30 Окт

САМООЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО РЕПРОДУКТИВНОМУ ЗДОРОВЬЮ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В 15-18 ЛЕТ ЖАЛАЛ-АБАДСКОЙ ОБЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На сегодняшний день, несмотря на многообразие опросников, единых критериев и стандартных норм оценки качества жизни, связанного со здоровьем, не существует. Вместе с тем, данные о результатах популяционных исследований качества жизни, так называемые популяционные нормы качества жизни, представляют большую ценность для различных институтов общества [Новик А.А., 2002]. Для разработки корректирующих мероприятий по улучшению качества жизни, такие данные (нормативные показатели) имеются во всех развитых странах мира с конца 1990-х гг., что стало возможным при разработке и внедрении опросника SF-36 [Gandek D., 1998]. Несмотря на популярность Опросника SF-36 в странах ближнего и дальнего зарубежья, который используется для изучения качества жизни лиц возрастной категории от 15 до 85 лет, для изучения качества жизни подростков в Кыргызстане он никогда не использовался. Поскольку данный опросник не содержит вопросов, касающихся репродуктивного здоровья и некоторых поведенческих факторов, присущих подростковому периоду, мы сочли нецелесообразным его использование в наших исследованиях. Более того, мы придерживаемся мнения, что репродуктивное здоровье и его влияние на качество жизни подростка высоко специфично, что должно быть отражено в опроснике. По этой причине мы использовали методику «Методика оценки связанного со здоровьем качества жизни 15-18-летних подростков», разработанную Белорусскими учеными и успешно апробированную на 949 подростках [Сурмач М.Ю., Тищенко Е.М., 2011,Сурмач М.Ю., 2013]. Данная методика позволяет определить, какие меры профилактики будут являться наиболее эффективными для конкретного подростка, отнести его к определенной группе риска с учетом многочисленных факторов, влияющих на качество жизни, связанного с репродуктивным здоровьем. Целью нашего исследования было изучение качества жизни, связанного с репродуктивным здоровьем девочек-подростков, проживающих в Жалал-Абадской области. В данной статье мы представляем результаты оценки первых двух компонент анкеты, направленных на изучение состояния здоровья девочек-подростков 15-18 лет, проживающих в Жалал-Абадской области, и информированности в области репродуктивного здоровья по результатам самооценки.

Материалы и методы исследования.

При оценке уровня качества жизни был использован алгоритм исследования, который включал многокомпонентную оценку. В данной статье мы представляем результаты двух первых компонент: самооценка состояния здоровья (F1) и уровня информированности о репродуктивном здоровье (F2).

Учитывая, что Жалал-Абадская область состоит из 8 районов, мы провели районирование выборки с учетом вовлечения в исследование девочек-подростков, проживающих в городской и сельской местности. Поскольку в Жалал-Абадской области отмечается значительное преобладание жительниц сельской местности (46.182 жительниц села против 10,625 жительниц городов), для исследования было взято в четыре раза больше девочек-подростков, проживающих в сельской местности. Использован случайный бесповторный отбор контингента.

Для определения объема выборки применяли статистические подходы к обеспечению репрезентативности (расчет для заданной точности с вероятностью безошибочного результата не менее 0.954, при этом t= 2), при любых значениях доли признака в генеральной совокупности [Паниотто В.И., Максименко В.С., 1982]. При расчёте объёма выборки были учтены и рекомендации А.В. Решетникова [2006], согласно которым, для сохранения структуры выборочной совокупности необходимо заложить «максимальный процент запаса прочности» выборки (учитывать дополнительное количество подростков на не полный процент возврата анкет и выбраковку части анкет из-за небрежного их заполнения). С учетом дополнительных 25% «запаса прочности» выборки, выборочная совокупность девочек-подростков составила 425 человек. Перед заполнением анкеты девочкам объяснили особенности их заполнения, предоставив приватную обстановку и гарантию анонимности. По желанию девочки анкета заполнялась либо на русском, либо на кыргызском языках. Анализ анкет, проводился, согласно методике, предложенной авторами разработки [Сурмач М.Ю., Тищенко Е.М., 2011], ручным методом с детализацией по каждому фактору (F1-F11).

Результаты исследования.

