. Толстой считал, что поправить высший этаж пирамиды (главный регулятор жизни) можно с помощью искусства, путем приобщения к классической литературе [22].

Следовательно, эффективное санитарное просвещение должно не только давать знания по основам медицины, уходу за собой, но и воспитывать, приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям, формировать культуру здоровья. И сделать это можно через художественную литературу.

Кто, если не врач, будет воспитателем пациента? Врач может не только открывать человеку знания о профилактике заболеваний, об уходе за больными, информировать о здоровом образе жизни, но и формировать нравственные качества, навыки рационального поведения, рационального общения, постижения смысла жизни, критериев добра и зла.

До настоящего времени художественная литература не использовалась как средство санитарного просвещения, средства гигиенического образования и воспитания, что и определило цель исследования: изучить медицинскую тему в художественной литературе и разработать методы ее использования в санитарном просвещении, в формировании культуры здоровья.

Метод исследования: врачебное прочтение литературной классики.

Результаты. Составлены три хрестоматии (1998, 1999, 2012) фрагментов литературных текстов с медицинской тематикой, чтение которых расширяет кругозор медицинского работника, повышает его культурный уровень, помогает ориентироваться в литературных источниках для использования их в санитарном просвещении. В последних изданиях кроме фрагментов текстов приводятся  краткие сведения об авторе и цитируемом произведении [5–7].

При нацеленном врачебном прочтении художественной литературы установлена возможность, используя литературные примеры, эмоционально и безболезненно для лиц, не имеющих медицинского образования, говорить о причинах, признаках, течении и профилактике самых тяжелых заболеваний, таких как чума (Камю А. Чума; Боккаччо Дж. Декамерон), холера, столбняк (Вересаев В. В.), дифтерия (Булгаков М. А., Чехов А. П.), туберкулез (Чехов А. П.) [8, 19, 20].

Медицинский комментарий к фрагментам литературного произведения с медицинской темой позволяет деликатно, без назидания, даже с юмором говорить о вреде алкоголя и сквернословия, формировать здоровые привычки, мотивировать на здоровый образ жизни (Зощенко М., Некрасов Н. А.) [14, 15, 21].

Безмерную кладезь мудрости открывают русские народные пословицы. Они могут служить источником знаний о физическом и психическом здоровье, о питании и вредных привычках [9–11, 16, 17].

Врачебное прочтение отдельных произведений показывает большое разнообразие тем для санитарно-просветительной работы, которые можно использовать как «зачин» беседы и даже как ее основу. В романе Б. А. Пильняка «Голый год», например, выделено – 14 медицинских тем, а в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – 25 тем [13. 18].

Трехлетнее использование нами классической литературы в санитарно-просветительной работе со школьниками подтвердило состоятельность сформулированной ранее (2005) концепции развития культуры здоровья средствами художественной литературы [12].

Выводы. Классическая художественная литература может служить источником  формирования общей культуры медицинского работника и культуры здоровья населения. Это является основанием для включения художественной литературы в список средств санитарного просвещения.