Самооценка состояния здоровья (F1). При оценке состояния своего здоровья 132/31.1% девочек оценили состояние своего здоровья как «хорошее» (4 балла по 5-балльной системе) или «отличное» — 30/7.1%. Почти половина 190/44.71% девочек отметили, что состояние их здоровья удовлетворительное («среднее»). Немалый процент респондентов (38/8.9%) отметили, что состояние их здоровья «плохое». То есть, большая половина опрашиваемых девочек не довольна состоянием своего здоровья. Под «хорошим» состоянием здоровья девочки понимали отсутствие каких-либо хронических заболеваний, инфекций, частых простудных заболеваний. «Если подхвачу грипп, часто переношу на ногах, иногда остаюсь дома, в больницу хожу редко, только для профилактического осмотра или получения справки». Под «удовлетворительным» состоянием здоровья девочки понимали следующее: «болею как и все, вирусные заболевания иногда бывают, остаюсь дома, лечусь, в больницах бываю, но редко».

При оценке каждого фактора, производилось сравнение с ранжированными показателями, предоставленными авторами методики [Сурмач М.Ю., Тищенко Е.М., 2011].

Таблица 1.

Самооценка состояния здоровья (F1)

Оценка здоровья Баллы/ (Fинд) N девушек, 425/100%±m% Ʃ Fинд
Отличное 5/10 30/7.06±1.24 300
Хорошее 4/7 34+28+35+35/ 132/31.06±2.24 924
Ближе к хорошему 3/5 35/8.24±1.33 175
Удовлетворительное 2/3 45+37+39+37+32/

190/44.71±2.41

570
Плохое 1/1 38 /8.94±1.38 38
Ср балл 2.83 425/100% 2007
F1 индивид.усредненное Ʃ(Fинд) 2007: n 425 =4.7 баллов
If 1 усредненный индекс

х100=47

 

Рис. 1.Самооценка состояния здоровья девочек-подростков

Как видно из приведенной таблицы:

  • Средний балл составил 2.83 из пяти возможных.
  • F1 усредненный = 4.7 баллов
  • Индивидуальный усредненный индекс =47

Таким образом, усредненный индивидуальный индекс качества жизни по первому фактору соответствует градации «ниже среднего».

Самооценка знаний о репродуктивном здоровье (F2).

Несомненно, что выбор сексуального и репродуктивного поведения определяется уровнем сексуальной информированности, более того, адекватной информированности. В результате нашего исследования выявлено, что только 164/38.6% девочек знают, что такое репродуктивное здоровье, 229/53.9% не имеют вообще понятия, что это такое, 32/7.53% — не уверены, что знают. При этом лишь 136/69.38% из 196, имеющих представления о РЗ отметили, что обладают достаточной информацией в этом вопросе, 28/14.3% — не уверены в достаточности знаний, 32/16.3% девочек не имеют достаточных знаний в этой области.

Таблица 2.

Знания о репродуктивном здоровье среди девочек-подростков

Анализируемый показатель Баллы/ (Fинд) N девушек, 425/100%±m% Ʃ Fинд

Знания о репродуктивном здоровье

Да 1/6 164/38.6±2.36% 984
Нет 2/2 229/53.9±2.42% 458
не уверена 3/4 32/7.53±1.28% 128

Достаточность знания о РЗ из 196/100%

Да 1/6 136/69.39±3.29 816
Нет 2/2 32/16.33±2.64 64
Не уверена 3/4 28/14.29±2.5 112
  2562
F2 индивид.усредненное Ʃ (Fинд)2562: n (42)=6.03 баллов
If 2 усредненный индекс х100= 50.25

 

Согласно проведенному анализу анкеты:

  • F1 усредненный = 6.03 баллов
  • Индивидуальный усредненный индекс (индекс ) =50.3 (средний уровень), важно отметить, что показатель 50.3 лишь на три десятых балла отличается от градации «ниже среднего» (норма для градации «средний» уровень составляет 50-60, для градации «ниже среднего» — менее 50.

Таким образом, усредненный индивидуальный уровень второго фактора качества жизни соответствует градации «средний». Важно отметить, что источники получения адекватной информации у девочек подростков различны.


 

Таблица 3.

Источники получения информации о репродуктивном здоровье

Источники информации о РЗ Количество респондентов, имеющих знания в области РЗ 164/100%
От сверстников 32/19.5
От мамы в семье 41/9.6
Из брошюр, которые раздавали в школе 66/40.2
От учителей 45/27,4
Из специальных книг 18/11
От мед работников 30/18.3
В интернете, ищу сама 67/40.9
Из собственного опыта 34/20.7
Из опыта сверстников 39/23.8
Из КДМ 11/6.7
Всего девочек, имеющих знания о РЗ 164/100

Настораживает тот факт, что в вопросах полового воспитания ведущая роль принадлежит самообразованию в равных долях информации, найденной девочкой-подростком в интернете и чтением специальных брошюр, роль семьи в вопросах полового воспитания весьма недостаточна (25%), как и роль школьного воспитания (27.4%). Значительный процент девочек получили определенные знания благодаря собственному опыту (20.7%)%) и опыту сверстников (23.8%). Последнее место в качестве ресурса получения определённых знаний в сфере репродуктивного здоровья уверенно принадлежит учреждениям общественного здоровья и здравоохранения.

Заключение

По данным случайного бесповторного опроса 425 девочек-подростков 15-18 лет, проживающих в Жалал-Абадской области, проведена оценка качества жизни, связанного с репродуктивным здоровьем. Лишь каждая третья опрашиваемая девочка-подросток оценила состояние своего здоровья как «хорошее». Почти половина 190/44.71% девочек отметили, что состояние их здоровья удовлетворительное («среднее»). Немалый процент респондентов (38/8.9%) отметили, что состояние здоровья «плохое». То есть, большая половина опрашиваемых девочек не довольна состоянием своего здоровья. Таким образом, индивидуальный индекс качества жизни по первому фактору соответствует градации «ниже среднего».

Усредненный индивидуальный уровень качества жизни по второму фактору соответствует градации «средний», так как в результате нашего исследования выявлено, что только 164/38.6% девочек знают, что такое репродуктивное здоровье, 229/53.9% не имеют вообще понятия, что это такое, 32/7.53% — не уверены, что знают. Уровень информированности девочек-подростков 15-18 лет, проживающих в Жалал-Абадской области чрезвычайно низкий, более того, девочки не имеют возможности получить адекватную информацию в образовательных учреждениях (27.4%). Именно образование в области репродуктивного здоровья и сексуального воспитания девочка должна получать в образовательных учреждениях с учетом специально разработанных программ и преподавателей, знающих детскую психологию и знающих как правильно донести эти знания для восприятия подростков, особенно чувствительных для понимания именно этого аспекта образования. Недостаточное внедрение образовательных программ по вопросам репродуктивного здоровья и сексуального воспитания, учитывающих этнические и культуральные особенности девочек-подростков, проживающих в Кыргызской республике, способствуют развитию поведенческих факторов риска репродуктивного здоровья подростка.

Список литературы:

  1. Новик, А.А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А.А. Новик, Т.И. Ионова. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОМА-ПРЕС Звездный мир», 2002. – 320 с.
  2. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. – Киев: Наукова думка — 1982, С.119.
  3. Решетников, А.В. Социология медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.
  4. Сурмач М.Ю. Методологические подходы к конструированию выборочной совокупности при исследовании здоровья и качества жизни подростков /М.Ю.Сурмач. Е.М.Тищенко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2011. — №4. – С.62 – 67.
  5. Сурмач М.Ю. Качество жизни подростков республики Беларусь, связь со здоровьем/М.Ю. Сурмач -Гродно: ГрГМУ, 2013.-228 с.
  6. Gandek, B. Methods for validating and norming translations of health status questionnaires: The IQOLA Project approach / B. Gandek, J. Ware // J. Clin. Epidemiol. – 1998. – Vol. 51, №11. – P. 953 – 959.
    . Большая половина опрашиваемых девочек не довольна состоянием своего здоровья. Только 164/38.6% де-вочек знают, что такое репродуктивное здоровье, уровень информированности девочек-подростков 15-18 лет, проживающих в Жалал-Абадской области чрезвычайно низкий, более того, большинство девочек не имеют возможности получить адекватную информацию в образовательных учреждениях.» author=»Давлетова Айнура Сатывалдиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(1)» ebook=»yes» ]