Список литературы

  1. Абаев Ю. К. «С 1993 года извращения стали провозглашаться нормой…» [Электронный ресурс] // Здравоохранение. – 2015. – № 8 (авг.). – Режим доступа : http://www.zdrav.by/s-1993-goda-izvrashcheniya-stali-provozglashat-sya-normoy-legalizaciya-gomoseksualizma-odnopolye.
  2. Билич Г. Л. Основы валеологии / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова. – М. : Водолей, 1998. –560 с.
  3. Володин В. Д. Второе рождение санпросвета [Электронный ресурс] / В. Д. Володин. Интервью: Е. Сафонова // Врач и общество. – 2007. – Режим доступа : http://www.sanprosvet.info/index.php?q=node/26.
  4. Гундаров И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа [Электронный ресурс] // Общественные науки и современность. – 2001. – № 5. Режим доступа : http://ricolor.org/rus/zn/tz/demograf_nabat/4/.
  5. Медицина в художественной литературе : хрестоматия по медико-биол. дисциплинам / сост. Н. М. Гавинская, С. С. Тверская;  предисл., подгот. текстов, общ. ред. С. С. Тверской. – Коломна : КПИ, 1998. – 162 с.
  6. От культуры чтения – к культуре здоровья : хрестоматия по ОБЖ / авт.-сост. С. С. Тверская // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2012. – № 7–8. – 128 с.
  7. Психология здоровья в художественной литературе: Психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровье : хрестоматия / авт.-сост. С. С. Тверская. – М. : МПСИ : Флинта, 1999. – 240 с.
  8. Тверская С. Дорога в преисподнюю: авторская методика проведения занятий. Тема: «Особо опасные инфекции (холера)» (В. В. Вересаев. Повесть «Без дороги») // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. – № 9. – С. 40–48.
  9. Тверская С. С. 650 пословиц и поговорок об отношении русского народа к алкоголю / С. С. Тверская, Е. В. Воронкова // Психология притеснения: Обидчики и обиженные : материалы 7-й Всерос науч.-практ. конф., Коломна, 19–20 апр. 2007 г. – Коломна : КГПИ, 2007. – С. 58–77.
  10. Тверская С. С. Вопросы диетологии в русских пословицах // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : тез.  докл. 1У науч.-практ. конф. по проблемам  физ. воспитания учащихся. – Коломна : КПИ, 1994. – С. 271.
  11. Тверская С. С. Вопросы психического здоровья в русских пословицах // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: VI науч. – практ.  конф. по проблемам физ. воспитания учащихся : материалы конф. – Коломна : КПИ, 1996. – С. 204–205.
  12. Тверская С. С. Концепция развития культуры здоровья через художественную литературу // Вестник ЧГПУ. – 2005.  – № 6. – С. 81–92. – (Сер. 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология).
  13. Тверская С. С. Медицинские темы в романе Б. Пильняка «Голый год» // Б. А. Пильняк. Исследования и материалы : медвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А. П. Ауэр. – Коломна : КГПИ, 2001. – Вып. 3–4. – С. 133–144.
  14. Тверская С. С. Медицинский комментарий к рассказу М. Зощенко «Живой труп» // Вопросы оздоровления населения, теории, методики и психологи физ. воспитания и спорта : сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. ГПИ им. И.Я. Яковлева, 1996. – Т. 2. – С. 161–166.
  15. Тверская С. С. Н. А. Некрасов о пьянстве и сквернословии // Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиен. обучения и воспитания учащихся : науч.-метод. сб. – Коломна : КГПИ, 2003. – Вып. 3. – С. 75–80.
  16. Тверская С. С. Русские пословицы как источник знаний о здоровье // Человек. Общество. Цивилизация : материалы межвуз. науч. конф., Коломна, сент. 1994 г. – Коломна : КПИ, 1994. – С. 50–52.
  17. Тверская С. С. Русские пословицы о физическом здоровье // Совершенствование методов развития физ. качеств детей и молодежи : межвуз. сб. науч. тр. – Владимир : ВГПУ, 1996. – С. 106–107.
  18. Тверская С. С. Санитарное просвещение школьников средствами художественной литературы (на примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5. – С. 74–77. – Режим доступа : rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=5340.
  19. Тверская С. С. Студент Антон Чехов о туберкулезе (по повести «Цветы запоздалые») // Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиен. обучения и воспитания учащихся : материалы межвуз. заоч. науч.-метод. конф. – Коломна : МГОСГИ, 2010. – Вып. 10. – С. 71–79.
  20. Тверская С. С. Тематический диапазон и медицинская лексика цикла М. А. Булгакова «Записки юного врача» // Вестн. МГОСГИ. – 2011. – № 1 (11). – С. 78–88. – (Математические и естественные науки).
  21. Тверская С. С. Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы / С. С. Тверская, А. Л. Навроцкий // Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся : пособие. –Минск : Унiверсiтэцкае, 1998. – С. 78–115.
  22. Толстой В. На вершине пирамиды – нравственность // Медицинская газета. – 1991. –  № 22. – 29 мая. – С. 3.
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
    Статья информирует о художественной литературе как новом средстве санитарного просвещения, при котором достигается не только обучение основам медицинских знаний, но и повышение общей культуры и культуры здоровья пациента. Метод работы: врачебное прочтение классической литературы. Сообщается о произведениях, которые были использованы для санитарного просвещения.
    Written by: Тверская Светлана Семеновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/19/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook